Практика Рэйки Японской традиции

Практика Рэйки Японской традиции

Время чтения 11:45

В настоящее время существуют две линии передачи Рэйки, ведущие свое начало от Сенсея Микао Усуи - японская и европейская. Мастера Японской линии в повседневной практике и обучении придерживаются традиционных подходов оставленных доктором Усуи. Мастера же Европейской линии, начиная со своего основоположника д-ра Хаяши, ищут все новые и новые подходы, проводят реформы, модернизируют старые символы, открывают новые символы, придумывают особенности, направления, методы. К сожалению, далеко не всегда подобный креатив совершается в состоянии осознанности, сатори, просветления - а значит, его ценность бывает не абсолютна. Что касается силы Рэйки, то энергия Любви, Силы и Света Вселенной - течет, наполняет обе линии передачи. Рэйки нельзя исказить. Если мастер или ученик совершает ошибку, Рэйки подсказывает правильный выбор, или, при их упорстве, просто отходит в сторону, позволяя им продолжать эксперименты. Ниже приводятся (с небольшими сокращениями) несколько статей Мастера Усуи Рэйки Риохо Японской Традиции Ирины Брызгалиной, описывающие отличия японского метода от европейских подходов.

Духовный рост через медитативные практики

Процесс внесения изменений вметод Рэйки начался в Японии еще во времена, когда был жив основатель метода - Микао Усуи.

Поначалу, Микао Усуи обучалдуховной системе, в которой основное внимание уделял помощи другим людям в достижениипросветления, которого он сам достиг. Он просто называл это обучение «Мой метод».Он проводил занятия с учениками в форме лекций, медитативных практик и в конце делал каждому ученику усиливающую настройку Рэйдзу.

В середине 1925 года старшие ученики Усуи-сэнсэя - г-н Егучи и доктор Ч. Хаяши начали уделять больше внимания исследованию целительного аспекта энергии Рэйки.И метод Усуи-сэнсея начал претерпевать соответствующие изменения. К 1931 году доктор Хаяши решил еще более изменить стиль обучения. Он покинул Усуи Рэйки Риохо Гаккай и создал собственную школу «Хаяши Рэйки Кенку-кай», в которой он по-прежнему обучалкак традиционномуметоду Усуи-сэнсея, так и вновь добавленным приемам. Доктор Хаяши основное внимание стал уделять целительству, обходя вниманием многие техники, которые использовались в Усуи Рэйки Риохо Гаккай. Он продолжал экспериментировать с методиками, позволяющими ускорить и улучшить исцеление, он применял некоторые из духовных инструментов, включая символы, которым обучал его Микао Усуи. Похоже, что традиционная духовная сторона метода для Хаяши отошла на последнее место.

Соответственно, линия Рэйки, которая пошла от д-ра Хаяши, через Хавайо Такату на Запад, основное внимание уделяла целетельному аспекту Рэйки и практически была лишена медитативных практик. Возможно, для Запада, не готового на тот момент принять медитативные практики, это было очень даже неплохо.

В 90-х годах прошлого века японский мастер Хироси Дой (основатель Лечебной Ассоциации Гэндай Рэйки) несколько исправил это положение, поставив своей целью познакомить Запад с японскими практиками, естественно, с разрешения японского общества Усуи Рэйки Риохо Гаккай (Токио), членом которого он является. И в настоящее время многие школы (и наша в том числе) наряду с целительством Рэйки с успехом применяют медитации, способствующие быстрому духовному росту.

