Медицина Кампо

Медицина Кампо

Время чтения 23:15

Медицина Кампо широко практикуется в Японии и полностью интегрирована в современную систему здравоохранения. Основа Кампо - традиционная китайская медицина, адаптированная к японской культуре. С небольшими изменениями её также приняли в Тайване, откуда она распространилась на Запад. В данной статье представлена краткая история Кампо, которая поможет выделить области, наиболее важные для японских практиков, и понять, каким образом определенный набор традиционных формул приобрёл для системы первостепенное значение.

Китайская практика лечения травами в Японии

Базовые тексты китайской медицины, такие как Нэй Цзин Су Вэнь и Лин Шу, а также медицинские справочники, попали в Японию в период с VII по IX век. Это привело к написанию Исинпо - первого в истории Японии текста о медицинской теории и практике Китая. В Исинпо были включены формулы (прописи) и теории прославленных учёных-медиков, представляющих китайскую традицию, таких как Чжан Чжунцзин и Сунь Симяо. Существенный вклад в систему внесли также знаменитые японские врачи классического периода (XV по XVIII вв.), такие как Санки Тасиро, Гондзан Гото и Тодо Ясимосу, и видные терапевты XX века (к примеру, Кэйсецу Оцука и Домей Якадзу), помогавшие восстанавливать Кампо после нескольких десятилетий гонений во время расцвета западной медицины в Японии.

Кампо (также известная под названием «Канпо», «Кампо» - более старое написание) буквально означает «метод Хань». Под этим подразумевается китайская система траволечения, развившаяся в период правления династии Хань. Хотя Кампо включает в себя акупунктуру, прижигание полынными сигарами и другие компоненты традиционной китайской медицины, она делает упор на лечении с помощью сочетаний трав (прописей). Сегодняшняя Кампо в первую очередь отличается от традиционной китайской системы траволечения, применяемой в континентальном Китае, другим базовым набором прописей. Кроме того, существуют некоторые отличия в подборке наиболее важных формул. К примеру, одна из наиболее часто упоминаемых традиционных формул в Китае - это Сюэ Фу Чжу Ю Тан (комбинация из персиковых косточек и сафлора). Это сочетание было разработано терапевтом Ваном Цинжэнем в XIX веке и используется для лечения застоя Крови. Однако в Японии наиболее частое сочетание для лечения застоя Крови - Гуй Чжи Фу Лин Сан (корица и пахима), формула времён династии Хань, описанная Чжаном Чжунцзином в III веке. Обе формулы родились в Китае, но Сюэ Фу Чжу Ю Тан по меркам истории китайской медицины - относительно новая, и возникла она после того, как Япония вышла из-под прямого влияния Китая. Существует некоторое количество традиционных книг по китайской медицине, на которые принято опираться в Японии. В них содержится перечень формул с ограниченным количеством трав, в то время как в Китае используется гораздо боле широкий перечень источников, трав и известных формул.

На практику Кампо за последние 25 лет очень сильно повлияло формальное признание некоторых традиционных китайских препаратов министерством здравоохранения Японии (в 1976 году) годными для включения в программу государственного социального страхования. Также в программу были включены несколько формул, разработанных в Японии. Эти препараты изготавливаются фабричным способом при строго соблюдаемых условиях. В результате этого японские врачи концентрируют внимание на небольшой группе формул: из 148 прописей, одобренных системой Кампо, часто прописывают около 80-ти. Напротив, китайские врачи не только, как правило, работают с более обширной группой традиционных формул, но и создают совершенно новые, используя широкий спектр трав. Многие прописи, прописываемые китайскими врачами, применяются в форме отвара. К тому же не существует специальной системы ценообразования, подталкивающей врачей к определённым формулам. Кроме того, в Китае существуют тысячи патентованных лекарств, многие из которых появились раньше, чем китайское правительство ввело на них какие бы то ни было ограничения.

На Западе практика китайского лечения травами испытала сильное влияние системы Кампо, потому что японский подход был введён рано (до введения лицензирования акупунктурных практиков) и эффективно.

Появление китайской медицины в Японии

Культурные контакты между Китаем и Японией существовали с древних времён. Распространена китайская легенда о том, что первый император (время правления: 221-210 до н.э.) послал корабельную экспедицию через Восточное море, чтобы ему привезли траву бессмертия. По некоторым предположениям, члены экспедиции вернулись назад с ганодермой (линчжи, яп. рэйши). Некоторые китайские медицинские труды появились в Японии уже в IV-V веке н.э. Они пришли из Кореи, поскольку там к тому времени китайская медицина уже была распространена. В летописях указывается, что в Японию в 459 году н.э. приезжал корейский врач Те Лай и что китайский буддист по имени Чжи Цун в 562 году н.э. привёз в Японию через Корею медицинские тексты. В этот же период в Японии была принята китайская письменность. Таким образом, японцы смогли обучаться у китайцев буддизму, конфуцианству, государственному устройству и искусству прорицания. Путь к изучению китайской медицине также был открыт.

Говорят, что первые официальные занятия по китайской медицине в Японии проводил корейский врач в 602 году н.э. по приказу императрицы Суико (период правления: 592-628 гг. н.э.). Во время её правления японский императорский двор начал отправлять послов в Китай. Некоторые японцы, посещавшие Китай, главным образом, с дипломатическими миссиями, привозили классическую китайскую литературу по медицине. В 701 году был составлен Кодекс Тайхо Рицюро (серия указов, устанавливавших определённую политическую и образовательную систему). Помимо прочего, благодаря Кодексу появилось министерство здравоохранения (Тэнъякурё, что также можно перевести как «институт медицины»). Кодекс Тайхо, созданный под влиянием двух посещений императорского двора Тан послом Энити, включал в себя раздел, посвящённый китайской концепции инь-ян, одной из основ китайской медицинской теории и других аспектов китайской культуры. Услуги министерства здравоохранения оказывались исключительно членам королевского двора и аристократам, в то время как бедняков лечили в буддийских храмах, в том числе с помощью китайских лекарственных средств. Императрица Комё (701-760 гг. н.э.) в 730 году н.э. основала фонд для поддержки бесплатной медицины для нуждающихся. Этот фонд предоставлял нуждающимся местные, японские травы, но метод их применения уже подвергся влиянию принципов китайской медицины.

