Главная страница » ОБЩЕЕ » Притчи » Адыгейские притчи

Адыгейские притчи

Статьи

Адыгейские притчиПокупатель бороды

   Как сказывают-пересказывают, один человек ходил и всё твердил:

   — Если бы кто-нибудь дал мне в долг тысячу рублей, я бы вернул их через сутки.

   Люди не могли понять, почему он так говорит, и удивлялись. Наконец один бай решил: «Будь что будет, дам ему тысячу рублей. Отдаст — очень хорошо, не отдаст — накажу его как-нибудь». И дал ему эти деньги.

   Получив тысячу рублей, человек стал говорить:

   — Куплю бороду, если кто хочет продать.

   И, повторяя эти слова, он отправился искать, кто бы продал ему бороду. Долго ли, недолго ли он так ходил — подошёл к нему один человек и сказал:

   — Я продам бороду.

   — Хорошо, я куплю её, но с условием: я могу делать с ней всё, что захочу.

   Продавец согласился.

   — Тогда пойдём составим договор, — сказал покупатель. И записали в договоре, что он покупает бороду за тысячу рублей и имеет право делать с ней что захочет, а продавец бороды точно так же имеет право использовать эту тысячу рублей, как пожелает.

   Зашли в дом. Продавший бороду дал покупателю бритву и сказал:

   — Возьми и сбрей бороду.

   Тот ответил:

   — Я купил право делать что захочу с твоей бородой, а не с волосами, которые растут на твоём подбородке. Поэтому я отрежу и унесу всю твою голову.

   И он взял продавца за шею, будто собирался отрезать ему голову.

   — Что ты делаешь?! — вскрикнул тот и вскочил с места. — Мы же не так договаривались!

   — А что же ты думал, я даром тебе тысячу рублей дал? — ответил покупатель.

   — Нет, на это я не согласен, — сказал продавец и передал дело в суд.

   Судья решил, что покупатель прав, так как он покупал не волосы, а бороду с той частью лица, на которой она растёт.

   — Тогда я не хочу твоей тысячи рублей и возвращаю их тебе! — сказал продавец. — Не согласен продавать бороду.

   — Но у нас ведь условленно, что нельзя отказываться от договора. А если ты теперь отказываешься, то должен прибавить к моей тысяче рублей ещё тысячу. Иначе я унесу твою голову, — возразил покупатель.

   — Ну, раз так, что мне остаётся делать! — сказал продавец и отдал покупателю ещё тысячу рублей.

   Хитрец отнёс долг баю и хотел прибавить ещё пятьсот рублей. Но бай подумал: «Раз он так хитёр, он, наверно, хочет выманить у меня ещё тысячу рублей». И не взял у него этих денег.

Притча про деньги

   За шумом дождя Лао не расслышал стука в дверь и пошёл открывать, только когда весь дом затрясся от сильных ударов. У ворот, держа на поводу навьюченного мула, стоял странно одетый человек. Он заговорил, сначала невесть что, но потом, увидев непонимание, перешёл на язык похожий на здешний.

   - Я перешёл через горы. Я устал и голоден. Можно ли у вас переночевать иностранцу?

   - Мы рады тому, кто идёт с миром. Заходи в дом, ты получишь еду и постель.

   Сон был крепок, а наутро путник увидел голубое небо, солнце и вершины гор. Время собираться в дорогу.

   - Прощай, хозяин. Благодарю за ночлег. Вот, держи.

   - Что это?

   - Это? Деньги.

   - Прости, но в наших краях нет ничего подобного. Объясни, зачем даёшь ты мне эти предметы?

   - Ты пустил меня в дом, накормил, дал новую одежду и еду на дорогу. Я же даю тебе за это деньги.

   Тот, у кого много денег - самый уважаемый человек.

   - Спасибо, я понял. У нас нет такого обычая, но я вижу, что он мудр.

   - Прощай!

   - Да помогут тебе боги!

   Через час Лао был в доме у кузнеца.

   - Сделай мне, мастер, сто дисков со знаком моей семьи. Мой сын поможет тебе. Дело в том, что вчера вечером пришёл ко мне один чужестранец, и он рассказал...

   А некоторое время спустя, по всей этой небольшой стране распространился обычай: если кто-то делал другому человеку приятное, тот давал ему серебряный диск со знаком своей семьи. Эти диски хранят дома или мастерят из них ожерелья.

   И человек, у которого много денег - самый уважаемый человек.