Термины, медитативные и целительные практики Рэйки

  • Ансин Рицумэй (Дзансин) : состояние, при котором ум постоянно объят покоем, тишиной и радостью.
  • Бёсэн Рэйкан-хо: техника сканирования, определения дисгармоничной (больной) области с помощью резонанса (хибики).
  • Бёсэн: «бё» - означает «болезнь», «сэн» - устанавливать, определять.
  • Гассё: медитация - соединение ладоней рук вместе.
  • Гокай: Пять Заповедей Микао Усуи-сэнсея: Именно сегодня не гневайся, Не беспокойся, Будь благодарен всему сущему, Посвящай себя полностью исполняемому делу, Будь добр к другим.
  • Гёсэй: Императорская поэзия. Учитель Микао Усуи выбрал 125 стихотворений, написанных Императором Мэйдзи, которые он рекомендовал для изучения ученикам Рэйки Риохо.
  • Гёси-хо: лечение взглядом больной области.
  • Дзакикири Дзока хо: техника очищения от негативной энергии.
  • Дзосин Кокю-хо: дыхательная техника для очищения ума.
  • Кэнъёку-хо: техника очищения «сухой душ».
  • Кэцуэки Кокан-хо: очищение крови с помощью Рэйки; два метода -Хансин Кокецу-хо и Дзэнсин Кокецу-хо.
  • Коки-хо: исцеление с помощью дыхания на пораженную зону.
  • Котодама: мантра.
  • Надэ-тэ Тирё-хо: техника лечения, включающая поглаживание ладонями по поверхности (тела, ауры).
  • Нэнтацу-хо: техника посылания намерения подсознанию (не путайте с целительством посредством волевого намерения).
  • Оси-тэ Тирё-хо: техника лечения, в которой применяетсянажим (пульсация) кончиками пальцев.
  • Рэйдзи-хо: доверие энергии Рэйки в том, что она поведет руки к области боли, к дисгармонии в теле.
  • Рэйдзу: техника проведения потока Рэйки; оригинальная форма настройки, которая выполнялась во временаУсуи-сэнсея.
  • Рэйки Маваси: техника движения энергииРэйки по кругу в группе.
  • Сэйхеки Тирё-хо: техника исцеления плохих привычек.
  • Тандэн Тирё-хо: исцеление Тандэна.
  • Тандэн: нижняя область брюшной полости.
  • Утитэ Тирё-хо: исцеление с помощью постукивания ладонями.
  • Хадо Кокю-хо: дыхательная техника, основанная на выдохе со звуком «Ха-а-а».
  • Хадо Мэйсо-хо: медитативная техника, использующаяХадо Кокю.
  • Хансин Кокецу-хо: очищение крови верхней части тела.
  • Хацурэй-хо: техника для укрепления внутреннего Рэйки.
  • Хэзо Тирё-хо: техника исцеление пупка.
  • Хибики: резонанс. Появляется тогда, когда положительная энергия Рэйки направляется в негативно заряженную область тела и рождает ощущение, называемое Хибики.

Тандэн

Во всех медитациях и во время лечения внимание всегда должно находиться в Тандэне. Это единственная область, где не бывает энергетической перегрузки.

Тандэн - это некий жизненно важный центр, находящийся в области живота, который определяет физические, умственные и эмоциональные способности человека, а также ответственен за чувственное (и сверхчувственное) восприятие окружающей реальности.

Именно пребывая глубоко внутри себя (в тандэне) можно должным образом провести чайную церемонию, составить композицию экибана, выиграть бой, вообще выполнить любое дело.

В даосских практиках аналогом тандэна является Нижний Даньтянь (поле киновари/ поле пилюли бессмертия), которому придается большое значение в достижении гармонии сердца и разума, разума и духа, духа и силы, в умении управлять своей жизненной силой.

Известное выражение основателя айкидо Уэсиба Морихэи «Вселенная вмещается в моем хара (тандэне) подразумевает, что это место становится гигантским святилищем о-ясиро, в котором происходит осознание человеком своей божественной природы и единства со всей Вселенной. Это, по мысли Уэсиба, и есть цель занятий айкидо.

Тренировка области хара/тандэна является сердцевиной и, одновременно, наиболее закрытой частью учебного процесса практически всех школ боевых искусств Японии. Это связано не только с интуитивным постижением реальности посредством хара/тандэна, но и его чисто физическим аспектом: центр тяжести человеческого тела находится в центре брюшной полости ниже пупка, и его правильное ощущение придает воину устойчивость в бою.