Эти ранние контакты и взаимодействия с Кореей и Китаем не слишком сильно повлияли на медицину в Японии. До этого времени основными течениями в японской медицинской деятельности были шаманизм, экзорцизм и ритуальные очищения. Травы использовались мало, в основном, в символических целях. Более широкий интерес к китайской медицине, по-видимому, возник после визита китайского буддийского священника Цзянь Чжэня (яп. Гандзин), прибывшего в Японию в 753 году н.э. (в период расцвета китайской династии Тан). Цзянь Чжэнь накопил массу знаний о медицине и травах. В течение 12 лет он предпринял пять неудачных попыток добраться до Японии по бурному морю. В конце концов, ему это удалось. К моменту приезда он был уже слеп, но благодаря величию души он сумел многое сделать. Он приехал в Японию с медицинскими текстами, набором трав и желанием учить людей своему искусству. Говорят, что он развил своё обоняние до того, что мог различать нужные травы и их поддельные заменители, несмотря на слабость зрения. Важнее всего то, что он лечил людей бесплатно. Это добавило уважения как к буддизму, так и к китайской медицине и, вместе с благотворительным указом императрицы Комё, изданным несколькими годами раньше, явилось началом социальной медицины в Японии.

Набор трав, привезённый в Японию Цзянь Чжэнем и другими врачами, приехавшими позже, сохранился до наших дней. В комплексе зданий, известном под названием Сёсоин (иногда называемом Сэйсоинь), хранится набор трав, выставлявшийся перед статуей Будды в храме Тодаидзи в императорском дворце (см. рис.1). Этот набор был отдан в храм спустя 49 дней после смерти императора Сёму (Сэйму Тэнно) в 756 г. н.э. Согласно буддийским верованиям, будущее перерождение определяется и душа вселяется в нерождённый плод спустя 49 дней после смерти. Сёсоин служил хранилищем и музеем этих трав и чудом избежал как природных катастроф, так и несчастий, созданных рукой человека. Сейчас это один из самых древних сохранившихся архитектурно-исторических комплексов в Японии. Сёсоин был построен таким образом, чтобы не дать травам испортиться. Каждый год в архитектурном комплексе проходит церемония проветривания (aired out), длящаяся неделю. Согласно списку, прилагавшемуся к коллекции, изначально в неё входили 60 различных лекарственных средств. Поскольку медикаменты выдавались пациентам, запасы 20 средств были исчерпаны, и из первоначальных образцов осталось 40. Кроме того, после составления списка были добавлены ещё 16 трав. Учёные провели анализ представленного материала, чтобы подтвердить его подлинность. Этот анализ показал, что многие действующие вещества остались неизменными спустя более чем 13 веков.

После введения китайской медицины Цзянь Чжэнем некоторое количество японцев захотели изучать эту традицию и распространять её в Японии. Для этого они привезли из Китая многочисленные медицинские труды. Синьсю Бэньцао (исправленный и дополненный справочник по медицине), также известное под названием Бэньцао Тан, созданное по заказу императорского двора династии Тан в 659 году н.э., в 787 году н.э. было включено в перечень обязательной литературы для изучения медицины в японском министерстве здравоохранения. К сожалению, многие из 844 лекарственных веществ, описанных в руководстве по медицине, в то время в Японии были недоступны.

В конце VIII века японский врач Илура Ямануэ поехал в Китай изучать китайскую медицину и написал стихотворение, где упоминал знаменитых китайских врачей, таких как Бянь Цуэ, Хуа То и Чжан Чжунцзин. Это стихотворение было издано в антологии поэтов IX века. Некоторые медицинские труды японских авторов, такие как Датун Лэйци Фан («Сводный список древних традиционных сочетаний трав», 808 г. н.э.) и Цзинь Лан Фан («Драгоценные сочетания», 868 г. н.э.), также были написаны в IX веке. Список китайских медицинских трудов, составленный около 895 г. н.э., включал в себя 166 текстов. Около 918 г. н.э. был создан японский медицинский словарь (Хондзо-вамё), ссылавшийся на 60 разных китайских медицинских трудов.

Постоянно пополняющаяся подборка китайских трудов послужила основой для первостепенного японского труда по китайской медицине - Исинпо («Суть медицины и терапевтических методов»; китайское название - И Синь Фан). Этот текст, состоящий из тридцати отдельно озаглавленных свитков, был написан Ясуёри Тамбой в 984 году н.э. Это самая древняя японская книга на эту тему, дожившая до наших дней. Исинпо - сборник медицинских знаний и теорий, распространённых в период правления династии Суй (589-618 гг. н. э.) и династии Тан (618-907 гг. н.э.). В сборнике цитируются более ста китайских источников. Существенное влияние на этот период истории китайской медицины оказали два знаменитых врача более ранних эпох: Чжан Чжунцзин (около 150-220 гг. н.э.) и Сунь Симяо (581-682 гг. н.э.) Чжан написал труд, впоследствии разделённый на Шанхань Лунь и Цзиньгуй Яолюэ. Сунь Симяо получил в Китае славу «короля врачей» или «бога медицины»; его труды по лечению травами назывались Цяньцзинь Яофан и Цяньцзинь Ифан (вместе их называют Цяньцзинь Фан). Сунь Симяо, в свою очередь, испытал влияние знаменитого алхимика Ге Хона (281-341 гг. н.э.), особенно с учётом даосских практик. Гэ Хон описал некоторые сочетания трав в своей книге Чжоухоу Бэйцзи Фан (около 340 г. н.э.) В то время наиболее распространёнными справочниками по медицине были Шэньнун Бэньцао Цзинь (около 100 г. н.э.) в исправленной и дополненной форме, Миньгуй Белу, написанный Тао Хунцзином, и уже упоминавшийся Синьсю Бэньцао.

