Комментарии на Усилие Гурджиева

Комментарии на Усилие Гурджиева

Время чтения 25:57

Часть 1. Усилие

Когда человек в этой работе прекратил делать какие-то усилия, он, как часто говорят, дрейфует. Дрейфовать - значит не иметь никакого направления. В других случаях он, говорят, впал в сон. Впасть в сон в работе означает просто забыть все с ней. Например, человек может стать настолько погруженным в жизнь, что он забывает все, относящееся к работе. Он тогда не просто дрейфует, но почти спит.

В этой беседе я собираюсь говорить об усилии. работа зависит от усилия. Она основана на усилии, но усилии определенного рода. Усилие, в общем, различается двух видов - механическое и сознательное. В обычном смысле механическое усилие есть то, что мы должны делать, что жизнь заставляет нас делать. Все животные, вся природа, вся органическая жизнь, малую часть которой мы образуем, должны делать механические усилия. Возьмем пример. Если идет дождь, вы должны раскрыть свой зонтик. Это именно то, что имеется в виду под механическим усилием, и путем таких усилий мы приспособляемся к жизни.

Комментарии на Усилие Гурджиева

Сознательное усилие означает усилие, которое не является необходимым для существования в жизни и не вызывается жизнью. То есть, жизнь не является его причиной; источник его происхождения не лежит в жизни. Это значит, что некоторый источник, другой, чем интересы жизни, является необходимым, чтобы делать сознательно усилие, через который сознательное усилие становится возможным.

Спрашивали ли вы когда-либо себя, действительно ли вы считаете, что имеются какие-нибудь влияния, не принадлежащие к жизни и идущие из другого источника?

Разрешите мне напомнить вам о том. что говорит учение. Имеются два вида влияния в самой жизни, называемые А и В влияниями. А влияния создаются внутри жизни, посредством ее столкновения и трения, посредством ее претензий, ее войн, ее преступлений, ее коммерции, ее интересов, ее законов и т.д. Но В влияния существуют в жизни и они говорят другим языком, т.к. они берут начало из источника вне жизни - из того, что называется С влияния - то есть, от людей, которые испытали индивидуальное развитие. С влияния не идут из круга механического человечества, но из сознательного круга человечества. Но для С влияний невозможно достичь жизни непосредственно. Они не были бы поняты. У них другой язык, один из которых мы должны медленно изучать. Жизнь изменяет их в В влияния. 

Когда человек чувствует существование А и В влияний и осознает, что С влияния должны существовать вне жизни, он начинает ощущать существование чего-то более высокого, чем он сам. Это начинает пробуждать эмоциональный центр и делать сознательное усилие возможным. В противном случае человек будет только чувствовать самоэмоции и оставаться в узкой сфэре самого себя. Наиболее важным сознательным условием является помнить себя. Это всегда трудно, так как все мы давно забыли себя, но совсем невозможно, если человек не имеет ощущения более высоких влияний и не может видеть разницы между А и В влияниями в жизни. Самовоспоминание должно иметь эмоциональный фактор, не себя, не личности, а чего-то более глубокого, или, если хотите, более высокого, чем обычное «я» кого-либо. В самовоспитание входит и фактор воли - не самоволия, но сознательной воли. Имеются две стороны в отношении к работе, где может быть сделано усилие, и они являются единственными двумя сторонами, на которых человек может развиваться. Первая находится на стороне знания, и, в случае этой работы, усилие лежит в размышлении об идеях и создании собственной индивидуальной и тесной внутренней связи с их смыслом, и нет ничего более важного, чтобы начать усилие. Человек должен думать, делать предположения и размышлять, погружаться в свой ум, жить своим собственным путем, воображать и формировать свои фантазии, свое собственное ощущение работы как подлинного отправного пункта в самом себе. Ибо, раз он формирует и создает некоторый отправной пункт, то, если он ошибочен, он может быть видоизменен. работа тогда начинает распространять свет в уме.

Вторая находится на стороне бытия. Усилия на стороне знания отличаются от усилий на стороне бытия. Только идти они должны рука об руку. В результате появляется понимание. Как было сказано ранее, эта работа должна быть основана на понимании. Никто не может приспособиться к ней, как приспосабливается к жизни вне себя. Понимание является наиболее могущественной силой, которую мы можем создать в себе. Нет ничего лучшего, что может быть достигнуто в конце концов, чем понимание; и в работе человек определяется как его понимание. Человек есть его понимание.