Поцелуй красавицы

   Жила-была девушка несравненной красоты, но у нее не было ни мужа, ни жениха. Дело в том, что рядом с ней жил мудрец, и он сказал:

   - Тот, кто решится поцеловать красавицу - умрет!

   Все знали, что мудрец никогда не ошибался, поэтому сотни отважных джигитов глядели на девушку издалека, не решаясь даже подойти к ней. И вдруг однажды появился юноша, который с первого взгляда, как и все остальные, влюбился в красавицу. Но он мгновенно перелез через ограду, подошел и поцеловал девушку.

   - Ах! - вскричали джигиты. - Сейчас он умрет! Но юноша поцеловал девушку еще раз, и еще. И она тут же согласилась выйти за него замуж.

   - Но как же так?! - воскликнули остальные джигиты. - Ты, мудрец, предрекал, что поцеловавший красавицу - умрет?!

   - Так и будет, - ответил мудрец. - Но я никогда не говорил, что это случится тотчас. Он умрет когда-нибудь потом, когда после многих лет счастливой жизни придет его срок.

Адыгейские притчиСуд Джебага

   Жил некогда мудрый человек по имени Орый. Он умел находить справедливое решение по всякому делу, и люди всегда советовались с ним.

   Однажды Орый услышал, как на улице мальчики спорят о чём-то. Спор был очень шумный, ребята все более горячились, но тут они увидели подходившего к ним сверстника и вдруг прекратили спор.

   — Джебаг идёт к нам, он нас рассудит.

   Мальчик согласился.

   — Хорошо, — сказал он, — охотно разберу ваш спор. Хотите, как Орый, неправильно разберу, а хотите, справедливо разберу?

   Орый услышал это и удивился. «Что же неправильного и несправедливого усмотрел он в моём разбирательстве?» — подумал он.

   — Когда ребята, играя, заспорили и попросили тебя рассудить их, ты сказал им, мой мальчик: «Хотите, как Орый, неправильно разберу, хотите, справедливо разберу?» Почему ты так сказал? Когда я несправедливо судил? — спросил Орый мальчика при людях.

   — Нет, я этого не говорил никогда. Где мне взять столько ума? — отказывался Джебаг.

   Но люди настаивали, и он сказал им правду.

   — Сознаюсь, что говорил это, и скажу, почему так говорил. Два пчеловода имели пасеку в поле. Они построили там шалаш и жили в нём. Как-то они нашли одного заблудившегося козлёнка и поделили его поровну. Они согласились, что одна половина — и головы, и туловища по всей длине, включая одну переднюю и одну заднюю ногу, — будет принадлежать одному из них, а вся вторая половина — другому. Однажды днём, когда козлёнок находился на пасеке, он споткнулся и сломал ногу. Хозяин этой половины козлёнка наложил на больную ногу деревянные накладки и обвязал её сверху тряпками. Вечером пасечники развели огонь, приготовили еду, поели и легли спать, не потушив огня. Козлёнок нечаянно прыгнул в огонь, и тряпка, в которую была завёрнута его нога, загорелась. Перепугавшийся козлёнок побежал по пасеке. На пасеке был стог соломы, солома вспыхнула от горящей тряпки, и все пчёлы ночью погибли в огне.

   Утром оба пчеловода пришли к Орыю, попросили рассудить их. Орый разобрал их дело и решил так: пасека сгорела по вине того, кто обвязал поломанную ногу тряпками, поэтому хозяин этой половины козлёнка должен возместить стоимость сгоревших пчёл. Вот то несправедливое решение, которое вынес Орый.

   — Что же ты видишь в этом несправедливого? — спросил Орый.

   — Ты не должен был, Орый, обвинять хозяина, которому принадлежала половина со сломанной ногой. Ты должен был признать виновным хозяина другой половины, — сказал Джебаг.

   — Почему?

   — Орый, твой ум несравненно больше моего, и ты понимаешь, что если бы козлёнка не понесли его здоровые ноги, поломанная нога никуда бы не смогла пойти. А если так, то виноваты здоровые ноги. Поэтому я считаю твой суд несправедливым.

   — Верно, мой мальчик, признаюсь, что я неправильно решил. С сегодняшнего дня передаю тебе права судьи, — сказал Орый.

   Джебаг долго отказывался, говоря: «Я не могу справиться», — но народ решил, что он подходит для этого дела, и в конце концов Джебаг согласился.

   Так Казаноко Джебаг стал судьёй.