Тао Хунцзин разделил травы, упомянутые в первоначальном справочнике по медицине, на три категории: высшие, средние и низшие травы. Это разделение коренным образом повлияло на представления о медицинской практике той эры. Считалось, что высшие травы подходят для длительного приёма с целью сохранить здоровье и достичь долголетия. В эту категорию входило много растительных средств, но важнейшим из них считалась киноварь (сульфид ртути), чаще всего применявшаяся даосскими искателями бессмертия. Лекарственные средства, содержащие большие количества киновари, часто в сочетании с реальгаром, получили распространение под влиянием Гэ Хона и Сунь Симяо, изучавших даосские практики. Конечно, эти средства, считавшиеся такими полезными при регулярном приёме, на самом деле были ядовиты, и как китайские, так и японские искатели долголетия страдали от последствий их приёма. Средние и низшие травы использовались для лечения конкретных болезней, принимались в течение относительно короткого времени и считались умеренно токсичными. На самом деле, многие из них были менее токсичными, чем киноварь, однако такая классификация подтверждалась тем, что к этой категории принадлежало некоторое количество сильнейших наркотических средств, например, генква и дурман.

Сочетания, приведённые в Шанхань Лунь и Цзиньгуй Яолюэ, в большинстве своём состояли из растительных субстанций, в основном низко токсичных. Эти растительные субстанции дополнялись минералами или минерализованными смесями, большинство из которых были вполне безопасны: к примеру, раковина устрицы, кость дракона, гипс и тальк - все эти материалы, содержащие кальций и использовавшиеся в некоторых сочетаниях. Эти древние формулы вскоре стали одной из основ медицинской традиции Кампо. Многие практики Кампо до наших дней изучают и превозносят Шанхань Лунь и Цзиньгуй Яолюэ и прописывают характерные для них препараты, такие как младшая формула володушки (Сяо Чай Ху Тан), сочетание корицы и пахимы (Гуй Чжи Фу Лин Сан), формула пахима-пять (Ву Лин Сан), комбинация пуэрарии (Гэ Гэн Тан) или сочетание Тан-куэй и пиона (Дан Гуй Шао Яо Сан). Это относительно небольшие сочетания, состоящие, как правило, из пяти-девяти элементов, опирающиеся в основном на небольшое количество трав, которые в современных текстах классифицируются как приносящие облегчение, чистящие жар, изгоняющие сырость и тонизирующие.

Вскоре после издания Исинпо Япония вступила в период изоляции. Последние послы вернулось из Китая в 894 году н.э. Несмотря на то, что отдельные японские учёные посещали Китай по личной инициативе, связи существенно ослабли. Формулы Чжан Чжунцзин и Сунь Симяо, а также медицинские теории и практики их времени, оставались ведущими в практике Кампо до конца XV века.

Две школы Кампо: госэйха и кохоха

Школа Госэйха (Школа современного развития медицины) развилась в результате двенадцатилетнего визита Санки Тасиро (1465-1537) в Китай с 1486 по 1498 г. Во время своего пребывания в Китае он испытал мощное влияние медицинской школы, известной под названием Цзинь-Юань. Название отсылает нас к двум династиям из северных племён: Цзинь, мирно сосуществовавшей с южной династией Сун, и Юань, то есть монголам, контролировавшим практически весь Китай. Из ведущих врачей периода Цзинь-Юань на Санки Тасиро повлияли, в частности, Ли Гао (он же Ли Дуньюань, 1180-1251) и Чжу Данси (1281-1358), основатели школ «селезёнки и желудка» и «питательного Инь». Названия школ отражают ту поддерживающую терапию, которой основатели школ придавали первостепенное значение. Существовали ещё две школы, делавшие упор на очищение от жара и скверны. Помимо рекомендаций по лечению травами, врачи периода Цзинь-Юань работали над дальнейшим развитием системы Пяти Элементов и связанных с ними понятий пяти органов цзан и шести органов фу (органов, подвластных, соответственно, началам Инь и Ян), а также влиянием окружающей среды на здоровье. В силу этих составляющих теории много внимания уделялось размышлениям о взаимодействиях внутри организма, а также о взаимодействии организма и окружающей среды (в том числе организма и предписанных трав). Эти размышления легли в основу методов школы Госэйха. Эта школа также испытала влияние неоконфуцианства, ставшего в Китае той эпохи ведущим философским течением, во многом благодаря Чжу Си (1120-1200).

Школа Госэйха начиналась скромно, но в XVI веке получила существенное распространение благодаря многим ученикам и последователям Тасиро. Это распространение продолжилось и в XVII веке. Ключевым деятелем школы Госэйха можно считать Манасэ Досана (1507-1594), ученика Тасиро, автора восьмитомного труда Кэйтекисю («Учебник по терапии внутренних заболеваний») и основателя Кэйтеки-Ин, частной медицинской школы в Киото. Он придерживался мнения, что при лечении острых заболеваний следует полагаться в основном на формулы Шанхань Лунь, но для лечения хронических болезней подходят предписания школ Цзинь-Юань, в первую очередь, две школы поддержки организма Ли и Чжу. Он также предупреждал, что растительные лекарственные средства обладают некоторой естественной токсичностью, и при их применении следует соблюдать осторожность. Сын Досана, Гэнсаку, также стал видным практиком Кампо. Он написал Игакутэнсэйки, сборник клинических случаев, включавший в себя истории знаменитых людей. Основу школы Госэйха иногда называют «медициной Досан».