Известно, что Микао Усуи был представителем древнего самурайского рода и хорошо владел боевыми искусствами. Думаю, что ему достаточно хорошо было известно правило пребывания в тандэне.

Японцы считают, что нужно научиться пребывать в тандэне 24 часа в сутки.

Ступени Рэйки

В японской традиции Рэйки принято четыре ступени. 1 - Сёдэн, 2 - Окудэн, 3 - Синпидэн и 4 - Сихан. Так было во времена Микао Усуи. Только ступень Сихан позволяет обучать других методу Рэйки. На Западе и в России, мы, как правило, используем термин Мастер/Учитель.

Но для японцев Сихан (Учитель) - это не то же самое, что сэнсэй (Мастер). Сэнсэй (дословный перевод - преждерожденный) означает, что человек достиг очень высокого духовного уровня и высокого уровня мастерства в какой-то области. Именно поэтому в Рэйки ступень учителя называется сихан, а не сэнсэй. Ученики Микао Усуи называли его сэнсэем, поскольку он действительно был духовным учителем, достигшим просветления.

В Западной традиции принято три ступени. Третья - Мастерская. Это странно, так как сам Чуджиро Хаяши, от которого эта ветка пошла на Запад, достиг высшей ступени в Рэйки (Шичидан). Этой же ступени был удостоин еще один ученик Микао Усуи - г-н Егучи.

Учитель

Духовная традиция Рэйки передается через инициацию (посвящение) от учителя к ученику.

Именно учитель в процессе практики может помочь освоить понятия, нюансы, насчет которых можно прозреть только при помощи личного опыта, и о которых невозможно написать, выразить словами на страницах пособия. На Западе и в России, мы, как правило, используем термин Мастер/Учитель. Но для японцев Сихан (Учитель) - это не то же самое, что Сэнсэй (Мастер). Сэнсэй (дословный перевод - преждерожденный) означает, что человек достиг очень высокого духовного уровня и высокого уровня мастерства в какой-то области. Именно поэтому в Рэйки ступень учителя называется Сихан, а не Сэнсэй. Ученики Микао Усуи называли его сэнсэем, поскольку он действительно был духовным учителем, достигшим просветления.

Уровень Сихан означает, что человек хорошо знает теорию и практику метода и может передать их ученику. Безусловно, на этом рост учителя не останавливается. Некоторые учителя постоянно совершенствуются и действительно становятся духовными наставниками для своих учеников.

Уважительное отношение к духовной традиции

В японской традиции Рэйки не принято выносить секреты мастерства на общее обозрение. От того, что многие эзотерические знания стали общедоступны, они не перестали быть тайными и обладать магической силой.

Можно сказать несколько слов о символах, объяснить их значение, но публиковать их написание не разрешается. То же самое касается описания последовательности настроек.

Некоторые западные и русские Макстера ради саморекламы готовы растиражировать все таинства Рэйки. Это, безусловно, остается на их совести, но к сожалению, наносит вред и традиции Рэйки.

Рэйки - это, прежде всего практика. Важно уметь передать дух традиции. Теорию ученик может и прочесть, а вот духовную составляющую практики может передать только учитель. Личная скромность, уважительное отношение к учению Рэйки - важные составляющие Мастерства японской традиции.

Взаимный духовный рост учителя и ученика

Со времён Учителя Усуи в методе Рэйки существует традиция личной передачи энергии, передачи духа Учителя Усуи. Это происходит не только во время проведения инициаций от ступени к ступени, но и во время регулярных занятий; на которых происходит тесное взаимодействие индивидуальностей Мастера и ученика. Происходит их взаимный духовный рост.

Личная передача энергии во время посвящения или занятий представляет собой исходную точку, когда непосредственно соприкасаются личность Мастера Рэйки и ученика: это самый важный аспект учебного опыта в совместном духовном продвижении.