Сегодня я хочу говорить об усилии со стороны бытия. Усилия, направленные на бытие кого-либо, отличаются, как было сказано, от усилий, направленных к размышлению о знании этой системы. Две стороны человека - сторона его знания и сторона его бытия - должны быть объяснены, чтобы сформировать понимание. Эта работа дает нам больше знания, чем мы имеем для бытия. Но очень трудно объединить это знание с бытием. Полной задачей, однако, является сделать это, и первая необходимость -это оценить, то есть, полюбить его, желать его, чувствовать стремление к нему. Знание может объединиться с бытием только через некоторую эмоцию, через некоторое желание, через стремление. Всякий должен хотеть того, что он знает. В противном случае знание не может объединиться с бытием. Вы не можете работать над вашим бытием отдельно от знания этой системы, если вы не применяете ее к вашему бытию, а вы не можете применять ее к вашему бытию, т.е., она не может войти в вашу волю и таким образом действовать на вас, если вы не хотите ее, не желаете ее. Обычное состояние человека есть то, что он не хочет того, что он знает.

Комментарии на Усилие Гурджиева

Мы действуем из нашего состояния бытия, не из нашего знания. Это наша воля, которая действует, и наша воля возникает из нашего уровня бытия. Поэтому человек знает лучше, но поступает хуже, и, пока он находится в этом состоянии, он не имеет единства в себе и, таким образом, не имеет понимания, так как в нем имеются две отдельные стороны. Для знания, чтобы действовать на бытие, должно быть желание, восхищение, или удовольствие в идеях работы, ибо никто не может перейти со стороны знания на сторону бытия без желания, удовольствия или стремления, то есть без охоты. Тогда человек будет желать жить с тем, что он знает, жить своим знанием, и его воля и его знание начнут срастаться. Именно здесь проявляется вся оценка работы и ее внутренний фон. Все в работе начинается с оценки, а это означает желание чего-то, ибо вы не оцените вещь, если вы не хотите ее. Это вносит волю, а через волю, через стремление вы начинаете применять знание к вашему бытию. Если вы применяете его, тогда ваше знание начнет превращаться в понимание через союз между волей вашего бытия и знанием в вашем уме. Как вы знаете, понимание определяется четко в этой системе. Понимание есть среднее арифметическое между вашим знанием и вашим бытием.

Таким образом, вы видите, что иметь знание этих идей недостаточно Совсем легко видеть, когда человек знает только знание, но не понимает этой работы. Если вы понимаете что-либо, вы можете говорить об этом различным образом; если это только знание, вы будете говорить об этом по памяти.

Теперь относительно усилий на бытие. Всякий должен делать сознательное усилие на свое бытие каждый день, и особенно в тот период времени, когда всякий ложится спать. Если вы хотите принимать жизнь как вашего учителя, то, как было сказано в предыдущем докладе, вы должны практиковать неотождествление с тем, что жизнь приносит вам, приятное или неприятное, в течение некоторого времени ежедневно. Жизнь требует механического усилия, но если вы практикуете неотождествление, оно становится сознательным усилием. Только делайте это в течение некоторого времени - скажем, одного часа - и оставайтесь сознающим и наблюдайте себя внимательно. Например, сделайте вашей целью не возражать на что-либо в течение часа. Это поможет вам увидеть, что означает неотождествление. Впоследствии вы можете уменьшить напряжение в отношении работы и делать то, что вы хотите, если вам нравится. Но либо работайте, либо не работайте, и знайте, что вы делаете. Нэ будьте между центрами. Не дрейфуйте из-за недостатка какого-либо умственного напряжения и не впадайте в это время в сон. Ослабить напряжение не значит обязательно впасть в сон.

Усилие в работе над собой

Теперь что касается работы над особыми вещами в себе и совершения усилия по отношению к ним - то есть над стороной вашего бытия, над видом человека, каким вы являетесь, и над способом, каким вы реагируете. Сперва возьмите ваше отрицательное «я», т.е. ваши повседневные отрицательные эмоции. Попытайтесь увидеть, прежде всего, что вы являетесь отрицательным и подтвердите это. Это помогает само по себе. Теперь, как вы знаете, это требует другого человека, чтобы сделать вас отрицательным. Поэтому задайте себе несколько вопросов, например, таких:

  • Думаю ли я, что со мной плохо обращался кто-то?
  • Завидую ли я кому-либо?
  • Является ли это механическим отвращением?