Благодаря школе Госэйха в практике Кампо стала использоваться новая группа прописей. В обиход вошли формулы Ли Гао и Чжу Дань Си. Однако более важным нововведением стали формулы из книги Тайпин Хуэйминь Хэйцзицзюй Фан, изданной в 1110 году. Эта книга, созданная по приказу императора династии Сун под руководством придворного врача Чэня Шивэня, содержит большое количество формул. Во время работы над этой книгой Китай переживал всплеск интереса к Шанхань Лунь и Цзиньгуй Яолюэ. Не удивительно, что многие из формул, приводившихся в Хэйцзицзюй Фан, совпадали по сочетанию ингредиентов и структуре с теми, что приводились в более ранних трудах. Из многочисленных традиционных китайских сочетаний трав, активно применяемых в наши дни, в этой книге берут начало комбинация четырёх основных трав (Си Цзюнь Цзы Тан), комбинация Тан-куэй-четыре (Сиу Тан), а также сочетание володушки и Тан-куэй (Сяо Яо Сан). Формулы Хэйцзицзюй Фан так же широко вошли в обиход, как формулы Шанхань Лун, что придало новый импульс практике Кампо.

Постепенно появилось течение, не принимающее спекулятивной логики учений Цзинь-Юань. К примеру, основоположник Цзинь-Юань, Чжан Юаньсу (1151-1234), предполагал, что каждый растительный компонент для влияния на тот или иной орган поступал в организм через один или несколько связанных с ним специфических каналов (меридианов). Ученик Чжана Ли Гао также поддержал эту идею. Эта концепция находит отражение даже в современных руководствах по медицине: за описанием природы и вкуса растительных компонентов обычно приводится список затрагиваемых меридианов. Однако концепция встретила возражения как в Китае, так и в Японии. Гипотезы этой теории считаются оторванными от практики. Считается также, что она слишком сильно полагается на жёсткую привязку к теориям Пяти Элементов и цзан-фу органов без наблюдения клинических эффектов. Сегодня, несмотря на перечисление «входных меридианов» растительных компонентов в соответствующих текстах, медики редко полагаются на эти сведения при выборе растительных препаратов в клинически важных случаях.

В Японии появилась новая школа, отрицающая медицинские реформы Цзинь-Юань и предпочитающая опираться на практические знания и более ранние учения (например, на учения времён династии Тан). Это была школа Кохоха (Школа классических формул). Последователи школы Кохоха также отрицали неоконфуцианство, предпочитая первоначальные постулаты Конфуция. Вскоре эта школа не столько стала равноправным конкурентом школы Госэйха, сколько заменила её. Многие представители школы Кохоха делали упор на учениях и формулировках Шанхань Лунь, то есть возвращались к самому древнему и надёжному из классических текстов. Однако другие не стали жёстко придерживаться этого источника и остались открытыми для новых формулировок, таких как Хэйцзицзюй Фан.

Одна из основных характеристик этой школы - опора на теорию, получившую в наши дни название «теория подтверждения» (другое название - «теория соответствия»). При таком подходе для комплекса симптомов и признаков (кит. «чжэн») болезни находится соответствующая древняя формула. Это делается без промежуточных рассуждений, типичных для школы Госэйха с её анализом начал Инь и Ян и Пяти стихий. Многие современные практики Кампо сохранили этот принцип.

В этот период были разработаны две специфических концепции о причинах болезни и её лечении. Один из подходов основывался на проблеме застоя энергии Ци, а другой - на влиянии конкретного внешнего яда. Ранний деятель этой школы, Гондзан Гото (см. табл. 2), особенно подчёркивал, что развитие болезни связано с проблемами циркуляции энергии Ци. Он замечал, что некоторые люди оставались здоровыми, несмотря на жёсткие погодные условия (внешние причины болезни согласно китайской системе), и не страдали от болезней, вызванных сильными эмоциональными переживаниями (внутренними причинами болезни согласно китайской системе). Однако другие легко поддавались неблагоприятным влияниям, и, по его предположению, причиной такой восприимчивости был застой Ци. Поэтому для профилактики и лечения болезней он применял разнообразный набор техник для преодоления застоя Ци, в который входило не только лечение травами.

Другое своеобразное понимание болезни связывается с наиболее видным деятелем школы Кохоха, Тодо Ёсимасу (1702-1773). В его понимании существовал единственный основной токсин, проникающий в организм и вызывающий все болезни. Различия между болезнями и их симптомами, по его мнению, существовали из-за того, что один и тот же яд действовал в разных областях организма. Он придавал огромное значение китайской системе диагностики брюшной полости, уже практически забытой в самом Китае. Он считал, что отравленное место проще всего можно было определить по состоянию брюшной полости. Ёсимасу написал книгу Рудзиухо (Указания по предписаниям Кампо), в которой он заново классифицировал формулы Шанхань Лунь и Цзиньгуй Яолюэ. По его мнению, сами прописи были очень ценны, но от сопутствующей теории разделения типов болезней на «инь» и «ян» следовало отказаться. Многие практики Кампо до сих пор во многом опираются на концепцию связи между некоторыми симптомами в брюшной полости и соответствующими формулами из Шанхань Лунь или Цзиньгуй Яолюэ. Ёсимацу также написал Якучо («Характеристики трав»), до сих пор остающуюся важным трудом по истории Кампо. 