Понятие о Пути

Говоря о Рэйки, мы нередко произносим - Путь Рэйки.

Само слово Путь - по японски До (китайск. - Дао) означает Вселенский Путь истинно сущего. 

Именно такое постижение реальности характерно для японцев. Различные духовно-религиозные практики Японии, такие как каллиграфия - сёдо, чайная церемония - тядо, икэбана - кадо, будо - боевые искусства ставят своей основной целью достижение высшей духовной гармонии через изменение состояния сознания, через глубокое погружение внутрь себя, в совершаемое действо.

Для тех, кто не знаком с этим понятием, предлагаю несколько стихов о Пути из мировой классики:

«Дао ДЭ ЦЗИНУчение о Пути и его благой силе» Лао Цзы

Окончательную форму произведение обрело в III в. до н.э.

4.
Путь-Дао пуст, но при использовании неисчерпаем.
О как глубок он, словно предок всех существ!
Скрой остроту свою и развяжи узлы,
умерь свой свет и уподобься пыли.
О! Тонет он в пучинах бытия и как бы
существует в них и ныне!
Не знаю я, чье он дитя, но он
предшествует Небесному Владыке.

Пер. Е.А.Торчинова

Далее пер. с китайского Р.Б.Блэкни, пер. с англ. С.Н.Батонова

15.
Прошлого мастера совершенные,
Искусные мистики, проницательные
и загадочные,
Глубоки слишком были для времени своего.
Так опишем, каковы они были:

Осторожны,
Как человек, идущий по льду!
Настороже,
Будто таится опасность вокруг!
Величавы,
Будто в гостях они каждый миг!
Неприметны,
Как долежавший до марта снег!
Самородны,
Как дерево, коего не касались пила и топор!
Радушны,
Как по людям скучающий дол!
Непроницаемы,
Словно вспенившийся после грозы поток!

Кто, через грязь ходя, остается чистым,
подобно ручью?
Кто, пребывая в покое,
жизнь зажигает вокруг?
Тот, кто объемля Путь,
алчности не подвержен,
И жернова проходя, износа не знает.

8.
Высшее благо воде подобно,
Повсюду несущей добро
и текущей пусть низко,
Но безропотно там, куда идти
не хочется людям.
В этом близко оно Пути.

Если дома цена - от земли,
на которой стоит он,
Благо разума - глубина,
Если дружба любовью полна,
Если честность речь озаряет,
И порядком правление славится,

Если в деле главное - мастерство,
А в поступке - его своевременность,
То покой - вот благо Пути;
С миром в сердце с него не сойти.

21.
Присносущая добродетель обретает форму
Лишь благодаря Пути, который
Похож на плывущий образ,
размытый далью,
Что нам снится порой,
исчезая и появляясь.
То мерцая, то сумерками укрываяь.
Сложен он из сущностей
Столь же реальных,
Сколь неуловимых и тонких,
Истиной облеченных.

С незапамятных времен и до сих пор
Было множество имен, понятий, слов,
Чтобы Первое, Начало передать, явить.
Как же нам узнать, в конце концов,
Как его нам ощутить, Начало всех начал?
Через них!

Символы Рэйки

В японской традиции Рэйки символам не придается такого огромного значения, как в западной традиции, где количество символов всё увеличивается.

Всего четыре символа. Основное внимание уделяется личному духовному росту, совершенствованию. Символы носят временный вспомогателный характер. То есть, важно взращивать личную силу, а не передоверять ее многочисленным внешним вспомогательным инструментам (символам).

В западной традиции устойчиво существует еще одна закономерность - очень приблизительное написание третьего и четвертого символов (остальных в японской традиции нет). Происхождение этой оплошности всем известно - г-жа Хавайо Таката не разрешала записывать символы. Естественно, что европеец, который один раз увидел колонку иероглифов, не сможет их впоследствии точно воспроизвести. И в западной традиции смирились с тем, что символы можно писать приблизительно.