Это помогает вам формулировать вашу ситуацию к самому себе. Теперь попытайтесь сформулировать ответы самому себе. Затем попытайтесь подумать о том, что означает внешнее рассмотрение. Внешнее рассмотрение означает постановку себя в положение другого лица и осознание его затруднений. Это есть один способ трансформирования жизни. Поэтому теперь сделайтесь человеком, о котором вы думаете, что он обращался с вами плохо, или человеком, которому вы завидуете, и т.д. Попытайтесь сделать это искренне. Это требует сравнительного усилия. Отчетливо представьте себя как человека и переверните положение - то есть, вы становитесь человеком, которого вы не любите, ненавидите или критикуете, а теперь смотрите на другого человека, как на самого себя. Как правило, это излечит вас очень быстро, если вы сможете сделать это. Но если вы находитесь в дурном состоянии отрицательной эмоции - как все мы находимся по временам, - ничто не поможет вам, кроме осознания, на что вы сами похожи. Это болезненно. Но мы не можем измениться без боли. работа есть зеркало, и всякий в ней может помочь вам увидеть ваше собственное «я» в этом зеркале. Но вы не поймете этого, если не увидите себя в других или других в себе. Внешнее рассмотрение есть главный способ работы с отрицательными эмоциями. Но необходимо понять, что это значит. Это зависит от отчетливого представления себя. Внешнее рассмотрение отнимает некоторое время. Его трудно сделать искренне, т.е. правильно. Всегда требуется очень большое усилие сделать его. Но оно действует на бытие непосредственно. Некоторые находят его невозможным, так как они не могут вообразить, что они могут быть кем-либо еще, особенно человеком, которого они презирают. Это делает работу трудной для них.

Теперь поговорим об усилиях в отношении на депрессии. Депрессия не есть то же, что быть отрицательным. Имеется интересная вещь относительно депрессии, которую необходимо отметить, именно, что она воздействует на все центры, даже на инстинктивный центр. Депрессия происходит не только от потери надежды и веры в будущее, хотя это является обычной причиной. Она может возникнуть просто без усилий какого-либо рода, так что центры являются переполненными, так сказать, и с другой стороны само состояние, как бы оно ни вызывалось, является таким, в котором энергия в центрах становится прокисшей. Оно может возникнуть просто из обрыва самого себя, как если бы кто-либо воображает, что он таков всегда, скажем, преуспевает, а находит, что это не так. Но какова бы ни была ее причина, состояние депрессии должно быть признано и сделано всякого рода усилие, чтобы преодолеть ее. Я говорю усилие, так как только усилие будет менять состояние, даже усилие делать обычные небольшие-необходимые вещи. Но как раз сознательное усилие вспомнить себя немедленно выведет нас из депрессии. Причина заключается в том, что оно приводит нас в «я» работы, то есть, в «я», которые чувствуют влияния работы, и выводят из жизненных «я», в которых депрессии центрируются. И здесь я должен добавить, что вы должны бороться, чтобы иметь работу в вас. Вы должны бороться в вашем уме за работу, поддерживать ее живой, иначе она начнет становиться безучастной.

Теперь возьмем вопрос сознательного усилия на механичность. Это очень большой вопрос. Начнем с болтовни, внешней и внутренней. Болтовня - наиболее механическая вещь в человеке. Помните, что она не только означает болтовню в данное время, но болтовню впоследствии. Я должен предупредить вас, что всегда легко видеть, когда человек болтает дурно. И болтовней является не только высказывание вещей, но и писание их или показ их некоторым образом путем интонации, путем жеста, путем намека и т.д.

Намекание есть плохой пример ошибочной болтовни. Наконец, это означает болтовню внутри себя. Попытайтесь подумать над тем, что вы говорили в течение дня, а затем подумайте о правилах. Люди часто заражают друг друга дурной болтовней. И помните, что о том, что я говорю кому-либо частным образом, не следует болтать. Это есть определенное правило.