Обе эти теории о причинах болезней были такими же умозрительными, как и теории школы Госэйха. Однако рекомендуемые терапевтические подходы основывались на эмпирических наблюдениях и практических методах и поэтому не считались отступлением от фундаментальных принципов школы Кохоха. Столетие спустя в Китае получило распространение движение, сходное со школой Кохоха. Во главе этого движения стоял Цзоу Шу (1790-1844), автор Бэнь Цзинь Шу Чжэн («Справочник по медицине - классические комментарии и благодарности», завершён в 1837, издан в 1849 году). Его книга была реакцией на изданную в 1700 году Бэньцао Шу, которая, по его мнению, содержала слишком много медицинских теорий Цзинь-Юань в пренебрежение практическими предписаниями Шанхань Лунь и Цзиньгуй Яолюэ и трудами Суня Симяо. Он хотел совместить теоретическую и практическую информацию и избежать нарастающей тенденции к затемнению понимания растительных средств и их сочетаний.

Существенное влияние на школу Кохоха, во всяком случае, на практиков, не придерживающихся исключительно трудов Чжана Чжунцзиня, оказал труд китайского врача Гуна Тинсяня (1522-1619) Ваньбин Хуэйчунь (1587). Этот труд написал его ученик Дай Маньгун, впоследствии переехавший в Японию. Ещё одним китайцем, переехавшим в Японию, был Ма Жунью, учёный школы Нэй Цзин. Его сын был учеником Гуня Тинсяна и внёс вклад в его наследие.

Предписания Гуна в большой мере основывались на принципах Шанхань Лунь, Хэйцзицзю Фан и других древних текстов. Он составил длинные сочетания из более ранних и коротких формул и добавил некоторое количество трав, получивших в те времена широкое распространение (в основном средства для понижения жара, выведения токсинов и снятия опухолей; он работал во время активного развития концепции эпидемических «тёплых болезней»). Хороший пример формул Гуна - комбинация Тан-куэй и гардении (Вэнь Цин Тан). Это сочетание восьми трав, состоящее из четырёхтравной комбинации (комбинация коптиса и щитка) из «Предписаний экстренной медицины» Гэ Хона (340 н.э.) и четырёхтравной формулы из Хэйцзицзю Фан (комбинация Тан-куэй-четыре). Комбинация Тан-куэй и гардении, в свою очередь, послужила основой для более обширных рецептов, например, комбинации гардении и Vitex (Си Гань Мин Му Тан), в которую Гун включил мяту, схизонепету, платикодон, гипс, кассию и другие травы, применявшиеся в составе жаропонижающих средств.

Формулы Гуня - одно из последних существенных дополнений, внесённых в эту медицинскую систему. После этого Кампо стало устоявшейся японской медицинской традицией, независимой от Китая. В этот период Япония продолжала ввозить медицинские труды, включая Бэньцао Ганму («Краткое руководство по траволечению») Ли Шичжэня, впервые появившееся на островах в 1607 году, но Кампо продолжала развиваться своим путём. Некоторые новые формулы были выведены японскими практиками, такими как Сохако Асада и его последователи, но большинство формул, на которые опиралась Кампо, пришли из Китая вплоть до трудов Гуна Тинсяня. Как только Кампо к концу XVI века приобрело статус сильной и независимой системы, в Японию пришла западная медицина, постепенно приведшая к упадку практики Кампо.

Упадок системы кампо и распространение западной медицины

Западную медицину в Японию впервые завезли португальцы спустя несколько десятилетий после их первой высадки в Японии в 1543 году, то есть около 1590 года. Методы западной медицины также были привезены испанцами во время первого десятилетия XVII века. Однако влияние Португалии и Испании ограничивалось прибрежными регионами, такими как Кюсю (один из японских островов). Вскоре после вторжения португальцев и испанцев правители Японии ввели политику национальной изоляции. Начиная с 1639 года, были разрешены торговля и общение с голландцами, единственными из всех представителей западных держав. В результате этого в Японии появились голландские врачи и медицинские труды.

Чужеземная медицина приобрела значимость только после того, как её изучили японские учёные и написали о ней со своей точки зрения. Например, в 1774 году Гэнпаку Сугита издал книгу Кайтай-синсё («Новая книга анатомии»), резко улучшившую репутацию западной медицины. Гэнтаку Оцуки также изучал западную медицину и указал на то, что две медицинских системы могли бы дополнить и нивелировать недостатки друг друга. В этот период традиционные практики начали специализироваться на разных областях, как принято в западной традиции. Например, Гэнэцу Кагава (1700-1777, см. табл. 3) сконцентрировался на акушерстве и гинекологии; его труды повлияли на всё последующее развитие этой области. Сэйсю Ханаока (1760-1835, см. табл. 4) активно занимался интеграцией Кампо и западной медицины.

Больше всего развитие западной медицины в Японии подстегнуло введение вакцинации против оспы в 1849 году, спустя 50 лет после разработки этой технологии в Европе. Кампо не располагала аналогичными методами предотвращения эпидемий, и успешное проведение прививочной кампании сказалось на её репутации. Затем в результате политики правительства Мэйдзи Кампо в период с 1868 по 1902 год пережило тяжёлый упадок. Правительство исходило из того, что Япония слишком слаба в сравнении с западными державами, и предприняло решительные шаги по усилению армии и укреплению позиций на международной арене. В рамках этой политики методы западной медицины были сочтены оптимальными и получили полную поддержку правительства. Традиционную систему оттеснили на второй план, поскольку считалось, что она устарела и ослабляет Японию. С 1875 года были введены новые медицинские экзамены с упором на химию, анатомию, физиологию, патологию, фармацевтику, терапию и хирургию. Догматы традиционной медицины, лечение травами, акупунктура и другие аспекты старинной традиции в экзамен не включались. В 1883 году правительство потребовало сдачи нового экзамена даже для тех, кто хотел заниматься Кампо. Экзамен требовал такой интенсивной подготовки, что возможность параллельно заниматься Кампо была фактически исключена даже для тех, кто хотел это сделать вопреки господствующим тенденциям.