Адыгейские притчиНа ком жениться

   Жил один юноша, и было у него две невесты, обе красавицы. Одна была дочерью самого бедного человека в ауле, другая была дочерью самого богатого. И было у юноши два друга. Один из них советовал ему жениться на дочери самого бедного человека. Он считал, что она будет ему лучшей парой, так как её руки не боятся никакой работы. Другой советовал юноше жениться на дочери богатого и говорил, что она рукодельница, строго соблюдает религиозные обычаи, не пропускает ни одного намаза.

   Юноша женился на дочери богача. Жил он с женой неплохо. Однажды встретил он своего друга и спросил его:

   — Скажи, почему ты не советовал жениться на дочери богатого?

   — Потому что я знал: когда она была девушкой, она водила за собой мужчин, — ответил тот. — А кто привык к такой жизни, тот никогда её не оставит.

   — Как это может быть, если она так усердно совершает все намазы? — удивился муж. — До сих пор я не замечал за ней ничего плохого.

   — А ты проследи за ней, когда она совершает намаз, и, если ничего не заметишь, значит, мои слова ложь, — сказал друг.

   И вот однажды поздно ночью жена стала совершать намаз. Муж лёг и притворился, будто спит, а сам стал подглядывать за ней. Думая, что муж спит, жена взяла кумган (сосуд) и вышла во двор. Муж, крадучись, вышел за нею. Она направилась к коровнику и зашла под навес. Тут муж увидел, что в коровнике её ожидал мужчина.

   — Кто ночью находится в моём коровнике?! — крикнул он.

   Мужчина бросился бежать, а женщина скрылась в доме и заперла за собой дверь.

   Когда муж вернулся, жена не пустила его.

   — Иди, иди! Возвращайся туда, где был ночью до сих пор, — сказала коварная притворщица.

   Пока он пререкался с нею у двери, на шум прибежали муртазаки (караульные).

   — Почему ты стоишь здесь ночью? — спросили они.

   — Жена не пускает в дом, — ответил он.

   — А где он был? — крикнули они жене.

   — А спросите его, где он был! Наверное, на каком-нибудь разбое, — крикнула в ответ коварная женщина.

   — Мы знаем, где он был! — сказали муртазаки, схватили его и бросили в темницу.

   Вскоре затем повели его в один дом, там показали ему зарезанных мужчину, женщину и ребёнка и спросили:

   — Кто был с тобой, когда ты убивал их?

   — Знать не знаю, — ответил он и отказался признать себя виновным.

   Но его недолго думая приговорили к смерти.

   — В пятницу отведите меня в мечеть и разрешите совершить намаз вместе с аульчанами. Там я назову сообщников.

   Ему разрешили совершить намаз. В пятницу привели его в мечеть, Люди помолились и вышли из мечети. А бедняга сидит да сидит и не кончает намаз. Муртазаки ожидают его. Но тот сам не знает, что делать. Знает одно — без вины его расстреляют. Наконец он устал сидеть, оглянулся — и увидел, что сзади него сидят ещё двое и так же, как и он, усердно совершают намаз.

   — Вот мои сообщники! — указал он на них. Муртазаки схватили обоих и увели в темницу. На допросе они признались:

   — Правда, убили мы, но того, кто на нас указал, с нами не было, и мы не знаем, почему он называет себя нашим сообщником.

   Тогда спросили этого человека:

   — Теперь нам ясно, что ты невиновен. Но как ты узнал, что убийцы — эти двое?

   Он ответил:

   — Тот, кто совершает преступления, всегда усердно молится богу. Вот и сегодня: народ давно кончил намаз, а эти двое, помня о совершённом преступлении, продолжали молиться, умолять Аллаха простить их грехи. Так я узнал, кто убийцы.

   Его отпустили. Он вернулся домой и развёлся с женой.

Малечипх и ее соседка

Однажды Жагиша, отец маленькой Малечипх, отправился с нартом Шужеем в поход на одноглазых великанов.

Понадобилось матери Малечипх немного соли, и она послала девочку к соседке, жене Шужея.

В доме Шужея сидело несколько юношей-нартов. Постыдившись при гостях высказать свою просьбу, дочь Малеч долгое время не произносила ни слова.

— Чего тебе надо? — неприветливо спросила де вочку соседка.

— Мать прислала меня за тем, что сладкое превращает в горькое, а горькое в сладкое, — отвечала Малечипх.

— Прибери тебя бог, бесенок! Что же это превращает сладкое в горькое, а горькое в сладкое? При такой хитрости ты, верно, без мужа родишь! — рассер дилась соседка, не понимая, чего нужно Малечипх.

