Главная страница » ТРАДИЦИИ » Буддизм » Несколько слов о Мантрах

Несколько слов о Мантрах

Статьи

Мантра и Джапа


Согласно философии древнеиндийских мудрецов, вся наша Вселенная является лишь внешним выражением Высшей Реальности, недоступной познанию посредством интеллекта. Эта Трансцендентная Реальность или, в терминологии индуизма, Брахман проявляет себя с одной стороны в виде неодушевлённой вселенной, а с другой - в форме бесчисленных центров сознания или душ. Эти души оказываются вовлечёнными в долгий процесс сначала инволюции (нисхождения в материю), а затем эволюции (восхождения к духу), который растягивается на многие воплощения и представляет собой так называемое колесо сансары (цикл рождений и смертей). Конечной целью эволюции душ является осознание ими своей Божественности и выход из круга сансары, то есть достижение мокши (конечного освобождения). Почему души были вовлечены в процессы инволюции и эволюции - это особый вопрос (атипрашна), на который нельзя получить ответ на уровне интеллекта и который может быть разрешён только после достижения самореализации.

Все без исключения живые существа в этом мире стремятся к счастью. Но многие ли его достигают? Несмотря на огромные успехи человеческого интеллекта, повсюду в мире можно видеть боль, страдания, смерть. И всё же на земле есть и всегда были те немногие, кто, обретя истинное и абсолютное знание, пребывают в постоянном блаженстве, помогая человечеству в достижении того же. Именно они - мудрецы и йоги - говорят нам, что источник счастья можно найти только внутри самого себя, подняв своё сознание на высший, божественный уровень, через преодоление иллюзий и ограничений низшей жизни. Для этого человек должен стать на путь духовного совершенствования.

 

 

 

Мантра как инструмент садханы


Существует много видов духовной практики или путей, ведущих к постижению Бога: ритуальное поклонение, молитва, медитация, различные формы йоги и т.д. На санскрите духовная практика именуется садханой, а человек, занимающийся ею - садхакой (Садхака - человек, занимающийся духовной практикой, то есть практикующий садхану [реже - садхак: жен. род. - садхика]). Садхана - это длительный путь постепенного и прогрессивного раскрытия в себе всё более высоких уровней сознания посредством индивидуального усилия (корень 'садх' означает 'прилагать усилие') вплоть до достижения конечной цели человеческого развития - единения с Богом. Основным принципом любой садханы является увеличение в человеке саттва-гуны (одного из фундаментальных качеств природы, связанного с духовным началом в человеке). Одной из наиболее распространённых форм садханы в Индии (особенно на её начальных этапах) является повторение мантры или джапа.

Мантра как инструмент садханы известна с ведийских времён и представляет собой специфически индийское явление. Сами Веды, считающиеся откровением Бога, есть ничто иное, как совокупность священных текстов, состоящих из мантр.

Все священные писания мира единодушны в том, что наш мир был сотворён при помощи Слова. "В начале было Слово" читаем мы в русском переводе Библии. В греческом оригинале это звучит как "В начале был Логос". В Ведах говорится: "Праджапатир Ваи Идам Асит. Тасья Ваг Двитийя Асит" - "Поистине существовал лишь Праджапати (Бог). С ним вторая была Вак (Речь, Слово)".

Согласно священным писаниям, первичное проявление Высшей Реальности происходит посредством изначальной вибрации, которая называется шабда, что означает Звук или Слово. Брахман в форме Слова или Звука именуется Шабдабрахманом. В этом смысле он соответствует греческому Логосу, означающему одновременно Слово и Мысль. Слово в его тонкой форме есть Мысль. Это Слово-Мысль в своём аспекте творящей силы есть Священное Речение или Мантра.

В отличие от обычного языкового высказывания мантра, которая так же, как и обычный язык, может состоять из предложений, слов, слогов или даже звуков, обладает некой мистической силой. Именно этой силой, священной биджа-мантрой (досл. 'мантра-семя', то есть мантра, из которой произрастают другие мантры. Такие мантры служат прототипом объектов и явлений действительности.) Ом творится и поддерживается наша Вселенная. Отсюда становится понятной и роль мантры как инструмента духовной практики. Если мантра - это сила Бога, то "овладение" этой силой ведёт к постижению Бога.