Теперь возьмем другую механическую привычку, помимо болтовни. Сперва вы должны наблюдать, является ли это дурной привычкой, то есть, если она приводит вас в сон. Имеются хорошие привычки, которые являются механическими, но зачем пытаться изменить их? Различайте между хорошими и плохими механическими привычками. Отметьте ясный пример, т.е., леность, жадность и т.д. Попытайтесь преодолеть их за короткое время, то есть, пока вы имеете силу сделать это. Никогда не работайте над собой сверх того, что полезно, ибо тогда усилие перестает быть сознательным и становится в свою очередь механическим. sf Все становится механическим со временем. Помните это. Все, что вы делаете сознательно, сохраняется для вас; все, что вы делаете механически, является потерянным. Поэтому усилия должны быть сознательными. Действительно, нет таких вещей, как механические усилия в работе. Они принадлежат жизни. Имеется класс усилий, называемых в работе усилиями избегать усилия. Это значит, что люди делают всякого рода бесполезные и излишние усилия и избегают делать усилие, которое требуется. Вы помните клоуна в цирке. Он бросается делать всякого рода бесполезные вещи. Этот клоун - вы сами. Но мы будем говорить о бесполезных усилиях в следующий раз.

Часть 2. Усилие воспоминания

В продолжение всей этой работы, в отношении каждой стороны ее, должно делать усилие воспоминания. Память лежит во всех трех центрах. Допустим, что человек достигает состояния в работе, в котором он чувствует необходимость поставить цель, основанную на том, что он наблюдал в себе. Он ставит цель и затем решает держать ее. Но чтобы держать ее, он должен помнить. Он должен не только помнить, какова его цель, но он должен помнить, почему он поставил ее и что привело его к тому, чтобы решить держаться ее. Если только он помнит свою цель как слова, как изречение - именно, что его целью является не делать этого или того, не реагировать тем или иным образом - этого недостаточно. Он вспоминает только в очень малой части Интеллектуального Центра. Чтобы помнить реальным образом, он должен вернуться обратно и воссоздать ситуацию, в которой он поставил свою цель и подумать о ее смысле и снова почувствовать обстоятельства, когда он решил придерживаться ее, и т.д.

Комментарии на Усилие Гурджиева

Полное воспоминание есть вопрос трех центров, работающих совместно, и цель включает в себя все три. Ибо если человек собирается работать против чего-то в себе, вещь, какова бы она ни была, будет представлена в Интеллектуальном Центре, Эмоциональном Центре и Двигательном Центре, и сохранение цели будет включать в себя все три; и воспоминание будет также включать в себя все три центра.

При совершении усилия на некоторую сторону себя, такую, как некоторая особая форма отрицательного бытия, помните, что все идет в циклах в себе, т.е. все идет вокруг с некоторыми интервалами. Не то, что эти интервалы регулярны, но вещи повторяются или возвращаются внутренне, иногда скорее, иногда позднее. Главное в том, что путем наблюдения человек может заметить и вспомнить, что это так, и таким образом он может приобрести некоторое предвидение и дать себе толчок прежде, чем некоторое настроение, некоторое состояние в себе как-то проявилось. Это относится к идее о совершении усилия в правильное время. Если характерное состояние или настроение и т.д. приобрело достаточно силы, трудно или невозможно остановить его, т.е. слишком поздно. Но если самонаблюдение развило то специальное воспоминание себя, которое является результатом из него (и может происходить только из него), тогда, если это новое воспоминание достаточно сильно, оно даст нам момент преимущества, из которого вы можете сделать усилие на некоторых бесполезных состояниях, когда они начинают возвращаться, то есть, вы распознаете его. Если вы действительно начали питать отвращение к нему, тогда вы будете иметь эмоцию, чтобы помочь вашей памяти и мысли. Это поможет и будет также помогать вам наблюдать больше - именно, что состояние появляется раньше, чем ваша мысль, в небольших пустячных вещах, которые вы не связывали с ним раньше, такие, как начало употребления некоторых фраз или легкое изменение чувства к другим и т.д.

Более полное наблюдение может помочь распознать состояние депрессии и отличить их от отрицательных состояний. Депрессия отличается от отрицательного состояния. Постарайтесь увидеть истинность этого для самих себя. Наблюдайте, что это так. Это различие было особенно подчеркнуто в последнем докладе, и если вы не наблюдали, что депрессия отлична от отрицательного состояния, то вы не можете увидеть, что это значит. Депрессивное состояние часто случается с людьми, которые любят думать, что они всегда веселы, бодры и счастливы. Во всяком случае, это не одно и то же, что отрицательное состояние.