Возрождение кампо

Внезапная изоляция традиционной медицинской системы в 1875 году оскорбила практиков Кампо. Для защиты и сохранения Кампо некоторые из них основали Ассоциацию Онти-ся. Наибольшую известность в этой связи получили Гёко Ямада, Сёхаку Асада и Риси Мори. Начиная с 1880-х годов, они наняли некоторое количество других специалистов по Кампо и основали несколько небольших больниц, специализирующихся на практиках Кампо. Однако к 1887 году организация распалась, потому что основные члены союза либо покинули его из-за внутренних разногласий, либо умерли от старости. В 1895 году была предпринята попытка законодательной реформы, вводящей отдельное лицензирование по Кампо, но она не удалась. Один из главных активистов по поддержке этой реформы, Коккан Адзай, умер в 1902 году. На этом система Кампо практически прекратила своё существование.

Несмотря на весьма успешную попытку правительства Мэйдзи уничтожить Кампо, к моменту смены правительства Мэйдзи на Тайсё осталось несколько практиков, продолжавших развивать свою традицию. Правительство Тайсё по-прежнему отдавало предпочтение западной медицине, но после 1902 года появилась некоторая возможность возрождения, поскольку Кампо перестала считаться потенциальной угрозой для модернизации и необходимость в преследованиях отпала. Практики Кампо начали писать о ценности системы; например, Кэйдзюро Вада в 1910 году написал Икаи-но-тэттсуи («Железный молот медицинского мира»), а Таданао Накаяма в 1927 году написал Кампо-игаку-но-син-кэнкю («Новое исследование медицины Кампо»). Кроме того, в 1937 году в университете Такусёку был введён курс по Кампо (на данный момент такой курс существует в Медицинском и фармацевтическом университете г. Тояма).

После 1920-х годов Кампо начали продвигать не только старые врачи домэйдзиевской эпохи, но и молодые энтузиасты, перешедшие к Кампо после изучения современной медицины. Кэйсэцу Оцука, ставший одним из самых знаменитых практиков Кампо XX века, рассказывает о своём переходе от западной медицине к Кампо:

В 1920 году я учился на втором курсе в школе медиков Кумамото (школа западной медицины). Однажды я гулял в парке в пригороде Кумамото и увидел вывеску: «Больница китайской медицины». Я видел много больничных вывесок до того и после, но не помню ни одной из них. Только эту я до сих пор ясно вижу перед собой. Я помню, что, увидев слова «Китайская медицина», я не почувствовал ничего, кроме презрения. В то время я не знал, что эта больница была основана ещё в эру Токугавы и прославилась лечением травами по китайской системе. Я подумал, что эта вывеска - всего лишь реклама врача, практикующего без лицензии. Я вспомнил этот случай много позже, когда сам начал изучать китайскую медицину.

Многие спрашивали меня, почему я отказался от изучения современной медицины в пользу китайской медицины, области, в то время маргинальной и презираемой обществом. Вот что я обычно отвечаю на этот вопрос. Во-первых, я в детстве был слабым и болезненным, и современная медицина мне не помогла. Во-вторых, я родом из медицинской семьи и вырос в окружении книг, в том числе по китайским и другим практикам лечения травами. На самом деле, я думаю, что я в конце концов посвятил себя изучению этой системы, потому что так было суждено, а не по тем причинам, которые я обычно привожу. Если бы не воля случая, я бы, вероятно, не стал бы изучать китайскую систему лечения травами.

Я помню не один случай на протяжении моей медицинской карьеры, когда я исцелял коллег-врачей с помощью китайских растительных средств. Все они во время болезни принимали китайские травы, но никогда не начинали изучать китайскую медицину. На самом деле, из множества врачей, происходящих их медицинских семей и росших в окружении китайских трав, всего несколько так же, как и я, отказались от занятий современной медициной и посвятили себя изучению китайской медицины.

Однажды утром в мае 1927 года я, как обычно, до начала приёма пациентов читал раздел газеты Токубай, посвящённый литературе. Там я увидел рецензию на книгу Таданао Накаямы под названием «Новое исследование медицины Кампо». Прочитав рецензию, я сразу же заказал книгу. В рецензии упоминалось, что в осеннем выпуске журнала «Япония и японцы» вышла статья Накаямы «О возрождении китайской системы траволечения». Поскольку статья произвела фурор, он написал книгу на её основе.

В течение многих лет я смотрел на китайскую медицину снисходительно, но по прочтении этой книги понял, что этот подход не менее научен и клинически пригоден, чем подход современной медицины. Я устыдился своего незнания: до этого я думал, что это всего лишь народные средства. Прочтя эту книгу, я узнал о существовании классического труда Шанхань Лунь, самой старой книги по терапии в мире.

Однажды я увидел анонс публикации первого номера журнала под названием «Кокан Игаку» (июнь 1927 г.). Я сразу же заказал его. Специалист по траволечению Юмото, позднее ставший моим учителем, издавал его за свой счёт, хотя не был богачом. Прочитав журнал, я решил посвятить свою жизнь китайской системе лечения травами.