 

 

 

Духовное назначение мантры


Согласно определению, мантра - это имеющая определённую силу комбинация звуков, способная при её правильном произнесении производить особые результаты. Как мы видим, очень важную роль здесь играет звуковая сторона. Именно звуковые качества мантры, заключающие в себе определённую энергию, и отличают мантру от молитвы.

Основное отличие молитвы от мантры состоит в том, что в молитве главное - её смысл, и потому она может быть выражена любыми словами, а также переведена на любой язык. Её эффект всецело зависит от вкладываемой в неё силы мысли, а не от её звуковых характеристик. При неправильном произнесении, если сила мантры не пробуждена, мантра действует как обычная молитва.

Каждой мантре присущи своё божество, свой метрический размер, риши (провидец, который дал миру эту мантру), шакти (сила или энергия), определённая сфера действия и конкретное практическое назначение. Мантры могут отличаться друг от друга также по ряду других характеристик: по субъективным целям, по силе и скорости воздействия, по языковой структуре и т.д. Одной из наиболее важных классификаций мантр является их подразделение в зависимости от объекта почитания.

Считается, что за каждой мантрой стоит определённое божество - дэвата. Дэвата представляет собой аспект единого Высшего Бога - какую-либо его функцию или силу. Все Дэваты обладают сознанием и силой, однако, те, в которых в большей степени выявляется один из этих аспектов, соответственно, представляются в их мужской и женской ипостасях и называются дэвы (боги) или дэви (богини). Каждому из них соответствует определённое имя и конкретный (чаще антропоморфический) образ или форма, имеющие глубоко символическое значение. Отсюда - мантры, посвящённые различным божествам: Шиве (Ом Намах Шивайя), Ганеше (Ом Шри Ганешайя Намах), Кали ( Хрим Шрим Крим Адья Калика Парамешвари Сваха), Раме (Шри Рама Джайя Рама Джайя Джайя Рама) и т.д.

По характеру воздействия все мантры можно разделить на два больших класса: мантры, имеющие магический эффект (вызывающие изменения в природе), и мантры, имеющие духовное воздействие (вызывающие изменения в сознании). Первые приблизительно эквивалентны заклинаниям, заговорам, оберегам и т.п. и с незапамятных времён используются всеми народами и существуют во всех языках. Вторые - специфически индийский тип - предназначены для духовной практики.

Необходимо также указать ещё на некоторые особенности звуковой вибрации. Будучи одной из фундаментальных форм энергии, звук связан с сознанием и является инструментом божественного Сознания. Звуковая вибрация не только лежит в основании любой формы, но также абсолютно необходима для проявления сознания. В силу этого сам звук способен воздействовать непосредственно на сознание. Одна из его функций в процессе познания - это изменение состояний сознания. Использование мантры для духовных целей, как средство раскрытия высшей природы человека посредством изменения его состояний сознания, составляет особую дисциплину, называемую мантра-йога. Каждая форма садханы имеет свою цель. Цель мантра-йоги - достижение полного единения сознания садхаки с сознанием избранного божества (ишта-дэваты). Способность мантры устранять преграду между обычным сознанием человека и сознанием высшим, божественным и положена в основу мантра-йоги.

Для того, чтобы мантра действовала, сила, скрытая в звуковых сочетаниях (мантра-шакти), должна быть пробуждена посредством усилия садхаки в процессе садханы (садхана-шакти). Действие мантры осуществляется через соединение мантра-шакти и садхана-шакти. В этом случае возникает так называемая мантра-чайтанья (букв. 'сознание мантры'), которая приводит к соединению сознания садхаки с сознанием Божества, управляющего мантрой. Единение сознания садхаки и сознания Дэваты - это и есть пробуждение или раскрытие сознания, что и является целью мантра-йоги.

Если при использовании мантр, имеющих недуховное назначение, их эффект может проявляться часто достаточно быстро, а иногда и сразу, то мантры, имеющие чисто духовную цель, требуют длительной практики, так как сознание садхаки должно быть очищено и подготовлено для своего раскрытия. Оно не может быть трансформировано сразу. Чем выше объект назначения мантры, тем проще и безопаснее техника её исполнения и, соответственно, тем дольше требуется времени для достижения полного результата.