Самонаблюдение и воспоминание состояния депрессии является наиболее важным, т.к. если кто-либо не распознает депрессии, в чем она состоит, он может сделать ошибочный род усилия. Только путем понимания таких состояний можно работать над ними правильным образом. Депрессия часто является результатом болезни, или скорее, когда кто-либо болен, возможность депрессивного состояния присутствует. Болезненное состояние снижает жизнеспособность. Это на самом деле не депрессия, но следствие того факта, что когда Инстинктивный Центр, который следит за внутренней работой организма и его химией, должен встретить болезнь, он заимствует энергию из других центров, точно так, как во время войны деньги берутся из источников всякого рода. Все вы слышали, что Инстинктивный Центр берет взаймы обычно из «Банка» сперва Двигательного Центра, а потом из Интеллектуального центра. Но это не есть обязательно сама депрессия; это есть подавленная жизнеспособность, и если кто-либо старается быть пассивным к ней и не отождествляется с ней, когда она начинается, если он не ожидает чего-либо и является спокойным и расслабленным в себе, там нет необходимости быть депрессии - то есть потере надежды и т.д. - но только состоянию, в котором кто-либо не должен думать и должен оставаться совершенно тихими и молчаливыми в себе. Имеются, конечно, ритмические изменения в теле, которые ведут к депрессии. Человек должен научиться в болезни и в таких состояниях измененной жизнеспособности видеть, где он находится в себе и что он может делать, что закрыто и что открыто. Ожидание, что он не будет обычным, когда он болен, сделает его подавленным. Это ошибочное отношение. Быть внутренне спокойным, остановить воображение, остановить жалобы, уменьшить напряжение, осознать, что вы больны и имеете малопригодную силу - является правильным подходом.

В отличие от депрессии, отрицательная эмоция причиняется всегда другим лицом. Другому лицу нет необходимости присутствовать. Кто-либо имеет нечто, называемое воображением, которое действует взамен. Воображение делает нас отрицательными - но это всегда воображение или память лица. Когда отрицательная эмоция возникает из воображения или памяти, это обычно повторение того, что кто-либо чувствовал раньше о данном лице и спустя некоторое время возможно наблюдать это, когда это впервые начинается и в каком случае это может быть иногда отделено, прежде чем оно достигает своей полной силы.

Когда вы являетесь «бурно отрицательными», невозможно сделать много. Почему? Потому что вы не хотите, и большинство из вас любят быть бурно отрицательными в данный момент. Вы должны понять, что люди любят быть отрицательными, чувствовать, что они страдают, и т.д. Это все, что может быть сказано. Но вы должны видеть это. Большая борьба требуется в течение долгого периода, чтобы начать чувствовать отвращение к отрицательному состоянию. Так легко быть отрицательным - вот в чем затруднение. Только вы сами, в вашей глубочайшей мысли, понимании и чувстве можете вывести себя из западни отрицательных состояний, путем света сознания и цели. Одно из наиболее серьезных отрицательных состояний может быть результатом давнишней жалости к себе, которая особенно может вести к потере силы совершать усилие. Даже самая слабая жалость к себе является отрицательной по оттенку. Она может превратиться в роман с собой, но она отрицательна и имеет цвет и вкус отрицательной эмоции, если кто-либо попытается пронаблюдать ее.

Чтобы сделать усилие работать над собой, вы должны действительно почувствовать, что нечто является ошибочным в вас. Это обычно отнимает годы и годы, прежде чем человек может даже начать видеть это с каким-либо убеждением. работа должна проходить через наслоения гордости, тщеславия, невежества, самодовольства, потворства своим желаниям, самолюбия, самозаслуг и т.д. Однако, она может проникнуть в конце концов. Но прежде чем она это сможет, первым признаком является обычно то, что человек внезапно начинает осознавать, что работа говорит о чем-то реальном и показывает некоторый признак мышления относительно идей. Первое изменение происходит в уме, т.е., вы начинаете мыслить по-иному. Это есть метанойя (matanot) - в Евангелиях ошибочно переведенное как «раскаяние». Это называется в работе «Пробуждающийся Водитель». Оно начинается с осознания ситуации кого-либо. Вы должны понять, что это не является весьма обычным.

Люди действительно редко думают о работе из самих себя - я подразумеваю, как если бы их жизнь зависела от нее. Это потому, что они не очень часто чувствуют, что что-то ошибочно с ними хотя они уверены, что ошибочны другие. Это подобно человеку, который стал близоруким и отказался носить очки, говоря, что не было ничего ошибочного с ним, но что помеха была в том, что свежие газеты были так плохо отпечатаны. Я говорю о ступени, которую люди должны преодолеть. 