Юмото закончил медицинскую школу Киндзавы (школу западной медицины) в 1901 году. Однако он изменил своё мнение о ценности медицинских практик и отказался от современной медицины в пользу изучения китайской. В этот период (около 1920 года) практикующих специалистов по китайской медицине уже не было, но некоторые врачи решили изучить эту тему, не отказываясь от западной медицинской практики. Лицензированный медик имел возможность прописывать рецепты из арсенала китайской медицины, но специалист по Кампо, не имеющий западного медицинского образования, не мог этого делать, потому что не получил бы разрешение практиковать.

Помимо постепенного возрождения медицины Кампо практиками современной медицины, развитию этой области поспособствовало ещё одно обстоятельство: модернизация формы, в которой отпускались растительные препараты. В 1920е годы Нагакура, фармацевтическая компания под руководством Нагакуры Ондзо, начала разрабатывать способы массового производства китайских традиционных лекарственных средств с использованием высокоточной аппаратуры и научных методов. Это привело к производству сухих отваров в удобной гранулированной форме, обычно называвшихся вакан-яку («традиционные лекарственные средства в японском стиле») и ставших стандартным методом работы в системе Кампо. Вместо набора ящичков с ограниченным количеством необработанных трав, которые следовало отобрать, взвесить и выдать пациенту, чтобы тот дома сам приготовил из них отвар, появились промышленно приготовленные сочетания трав в удобной форме, выдававшиеся пациенту в дозировке, достаточной до следующего визита. Примерно в то же время Цумора Дзюнтэндо, компания, основанная Юсей Цумурой в 1893 году, основала научно-исследовательский институт с делянками лекарственных трав для развития Кампо.

Таким образом, после начала изучения Кампо некоторыми врачами, издания некоторых книг и журналов по Кампо, введения курса Кампо в медицинском институте и начала производства современных лекарственных препаратов растительного происхождения, были созданы все условия для существенного развития этой области медицины. Написание труда Кампо-идзюцу-фукко-но-рирон («Теории о восстановлении медицины Кампо») Синитиро Такэяма стало началом новой эры в практике Кампо.

С началом Второй мировой войны развитие Кампо отодвинулось на второй план. Современная медицина, особенно хирургия и методики лечения с помощью антибиотиков, в военные годы приобрели критическое значение. После поражения Японии в 1945 году на восстановление страны, её промышленности и общественной жизни ушло несколько лет. Медики, вновь занявшиеся практикой Кампо, в 1950 году основали Японское общество восточной медицины. В него входило 98 членов. Организация многое сделала для развития Кампо в сегодняшней, восстановленной форме. В данный момент она насчитывает около 10 000 членов. Разработки готовых форм лекарственных средств Кампо, начатые в 1920-е годы, продолжались, что позволило в 1950-е годы начать их продукцию в промышленных масштабах.

В 1967 году четыре лекарственных средства Кампо были включены в японскую программу государственного социального страхования. В 1976 году японское правительство официально одобрило 82 рецепта системы Кампо. Их можно было приобрести в рамках системы государственного социального страхования как патентованные лекарственные средства. Кроме того, департамент фармакологии министерства здравоохранения и социального обеспечения одобрил использование в медицинских учреждениях 210 прописи, включая уже упомянутые 82 формулы, и их продажу в качестве патентованных лекарственных средств. Правда, не все из них были включены в программу государственного социального страхования. Эти сочетания были одобрены как лекарственные средства, не проходя длительный процесс регистрации, требующийся для современных лекарств (и любых других сочетаний трав). Долгая история применения этих средств была сочтена достаточным свидетельством их безопасности, если не эффективности, поэтому органы контроля отказались от обычной процедуры длительного сбора доказательств их безопасности. Сегодня программа государственного социального страхования покрывает 148 рецептов. Более половины из них составляют основу современной практики Кампо.

Помимо формул, принятых несколько столетий тому назад школами Госэйха и Кохоха, в число одобренных формул были включены несколько рецептов школы «лихорадочных болезней», образовавшейся в Китае в XVIII веке. Больше всего на Кампо повлияла книга Вэньбин Тяобянь («Систематическая классификация тёплых болезней»), написанная У Ютоном, также известным под именем У Тан, и изданная в 1798 году. Он изобрёл популярную формулу из жимолости и форзиции (Инь Цяо Сань), а также комбинацию тутовника и хризантемы (Сан Ю Инь). Обе использовались для лечения недомоганий типа Ветра-Жара. Кроме одобренных формул, все отдельные травы, входящие в состав формул, разрешены к использованию, поэтому врачи могут также прописывать изменённые формулы из базовых комбинаций в сочетании с отдельными травами или новые формулы, составленные из отдельных трав.

В период с 1985 по 1995 год Кампо активно распространялась. После этого число практиков стабилизировалось на практически постоянном уровне. По статистике, около 20-25% японских медиков включали в практику отдельные средства растительного происхождения. Однако, как указывает Тэрасава Кацутоси, только около ста врачей регулярно прописывают своим пациентам средства Кампо. Соотношение врачей, предоставляющих отдельные лекарства Кампо, по некоторым оценкам, повысилось до 50% или даже больше. Также увеличилась пропорция специалистов Кампо (более 200 человек). Кроме того, сочетания трав продаются примерно в 10 000 аптек. Около 2% всех потребляемых в Японии лекарств - средства растительного происхождения. Большую часть из них изготавливает Цумора Дзюнтэндо. Также этим занимаются около 20 менее крупных производителей. Исследования медицины Кампо проводятся в Медицинском и фармацевтическом университете Тоямы, институте Китадзато в Токио, университетской клинике Кинки под Осакой, а также в некоторых других местах. Исследования, проведённые в Японии, показали, что в основном средства Кампо применяются при лечении гепатита, синдрома менопаузы, обычной простуды и других инфекций верхних дыхательных путей, автономных нервных дисфункций, запоров, кашля и астмы, кожных болезней (в основном экземы и других категорий дерматита), люмбаго и невралгии, а также желудочно-кишечных расстройств.