На самом деле, как буквы европейского алфавита, так и иероглифы пишутся только определенным образом. Если вы, например, у буквы "Е" не допишите две черты, то это будет "Г", а если расположите их по другому, то вообще ничего не будет. То же самое касается и иероглифов. У них не только черты нельзя менять, но и писать их нужно только в определенном направлении и последовательности.

Сеанс исцеления

1)В японской традиции сеанс исцеления проводится более свободно и интуитивно.

При интуитивном лечении каждый ученик может, основываясь на объяснении учителя, больше доверять своим ощущениям и опыту, и лечить так, как подсказывает интуиция.

2)Есть еще одно очень важное отличие: в японской традиции не принято лечить через проводников и сущностей - так учили меня и так я обучаю своих учеников.

Еще меня учили помнить о большой ответственности перед учениками за то, чему я их учу. Каждое слово в медитации или технике направленной визуализации должно быть выверенным, потому что ученики верят тебе и просто идут за тобой. Весь процесс инициации также должен быть тщательно подготовлен, чтобы атмосфера была максимально чистой и вдохновенной. Ученик будет проводить сеанс исцеления так, как объяснит ему учитель. Ответственность учителя - очень высока.

Поэтому, если учитель скажет, что Рэйки - это через проводников, то ученик чистосердечно будет искать проводников. Многие ученики западной традиции старательно искали проводников и общались с какими-то сущностями - потому что их так научили. Это НЕ РЭЙКИ!

Историю про то, что Рэйки, якобы, передается через проводников можно узнать из книги Дайаны Стайн, которая переиздается уже лет десять и почти каждый ученик Рэйки ее читал. О том, что в Рэйки, якобы, 30 символов можно узнать там же, хотя на самом деле их всего четыре.

В некоторых системах ясновидения действительно используют проводников для целительства. То есть, некая сущность указывает вам что, где и как лечить. Проблема в том, что вы не знаете эту сущность, и не знаете насколько вы у нее одалживаетесь. Но даже в этих системах проводник нужен только тем, кто без него не может. А тем, кому он не явился - он не нужен, поскольку могут идти (видеть и лечить) самостоятельно.

В Японской Традиции Рэйки особый акцент делается на то, что человек самостоятельно должен достичь духовного совершенства, могущества, мудрости и долголетия методом упорных ежедневных тернировок духа, ума и тела.

В Рэйки есть классические техники, описывающие суть целительства: "Бёсэн", "Рэйдзи-Хо", всё предельно просто и самостоятельно:

"Попросите, чтобы энергия Рэйки пошла через вас и направила вас к той части тела, которая нуждается в лечении. Если руки сразу же "пошли" к какой-то части тела, следуйте этому ощущению";

"То, что вы ощущаете как бёсэн, имеет вариации в зависимости от типа и стадии заболевания и от конкретных людей. Это могут быть ощущения движения, пульсации, покалывания, биения боли, холода, жара и т.д. При помощи хибики (резонанса) вы можете судить о заболевании, о его стадии и о том, сколько раз необходимо с ним работать";

"Японское слово Рэйдзи означает "определение духа", или определение энергии Рэйки - в нашем случае. Техника учит нас следовать своей интуиции".

В Рэйки нет посредника между человеком и Богом. Чтобы пропускать энергию Рэйки максимально чистой, нужно очищать свои энергетические каналы. В японской традиции Рэйки для этого есть много световых дыхательных медитаций: "Рэйки душ", "Дыхание белым светом", "Очищение чакр" и так далее.

Ниже приводится цитата из текста Посвящения в воины (ритуал посвящения в воины XY-XYII вв.):

"У того, кто вступает в мир духов, немного путей. Одному нравится то, что они даруют силу, власть, сверхъестественное могущество разума - эти становятся пленниками духов и мало кто может представить, сколь страшную плату им придется воздать им. Им кажется, что они используют силу духов, но это не так, это духи пользуются людьми, и обмануть их невозможно, они сами обманут тебя. ... Но есть и третьи - они проходят сквозь мир духов, одолевают их силой того, кто стоит над ними. Эти и становятся великими воинами и мудрецами."