Пока кто-либо думает одним и тем же образом, и чувствует одним и тем же образом, он является механическим. Он есть машина, вы знаете, но он воображает иное. Наша жизнь не есть действие, как мы воображаем, но реакция; и мы реагируем на вещи таким же механическим путем снова и снова. Только путем видения, что кто-либо является машиной, сначала в этом малом отношении, затем в том малом отношении, он может получить правильную эмоцию, чтобы помочь ему измениться. Только путем сознательного усилия кто-либо может осознать механичность, и это усилие должно быть сделано в отношении определенной вещи, определенной реакции, чему-то практически ясному и отчетливому. Принимать это за теорию хуже, чем бесполезно. Когда кто-либо осознает, что он механичен в некотором определенном отношении, это делает толчок, фактически это есть момент самовоспоминания. Чтобы работать против механичности, требуется усилие самонаблюдения. Причина того, почему мы реагируем на вещи одним и тем же механическим путем снова и снова, находится в связях и ассоциациях внутри наших центров и между ними. Но мы не сознаем этого, пока мы не наблюдаем наши центры. Чтобы изменить это, необходимо заставить центры работать по-новому. Возьмем пример: допустим, что вы всегда становитесь расстроенными, когда вы не можете найти что-либо. Является ли это механическим или нет? Да, это механическая реакция, которая будет регулярно возвращаться, если только вы не бросите свет сознания в нее. Именно сознание изменяет нас. Сначала требуется усилие самонаблюдения. Положим, вы наблюдаете, что вы реагируете посредством отрицательного состояния, если вы не можете найти вещь Это есть первое усилие и это принадлежит общему усилию самонаблюдения, то есть становления более сознательным, обращения внимания на себя и периодического осознания своей неправоты. Затем, наблюдайте ваши мысли.

Какая мысль приходит вам всегда, когда вы потеряли что-либо? Потом наблюдайте эмоцию; замечайте ее, ее вкус. Потом замечайте ваши движения, ваше выражение и т.д. Следующий раз будет не так легко реагировать механически, когда вы теряете что-либо. Что поможет вам? работа, которую вы проделали предварительно над этой механической реакцией - именно усилие быть более сознательным. Все, что мы делаем сознательно, остается для нас; все, что мы делаем механически, потеряно для нас.

Так как мы собираемся говорить о космологической стороне этой работы, я должен сказать теперь кое-что, в качестве подготовки, об отношении сознательного усилия, или усилия в работе, к механическому усилию, или усилию в жизни. работа является вертикальной к жизни. Все усилие работы состоит в том, чтобы поднять человека на более высокий уровень, а более высокий уровень вертикален, т.е. выше. Возьмем этот символ, который даст один смысл Кресту. .

Вертикальная линия есть линия, представляющая различные уровни бытия, не только Человека, но и самой Вселенной.

Горизонтальная линия, проведенная под прямыми углами, такая, как АВ, и пересекающая вертикальную линию в С, будет представлять жизнь человека во времени на уровне быгия, представленного точкой С. Усилия, которые мы делаем из Причины и Следствия во Времени, то есть механические усилия, лежат на линии АВ. Вертикальная линия представляет направление усилия, отличного от таковых, совершаемых во Времени. Вы слышали, что более высокие состояния сознания безвременны, то есть без какого-либо ощущения времени.

Движение по вертикальной линии безвременно. Более высокое состояние человека не лежит на линии АВ. но выше механического человека, а именно - на вертикальной линии. Эта линия есть то, что дает смысл всем вещам. Она представляет собой вечную шкалу смысла.

При подходе к космологической стороне этого уровня мы должны понять, что она является существенной частью умственного аппарата этой системы, и без нее учение не может быть правильно сформировано и связано в различных частях ума как инструмент для влияний, идущих из более высоких центров. Но я собираюсь, насколько возможно, помочь, в форме комментариев, довести космологическую сторону ближе к вам так, чтобы кое-что из ее смысла могло начать влиять на вас. Космологическая сторона - это очень могущественная вещь, но, если не делать попытки думать о ней, ее сила не будет воздействовать на человека, и поэтому он не будет чувствовать работу много выше своих ограниченных самоинтересов.

Теперь попытаемся подумать об этой вертикальной стороне. Мы можем понять Причину и Следствие во Времени. Во Времени Причина всегда идет впереди Следствия. Но причина не только в прошлом времени. Причина может быть выше и ниже нас. Для иллюстрации возьмем Таблицу Космосов от Земли вниз:

  • Космос Жизни
  • Космос Органической Жизни
  • Космос Человека
  • Космос Клеток
  • Космос Молекул
  • Космос Атомов

Вы видите, насколько человек не способен, т.к. он является мельчайшей частью Космоса Органической жизни и состоит из мельчайших частей, принадлежащих к Космосу Клеток, которые, б свою очередь, составлены из мельчайших частиц, а именно - молекул и т.д.