Для того чтобы мантра имела более быстрый и ощутимый эффект, необходимо, прежде всего, знать её значение, уметь правильно её произносить и, самое главное, - она должна быть получена от просветлённого человека, каким и должен быть настоящий гуру (духовный учитель). В этом случае считается, что мантра уже "пробуждена" и имеет энергетическую силу. Это действительно так. Однако, при достаточном усилии, высокой концентрации и преданности объекту поклонения, сила мантры (мантра-шакти) может "пробудиться" сама. Пробуждению мантры способствует её многократное повторение, чёткое и правильное произношение с учётом соответствующей интонации и ритма.

 

 

 

Джапа


Джапа - это повторение мантры с целью достижения опыта более высоких состояний сознания. Повторение мантры производит определённые вибрации на различных планах. Эти вибрации, в свою очередь, воздействуют на различные тела садхаки и производят в них изменения, перестраивают их материю. В результате изменений происходит очищение и гармонизация различных проводников сознания таким образом, что становится возможным проявление более высоких состояний сознания.

Мантру можно повторять вслух, произносить шёпотом или про себя. При повторении вслух физические звуки воздействуют на физическое тело. При повторении шёпотом мантра действует на тонкое (эфирное) тело садхаки и производит в нём изменения. При мысленном повторении мантра, соответственно, воздействует на его ум. Считается, что манасика (ментальная) джапа является наиболее эффективной.

Ментальное повторение мантры имеет несколько стадий. На первой стадии ум концентрируется на самих звуках и осознаёт только их. На второй стадии вместе со звучанием слов автоматически осознаётся и их значение. На третьей стадии вместо значения отдельных слов осознаётся значение всей мантры в целом. При долгой практике и концентрации общая идея всей мантры становится всё более и более устойчивой и практически постоянно присутствует в уме. На этой стадии, хотя мантра продолжает произноситься мысленно, слова уходят на второй план и (подобно индийскому музыкальному инструменту - танпуру) просто создают общий фон для основной идеи, постоянно присутствующей в уме. Это тот уровень, которого может достичь обычный садхака.

Однако, если практикующий джапу желает постичь реальность, которая находится за пределами ума, он должен превзойти уровень ума, поднявшись на четвёртую стадию практики, которая, фактически, знаменует собой стадию самадхи (состояние транса). Это достигается посредством совершенной преданности объекту поклонения. В этом случае садхака перестаёт осознавать себя, и его сознание полностью сливается с идеей, постоянно присутствующей в уме, в результате чего происходит полное познание объекта.

Для того чтобы достичь этой стадии, садхака должен объединить все свои силы, используя свою эмоциональную природу, концентрацию ума и волевое усилие. Практика джапы становится эффективнее в том случае, если её сопровождать визуализацией избранного божества. В принципе, не так важно, где и каким образом создавать образ, так как он всё равно формируется в уме. Подходящим местом для этого считается духовное сердце, символически расположенное в центре груди. Важно самим формировать образ божества в уме. "Когда ум создаёт форму Бога, - говорит Шри Сатья Саи Баба, - он сам становится этой формой, и сам Бог наполняет форму своей Божественностью".

Чем бы вы ни занимались, Буддизмом или другими практиками, рано или поздно вы придете к тому, что все проблемы со здоровьем, энергетикой, судьбой, кармой, взаимоотношениями и т.д. имеют свои корни сразу на нескольких уровнях, - физическом, психологическом и ментальном. Многие практики, упражнения и медицина помогают лишь на время, т.к. не работают с причинами дисбаланса, неприятностей, слабого здоровья. Есть техника, работающая не только с первопричинами и корнями всех проблем, но и осуществляющая эту работу на всех уровнях. Подробнее о технике вы можете прочитать здесь.
6667
Рейтинг статьи: + 1
Автор: Johnny Freeman
 
    Любопытно. Геометрия и числа.
    Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно,...
    Цигун «Тайна Золотого Цветка»
    Тот, кто делал в основном добро, в том дух-энергия чиста и светла, когда приходит смерть. Сознательный дух выходит через верхние отверстия — рот и нос. Чистая и светлая энергия поднимается вверх, плывет к небесам и становится пятителым...
    Неделания Магов Древней Мексики (Лос-Анджелес, 1997 г.)
    "Дети узнают все из наших действий", - сказала Флоринда, - "все, что бы мы ни делали, они подражают. Мы должны учить их на примерах, или они будут просто подобны нам независимо. Так что пример - единственный путь преподать им. Мы преподаем им...