Девочка так и ушла ни с чем. Слова соседки показались ей очень обидными.

— Скажу-ка я что-нибудь гуаше в отместку, — решила она.

Дождавшись рассвета, Малечипх опять пошла к жене Шужея.

— Отец мой захворал и вернулся ночью. Твой нарт, говорит он, передал тебе поклон и велел приго товить к его приезду сано без винограда, — сказала Малечипх и ушла домой.

Встревожилась жена Шужея и стала ломать себе голову: как из ничего приготовить виноградный напиток?

Через несколько дней возвратился вместе с Жагишей нарт Шужей и спешился возле своего дома.

— Какую загадку ты мне загадал! — упрекнула своего мужа соседка.

— Что же я тебе загадал? — удивился Шужей.

— Без винограда велел приготовить сано!

— Эй, жена, не сошла ли ты с ума? Я в толк не возьму, что ты говоришь! — ответил Шужей.

Тогда жена передала мужу слова Малечипх.

Шужей позвал Малечипх вместе с ее отцом и спросил:

— Зачем ты пришла и соврала моей жене, будто я велел приготовить сано без винограда?

— Она меня попрекнула, сказав, что я без мужа рожу. Вот мне и хотелось поглядеть, как она пригото вит из ничего виноградный напиток! —ответила нарту Малечипх.

— А почему жена сказала тебе такие слова? — продолжал допытываться Шужей.

— Мать послала меня к ней попросить немного соли. А я, застав здесь нескольких юношей, постыди лась сказать, что у нас нет соли, и попросила гуашу дать мне того, что сладкое делает горьким, а горькое— сладким! На это она мне отвечала: “Да приберет тебя бог, бесенок! Ты, видно, без мужа родишь!” — расска зала Малечипх и прибавила: — Если твоя гуаша су меет приготовить сано без винограда — значит она сказала правду!

Шужей призадумался. Ему очень понравился мудрый ответ Малечипх.

— Ты права, а виновата моя жена! — молвил он и, перевязав руку Малечипх повыше запястья шел ковой лентой, отпустил ее домой.

— Если моя гуаша не знает, что превращает сладкое в горькое и горькое в сладкое, она не годится мне в жены! —решил Шужей и отослал ее к родите лям, надеясь жениться на маленькой Малечипх.

Чем бы вы ни занимались, познанием себя или мира, рано или поздно вы придете к тому, что все проблемы со здоровьем, энергетикой, судьбой, кармой, взаимоотношениями и т.д. имеют свои корни сразу на нескольких уровнях, - физическом, психологическом и ментальном. Многие практики, упражнения и медицина помогают лишь на время, т.к. не работают со всеми причинами дисбаланса, неприятностей, слабого здоровья. Есть техника, работающая не только с первопричинами и корнями всех проблем, но и осуществляющая работу на всех уровнях. Подробнее о технике вы можете прочитать в этой статье.
6155
Рейтинг статьи: + 0
Автор: Yuliya
 
    Индуистские притчи
    Господь улыбается в двух случаях.Есть два случая, когда Господь не может не улыбнуться.Когда человек тяжело болен и близок к смерти, а врач говорит матери больного: "Не бойтесь, я спасу его", то врач забывает, что в основе всякого события жизни или...
    Японские притчи
    Рука судьбы. Великий японский воитель Нобунага решил однажды атаковать врага, который десятикратно превосходил числом солдат. Он знал, что победит, но солдаты его уверены не были. В дороге он остановился у синтоистского храма и сказал: "Когда я...
    Греческие притчи
    Лучшее и худшее. Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» —...

Ещё похожие статьи

 

Индийские и восточные притчи Индийские притчи Понять глубину, красоту и
Hаходка бpиллианта на гpязной доpоге. Гуду был учителем импеpатоpа своего


Комментарии (0)
Оставь свой след!

 Присоединяйтесь
Гости не имеют права голоса. Зарегистрируйтесь и сможете высказаться не только тут, но и на форуме :-)


Случайный выбор
Сыроедческие роллы или фаршированная «рыбка» (5349)
Побочные эффекты, возникающие при неправильном выполнен ... (4723)
Про сон и сновидения (6964)
Ароматы и сексуальность (5915)
Гадание на картах. Часть 1 (9678)

Случайная цитата
168 # Люди, у которых нет собственной жизни, всегда вмешиваются в чужую. Еще цитата