Человек состоит из клеток, которые принадлежат к своему собственному Космосу. Но человек есть часть Органической Жизни. Если Органическая Жизнь умирает, Человек, являющийся ее частью, умрет. И если умирает Космос ниже Человека - мириады клеток - Человек перестает существовать.

Это вертикальное устройство постоянно. Это, так сказать, вертикальные Причина и Следствие. Или вы можсзте назвать его постоянным порядком, или постоянным соотношением, или внутренней подгонкой всех вещей. Скажете ли вы: порядок, постоянное устройство или соотношение и т.д. - несущественно в настоящее время. Что вы должны увидеть, так это то, что такая вещь, как порядок, не находится во Времени, но что Время движется через порядок.

Человек, как было сказано, стоит в центре Креста. Он имеет вертикальный смысл и временной смысл. Временная причина человека есть прошлое во времени; вертикальная причина есть его смысл, а его смыслом будет уровень бытия, к которому он принадлежит.

Вы слушали, что ваш уровень бытия привлекает вашу жизнь. Это значит, что жизнь будет проходить в соответствии с вашим уровнем бытия. Уровни бытия могут быть представлены как точки на вертикальной линии и образуют жизнь горизонтальной линией. Если ваш уровень бытия меняется, горизонтальная линия будет проходить через другую точку на вертикальной линии. Я хочу, чтобы вы уловили общий принцип, заключенный в этих иллюстрациях, не сравнивать их, но видеть идею за ними. Мы продолжим эту тему в следующий раз.

Часть 3. Схема Креста

Схема Креста, как она дана, представляет единичный момент в жизни человека. В этом единичном моменте вертикальная линия пересечена горизонтальной линией Времени.

Каждый момент жизни человека может быть представлен таким путем. Точка пересечения вертикальной и горизонтальной линии есть теперь. Но эта точка становится теперь в полном смысле, только если человек является сознательным. Когда человек отождествлен, для него нет никакого теперь. Если он спит во Времени, в состоянии спешки от прошлого к будущему, отождествленный со всем, в его жизни нет никакого теперь. Нет даже настоящего момента. Наоборот, все течет, все меняется, все превращается во что-то другое; и даже момент, столь предвкушаемый, когда он приходит, он уже в прошлом.

Только это чувство существования и смысла направления, представленного вертикальной линией, дает человеку ощущение теперь. Это чувство иногда называется чувством Вечности. Это есть начало чувствования истинного «Я», ибо истинное «Я» стоит выше нас, не впереди нас во Времени. Вечность и Время несоизмеримы. Это значит, что никакое количество времени не будет создавать ширины. Они принадлежат к различным измерениям. Но Вечность и Время встречаются в Человеке в точке, называемой теперь.

На этой вертикальной линии нет прошлого или будущего. Что занимает место Времени, прошлого, настоящего и будущего? То, что занимает место Времени, есть состояние или уровень или качество. Вертикальная линия представляет наложение, не во Времени, как скажем, в 1942 году, или возраст, такой, как 20 или 50 лет, но положение на шкале состояний бытия, на уровне понимания и качества знания. Все во Вселенной, видимое и невидимое, известное и неизвестное, находится в некоторой точке на этой вертикальной линии, все находится неизбежно в некоторой точке на этой вертикальной шкале, ибо все находит на ней свой собственный уровень, согласно, так сказать, своей плотности, подобно предметам, плавающим в море, Вся эволюция, в истинном смысле, - это проходить от одной точки к более высокой точке на этой шкале. Шкала означает лестницу. Во всех схемах, которые мы намереваемся изучить, проходит эта идея о Вселенной, как о лестнице или шкале, и вот почему столь необходимо приобрести некоторое предварительное понятие о значении этого вертикального направления, которое не лежит впереди нас, в будущем Времени, в следующем году или в следующем столетии, которое не лежит ни в Пространстве, ни во Времени, но лежит в другом измерении - именно выше нас.

В ограниченной степени все мы знаем о существовании этой вертикальной линии, ибо все мы знаем лучшие и худшие состояния самих себя. Это особенно в случае, когда человек начал работать над собой и узнавать, что такое отделяться от плохих состояний и что значит быть спящим.