Продвижение кампо в Америке через Тайвань

Кампо в Тайвань принёс доктор Хун-Ен Су (1917-1991), уроженец Тайваня, изучавший фармакологию в Японии и проникшийся японским подходом к лечению травами. Кроме того, он заинтересовался технологией, разработанной Нагакурой. Вернувшись в Японию, он основал в Тайване фармацевтическую компанию Сунь Тэнь и в 1963 году начал производство средств Кампо. Кроме того, Су стал директором отделения по контролю продуктов питания и лекарственных средств национального ведомства здравоохранения. Он внёс существенный вклад в научное изучение Кампо, основав научно-исследовательский институт Брайон, где специалисты под его руководством оценивали безопасность и фармакологический эффект формул, каждого ингредиента в отдельности и их активных действующих веществ. Также в институте исследовалось происхождение отдельных растительных лекарственных средств, продаваемых на рынках Гонконга, Тайваня и Японии. Су привёз в Тайвань книги практиков Кампо, и их методология получила широкое распространение, поскольку с практиками материкового Китая в тот момент практически не было прямой связи.

В Америку Кампо пришла тоже благодаря доктору Хун-Ену Су, поскольку он эмигрировал из Тайваня в США. В 1975 году он основал две организации: Институт восточных целительских искусств (ИВЦИ) для публикации литературы по теме и корпорацию «Брайон Хёрбз», в задачи которой входила продажа средств Кампо и китайских прописей, изготовленных Сунь Тэнь. ИВЦИ начал издавать журнал, выходивший раз в два месяца - «Бюллетень института восточных целительских искусств»; впоследствии бюллетень был преобразован в ежеквартальный «Международный журнал восточной медицины». Многие статьи были написаны японскими врачами, включая знаменитых практиков Кампо, например, Кэйсэцу Оцуку и Домэя Якадзу (ИВЦИ осуществлял перевод и редактуру).

ИВЦИ также издал немало книг по китайской медицине, основанных в первую очередь на практике Кампо, например, «Как лечиться китайскими травами», «Китайская растительная медицина и терапия» и «Иллюстрированный справочник часто применяемых в китайской медицине сочетаний трав». В книгах приводились формулы, используемые практиками Кампо, и типичные для Кампо указания по их применению, часто отличающиеся в отдельных деталях от указаний в книгах материкового Китая (со временем в публикации ИВЦИ было включено больше информации из Китая). ИВЦИ издал несколько книг японских авторов, касающихся непосредственно опыта клинической практики в Японии, например, клиническое руководство «Натуральная медицина и китайские травы» Оцуки, Якадзу и Тоторо Симицу, сборник клинических случаев «Тридцать лет практики Кампо» Оцуки и книгу «Комбинированное применение восточной и западной медицины» Тоёхико Кикутани. Кроме того, ИВЦИ издал перевод Шанхань Лунь с аннотацией Оцуки.

Прописи, изготавливаемые Сунь Тэнь и продаваемые корпорацией «Брайон Хёрбз», использовались как в Тайване, так и в Японии. Сунь Тэнь стала единственным из более чем десяти изготовителей подобной продукции, удовлетворившим строжайшие требования к импортной продукции, введённые для защиты японской промышленности. Позднее Сунь Тэнь открыла фабрику по производству лекарственных средств в США. Это единственный крупный производитель лекарственных средств Кампо в США. Производством руководит один из сыновей Хун-Ена Су, Чао-шин Су, автор статей и соавтор книг, выпущенных ИВЦИ. В данный момент некоторые другие тайваньские производители лекарственных средств Кампо последовали за Сунь Тэнь и предлагают свою продукцию на рынке США, в первую очередь фармацевтическая компания Кайзер и Минь Тун. Кроме того, на рынок пришли японские и корейские фирмы (в Южной Корее также используются средства Кампо). Переводная литература о Кампо и сочетаниях трав поставляется в Европу, Канаду, Австралию и другие регионы мира.

Растительные лекарственные средства, изготовленные промышленным путём, приобрели на Западе популярность благодаря удобству и качеству сухих экстрактов, дальнейшей разработке средств в форме капсул и таблеток, а также доступности экстрактов отдельных трав, из которых можно составить новые формулы. Средства Кампо - источник сочетаний, типичных как для Китая, так и для Японии (например, формула Реманния-шесть; Лю Вэй Ди Хуан Вань), а отдельные травы - возможность составить индивидуальный рецепт, не заставляя пациента приготавливать отвар. Уникальный для Кампо диагностический подход - диагностика по состоянию брюшной полости - редко практикуется в Америке, но японский подход к сочетаниям трав и указания по их применению обогатили понимание китайской медицины местными практиками. Чтобы повысить интерес к формулам Кампо, были предприняты некоторые усилия по их интеграции в научный формат, принятый в Китае. Например, ИВЦИ издал «Подробное руководство по китайской растительной медицине» шанхайских врачей Цзэлиня Чаня и Мэйфана Чэня. Большинство формул, приведённых в этой книге, взяты из системы Кампо, но описываются также типичные для Китая изменения формул в соответствии со знаками и симптомами.

В конечном итоге, Кампо на Западе интегрируется в более широкую систему, совмещающую в себе черты японского, тайваньского и собственно китайского подхода к традиционной китайской медицине и нацеленную на эффективное сочетание с современной (т.е. западной) медициной. Опыт японских врачей, использующих традиционные сочетания трав, - образец применения традиции как ценной части современной медицины.

Автор: д-р Субхути Дхармананда, директор Института традиционной медицины (Портленд, штат Орегон)

Обязательно поделись

этим