Ещё похожие статьи

 

Мантра — это средство для обуздания ума от всяческих мыслей,
По традиции мантрой называется манана - постоянное размышление или


Комментарии (14)
Оставь свой след!
 Несколько слов о Мантрах
Svetodar
1 мая 2012 13:25
Сообщение #1


Активный участник
  • 51

Репутация: 0
Группа: Посетители
Сообщений: 52
Регистрация: 30.04.2012
ICQ:--
Довольно интересная тема, по-моему.
Длительное время я изучал мантры, прослушивал записи их, одновременно произнося текст мантр. Моя главная цель была - очищение своего сознания. Но вынужден был признать, что цели достичь не смог. Каковы причины? Прочитав статью, понял, что не все мантры одинаковы по степени воздействия и, самое главное, нужно их правильно произносить.
Может, в этом причина моей неудачи?
Перейти в начало страницы
Ezoteric
1 мая 2012 14:22
Сообщение #2


Активный участник
  • 51

Репутация: 0
Группа: Посетители
Сообщений: 54
Регистрация: 30.04.2012
ICQ:--
Svetodar Сегодня, 13:25
...
Длительное время я изучал мантры... Но вынужден был признать, что цели достичь не смог. Каковы причины? Прочитав статью, понял, что не все мантры одинаковы по степени воздействия и, самое главное, нужно их правильно произносить.
Может, в этом причина моей неудачи?

Надеюсь, Вы замечали, что одни и те же мантры существуют в различных вариантах записи. Какой из них верный, а какой - нет? В статье упоминается, что у желающего учиться должен быть свой наставник-учитель. Конечно же, это идеальный вариант, но он не всем доступен.
Тогда остаётся воспользоваться рекомендациями проверенных учителей заочно, чтобы не ошибиться с выбором мантр для себя.
Перейти в начало страницы
sergejj
5 мая 2012 13:28
Сообщение #3


Активный участник
  • 51

Репутация: 1
Группа: Посетители
Сообщений: 69
Регистрация: 26.04.2012
ICQ:--
И действительно, по моим ощущениям, основной возникающий вопрос после прочтения статьи такой: как же правильно читать мантры? И каким из них можно доверять? Ведь имеется такое огромное их количество, что запутаться - легче лёгкого.
Наверно, стоит ознакомиться с трудами уже проверенных, известных духовных учителей.
Ни к коей мере не подвергаю сомнению высказывания автора статьи, но некоторые мысленные колебания у меня возникли по поводу самих мантр)
Перейти в начало страницы
Ева
5 мая 2012 14:21
Сообщение #4


Участник
  • 34

Репутация: 0
Группа: Посетители
Сообщений: 14
Регистрация: 27.04.2012
ICQ:--
Мантрами пользуюсь давно!!!!Когда начинала об интернете в моем доме не могло быть и речи!! Мантры - это великолепный метод возвышения Души. Методов много, это один из них. А злые духи - это проявления наших собстенных омрачений, они и без мантр могут одолеть, если чистые помыслы позабыть...Мантры это те же молитвы.
Перейти в начало страницы
Johnny Freeman
5 мая 2012 16:46
Сообщение #5


Активный участник
  • 51

Репутация: 4
Группа: Посетители
Сообщений: 360
Регистрация: 8.01.2011
ICQ:--
На мой взгляд, в целом вопрос с мантрами спорный. Есть как минимум 3 точки зрения:

1. Мантры это практика буддизма и обязательно должна осуществляться передача от учителя (посвящение в мантру). После чего эффект от практики действительно будет и будет правильным. Все попытки исполнять мантры в любом виде не имя посвящения - приводят только к негативным последствиям. Не имя "авторизации" на эгрегоре куда вы обращаетесь словами мантры, вы можете попасть не туда, и в зависимости от чистоты практика выгрести больше или меньше.

2. Мантры это круто и точка. Это тоже самое что молитвы, можно просить денег, любви и пр. и всё будет приходить, никаких ограничений нет, сейчас новое время и в том же духе.