В Рэйки мы имеем дело именно с силой "того, кто стоит над ними". Микао Усуи писал: "С энергией Рэйки наш дух становится подобным Богу". НЕ НИЖЕ!

Мы знаем, что сохранилось очень мало реальных сведений о методе Рэйки. Среди них - интервью Микао Усуи о его методе Рэйки. Его можно прочесть на моем сайте в разделе "Усуи о методе" (перепечатано из книги Ф.А.Петтера "РЭЙКИ - наследие доктора Усуи" эта книга постоянно переиздается с 2001 года). В этом интервью ничего и никогда не говорится о проводниках и сущностях, через которых нужно получать Рэйки.

Вот несколько цитат:

Наш метод исцеления Рэйки есть нечто абсолютно оригинальное и не может сравниться ни с одним другим методом в мире.

Вот почему я бы хотел сделать этот метод доступным народу во имя процветания человечества. У каждого из нас есть потенциал для получения божественного дара, который приведет к объединению души и тела.

С помощью этого пути (Рэйки) великое множество людей смогут почувствовать божественное благословение. Прежде всего, наш метод исцеления Рэйки является оригинальной терапией, которая строится на духовной энергии Вселенной. Через нее человек сначала обретет здоровье, а затем успокоение ума, и радость в жизни будет возрастать.

Мы должны учиться возвышать наш дух и тело с помощью практики. Если мы начинаем с исцеления духа, тело в результате тоже становится здоровым. Разум вступает на исцеляющий путь честности и серьезности, и тело исцеляется само по себе. Когда разум и тело приходят к единству, жизнь наполняется покоем и радостью. Мы получаем возможность излечивать себя и других, увеличивать как собственное счастье, так и благополучие других людей. Такова цель Усуи Рэйки Риохо.

После долгих лет упорной тренировки я нашел некий духовный секрет. Это метод освобождения тела и ума.

С энергией Рэйки наш дух становится подобным Богу или Будде, тем самым исцеляя наше человеческое существо.

Никто во всей Вселенной не посвящал меня в этот метод. Мне также не пришлось прикладывать никаких усилий, чтобы достичь сверхъестественных исцеляющих энергий. Во время поста я соприкоснулся с мощной энергией и мистическим образом получил тайное озарение - энергию Рэйки. Так, по случайному стечению обстоятельств, я понял, что мне дано духовное искусство исцеления. Несмотря на то, что я - основатель этого метода, мне сложно объяснить его точнее.

Все сущее имеет исцеляющую силу: растения, деревья, животные, рыбы, насекомые, - а человек, как венец творения, в особенности. Усуи Рэйки Риохо претворяет в жизнь исцеляющую энергию, которой человек обладает изначально.

Если вдуматься, то покажется странным, что можно научиться исцелять болезни за столь короткое время, ведь для человека это самое трудное в мире. Даже я нахожу это удивительным. Но именно то, что мы способны научиться чему-то очень трудному таким простым способом, и характеризует наш метод духовного исцеления.

Самое главное в Рэйки - осознавать, что человек соединяется с энергией Рэйки напрямую, без посредников. Лечит не человек, а Бог, божественная энергия. Именно в этом секрет того, что Рэйки может лечить всё. Главное, не занижайте планку, не проводите сеанс лечения через посредников.

В человеке три главных составляющих - дух (частица духовной Божественной энергии РЭЙ), энергия (жизненная энергия КИ) и, так называемая, материя (более низкие вибрации энергии). Человек изначально связан с энергиями Неба и Земли. Во время инициации активизируется эта связь. Частица божественного духа в человеке более мощно начинает контактировать с божественным духом (Богом) всей Вселенной, усиливается связь человека с земными энергиями, и его способность проводить эти энергии.

Обязательно поделись

этим