3. Моя точка зрения.
Надо найти середину и трезво смотреть на вещи. Мантры это действительно часть буддийской практики и коннект к определенным аспектам происходит действительно через эгрегоры. Вопрос только в том:
1) Зачем вы это делаете
2) Насколько вы одержимы своими идеями и отслеживаете то что реально происходит в процессе практики
Если вы практикуете с чистым сердцем, вас нигде не обидят и гадость вы никогда не поймаете. Если вы не испытываете иллюзий и развиваете свое осознание - вы действительно можете через мантры выходить на уровень персонифицированных богов и общаться напрямую. Осознание - билет на любой поезд.

Опыт довольно обширный. Примерно год пения мантр в группе 15-45 человек. Так вот пока не было идей и в качестве направляющей силы использовалась Рэйки, всё было хорошо. Как только пошли идеи процесс испортился.
Перейти в начало страницы
sergejj
7 мая 2012 17:28
Сообщение #6


Активный участник
  • 51

Репутация: 1
Группа: Посетители
Сообщений: 69
Регистрация: 26.04.2012
ICQ:--
Я думаю, что в большинстве случаев люди читают мантры для достижения какой-то конкретной цели. Даже названия мантр напоминают об этом: мантры для здоровья и богатства, для любви и повышения привлекательности и т. д.
Но с молитвами сравнивать я бы их не стал. Мантра, по-моему, напоминает попрошайничество. Человек целенаправленно "клянчит" о том, что ему хочется получить. И получает, если будет настойчив.
Истинная же цель молитв - духовная.
Перейти в начало страницы
Admin
7 мая 2012 21:36
Сообщение #7


Новичок
  • 17

Репутация: --
Группа: Гости
Сообщений: 0
Регистрация: --
ICQ:--
То что вы воспринимаете мантры как попрошайничество - результат работы людей, которые выкладывают мантры под заголовком "мантра богатства". В действительности это не так. Чтение мантр одна из высших практик буддизма и с моей точки зрения разницы с молитвами практички нет. Плюс не будем забывать что появилось раньше.
Перейти в начало страницы
tolia
8 мая 2012 03:43
Сообщение #8


Активный участник
  • 51

Репутация: 5
Группа: Посетители
Сообщений: 218
Регистрация: 27.04.2012
ICQ:--
Admin
Разделяю вашу точку зрения по поводу мантр, так как это действительно способ не для того чтобы что-то просить у каких-то божеств, а медитативная практика, впрочем также как и молитвы и другие инструменты для достижения медитативных состояний, то есть для медитации.
А многие люди, к сожалению приметивизируют все именно к простому попрошайничеству!
Перейти в начало страницы
DrRam
15 мая 2012 17:45
Сообщение #9


Активный участник
  • 51

Репутация: 0
Группа: Посетители
Сообщений: 49
Регистрация: 14.05.2012
ICQ:--
Гораздо важнее знать суть мантры, и повторять ее в определенном умонастроении, тогда вреда никакого не будет, даже если вы неправильно повторяли.
Повторял мантры в течение трех лет, и сейчас собираюсь возвратиться к этой практике. Три года – это очень незначительный срок.

Но с молитвами сравнивать я бы их не стал. Мантра, по-моему, напоминает попрошайничество. Человек целенаправленно "клянчит" о том, что ему хочется получить. И получает, если будет настойчив.
Истинная же цель молитв - духовная.


Правильно! А в церквях люди не клянчат здоровья и избавления от проблем? Есть различные мантры, как вы и говорили уже выше. И совсем не обязательно что-то просить, можно просто тем самым прославлять своих любимых божеств.
Для большего понимания данной темы советую всем ознакомиться с книгой «Джапа-йога. Медитация на Ом».Шивананда Свами.
Перейти в начало страницы
Johnny Freeman
15 мая 2012 18:18
Сообщение #10


Активный участник
  • 51

Репутация: 4
Группа: Посетители
Сообщений: 360
Регистрация: 8.01.2011
ICQ:--
Есть различные мантры, как вы и говорили уже выше. И совсем не обязательно что-то просить, можно просто тем самым прославлять своих любимых божеств.


В целом да. И чем меньше мы чего-то хотим или просим - тем больше полодительных моментов в практике. Нужно всего лишь быть ЧЕСТНЫМ с самим собой. Каждая мантра формирует поток энергии определенного качества которая через эгрегориальные структуры ведет к некоторому аспекту творения: благодати, истине, защите и заботе, исцелению и пр.
Если практик чист и благодарен, всё будет нормально:)
Перейти в начало страницы
and_111
1 июня 2012 02:00
Сообщение #11


Активный участник
  • 51

Репутация: 0
Группа: Посетители
Сообщений: 74
Регистрация: 30.05.2012
ICQ:--
Ну, далеко не для всех мантр нужны посвящения... Например, для повторения мантры Гайятри нужно брахманическое посвящение, а Ом может повторят всякий желающий, оно универсально. Так же как и Харе Кришна Мантру и много - много других. Было бы желание...
Но переоценивать мантры тоже не стоит. Ошо, например, говорил о том, что после многих лет практики мантра медитация начинает погружать в сон:) Это к тому, что мантра медитация должна сочетаться с другими видами духовных практик.
Перейти в начало страницы
DrRam
1 июня 2012 11:43
Сообщение #12


Активный участник
  • 51

Репутация: 0
Группа: Посетители
Сообщений: 49
Регистрация: 14.05.2012
ICQ:--
Так же как и Харе Кришна Мантру и много - много других. Было бы желание...


В Харе Кришна тоже есть посвящения :-) С одной стороны, мантры вообще ни от чего не зависят, это как отдельная сущность, а с другой, посвящение все же нужно. Для начала определитесь, для чего вам вообще нужно повторять мантру. и нужно ли? а то может получится так, что просили одно, а получили совсем другое. Если вы повторяете Харе Кришна, то вы молите Кришну, чтобы он дал вам возможность служить ему! Интересно правда? То есть, служить Богу замечательная вещи на самом деле, но если вы не знаете кто такой Кришна, что в переводе то, что вы повторяете, то смысл? Я так замечаю, что многие повторяют, и мечтают о чем-то своем :-))), это даже оскорбительно наверное. приходит человек в церковь, и просит у Бога: Господи, меня сосед уже задрал, не мог бы ты это....ну, сделать что-нибудь, чтоб его пришибло что-ли! :-)))
Перейти в начало страницы
Johnny Freeman
1 июня 2012 13:36
Сообщение #13


Активный участник
  • 51

Репутация: 4
Группа: Посетители
Сообщений: 360
Регистрация: 8.01.2011
ICQ:--
Для начала определитесь, для чего вам вообще нужно повторять мантру. и нужно ли? а то может получится так, что просили одно, а получили совсем другое.


Совершенно согласен, коллега. Причем забавен тот момент что бывает даже так: человек говорит себе "я духовная личность, я буду практиковать мантры чтобы просветляться", значить... Тем временем другая часть этого человека, менее духовная, например страдает от недостатка денег. И подспудно поет другую песню "Давай попросим богатства, нам так надо". При этом, когда его спрашивают или он сам себя спрашивает, зачем ты это делаешь? Он отвечает себе по первому варианту, а по сути реальной мотивацией является второй. В этом кроется причина такого количества ресурсов в интернете на которых сакральные тексты выкладываются под именами "мантра любви", "мантра богатства", "мантра защиты" и т.д.


приходит человек в церковь, и просит у Бога: Господи, меня сосед уже задрал, не мог бы ты это....ну, сделать что-нибудь, чтоб его пришибло что-ли! :-)))


Напоминает Одесский анекдот:)
Перейти в начало страницы
Alex
2 июня 2012 11:05
Сообщение #14


Активный участник
  • 51

Репутация: 1
Группа: Посетители
Сообщений: 67
Регистрация: 26.04.2012
ICQ:--
"Человек предполагает, а Господь располагает" Все слышали. Это я к тому, что каждый из нас получает в жизни лишь то, что ему можно получать. Если человек хочет богатства, славы и повторяет ради этого мантры, то он желаемое может не получить никогда, сколько бы ни повторял мантры. Причина может быть такой: его богатство убьёт и Свыше его, неразумного, оберегают от этого сценария.
Перейти в начало страницы
Быстрый ответ

Случайный выбор
Карлос Кастанеда и его Ведьминский Клан (Мехико, 1995 г ... (3813)
Рассуждения о Карме (6317)
Что такое организм человека по теории китайской медицин ... (6970)
Закoн притяжения (4738)
ГИПЕРБОРЕЯ - УТРО ЦИВИЛИЗАЦИИ (6164)

Случайная цитата
93 # Чувство собственной важности есть жалость к себе, маскирующаяся под нечто иное. Еще цитата