Имеются два рода влияний, которые могут достичь нас в любой конкретный момент. Один исходит из горизонтальной линии, представляющей Время. Они являются влияниями прошлого, которые входят в каждый момент в наши жизни, а также влияниями, идущими из будущего - то есть будущее представлено в линии Времени, по которой мы движемся. Но имеются также другие влияния. Когда человек вспоминает себя, он поднимает себя по вертикальной линии вверх и испытывает на какой-то момент новое состояние. Это происходит, когда человек больше не просто думает о самовоспоминании, но действительно совершает его -когда он больше не пытается бежать от отрицательных состояний путем продумывания себя из них, но останавливает все свои мысли и поднимает себя вверх в самовоспоминание. И только путем этого внутреннего движения новые влияния могут достичь его. Как вы знаете, неоднократно говорилось , что «помощь» может достичь человека только если он помнит себя, т.е. она может достичь только Третьего Состояния Сознания.

В большинстве древних, средневековых и более поздних книг, таких, как книги 17 столетия, которые содержат «В» влияния - вы найдете представленным это вертикальное направление. В Ветхом Завете - в первых нескольких книгах, или Пятикнижии, как их называют, где все истории аллегоричны и содержат скрытый смысл, мы находим пример Лестницы Иакова. Она представляет Вселенную, видимую в ее вертикальной высоте и глубине, как выше, так и ниже. Иаков представляет человека, спящего у подножья возможной шкалы развития, существующей в нем.

В Книге Бытия рассказывается, что Иаков лег в некотором месте спать:

«И увидел во сне: вот, лестница

стоит на земле, а верх ее касается неба;

и вот, Ангелы Божий восходят и нисходят по ней».

(Кн. Бытия, 28, 12)

Возьмем подобный же пример из этой системы. Вы знаете, что Человек в этой системе берется в масштабе. Имеются различные виды Людей - различные по масштабу, или уровню.

  • Человек №1 Человек спящий
  • Человек №2 Механический Человек с преобладанием эмоций
  • Человек №3 Механический Человек с преобладанием рассудка
  • Человек №4 Уравновешенный Человек (пробуждающийся)
  • Человек №5 Человек пробужденный
  • Человек №6 Сознательны Человек
  • Человек №7 Совершенный Человек

Человек рождается как саморазвивающийся организм. Он может подняться с одного уровня на другой по этой вертикальной шкале. И вот почему имеется такая вещь, как эзотерическое учение. Все знание, относящееся к этой системе, касается возможности человека, подвергающегося внутренней трансформации и поднимающегося по шкале бытия. В христианской и магометанской религиях, например, это называется единением с Богом. Чтобы перейти с одной точки на вертикальной линии на более высокую точку, вещь должна быть трансформирована, стать отличной от того, чем она была на более низком уровне. С точки зрения этого учения человек не является неподвижной точкой во Вселенной, видимой на этой вертикали, какой является животное, которое не может измениться и рождается тем, что оно есть и чем оно должно оставаться. Человек способен к внутреннему изменению. Он является экспериментом, но он не имеет значения для Высших Космосов Вселенной, если он не начинает выполнять эксперимент, который он представляет. Возможно, вы увидите, что это значит, когда я скажу, что если бы Вселенная не была невидимо вертикальной шкалой восходящих и нисходящих ценностей, в ней не было бы смысла. Вселенная есть ряд ступеней, уровней, степеней, простирающихся вертикально от наивысшего к самому низшему, и все находится в некоторой точке во Вселенной. Стул, на котором вы сидите, находится в иной точке во Вселенной, чем вы Сами. Однако, если вы возьмете Вселенную, как пространство, существующую только в его трех измерениях, вы можете думать, что вы и стул были бы в одной и той же точке во" Вселенной. Человек, как дитя Вселенной, как продукт ее, носит в себе печать Вселенной, т.е. Человек имеет в себе шкалу.

На своих лекциях Гурджиев, объясняя деление человека на семь категорий говорил своим слушателям:

"Человек номер один, два и три - это люди, образующие механическое человечество и пребывающие на том же уровне, на каком они родились.

Человек номер один - это человек, у которого центр тяжести психической жизни лежит в двигательном центре. Это человек физического тела, у которого двигательная и инстинктивная функция имеют перевес над эмоциональной и мыслительной функциями.

Человек номер два - это человек на том же уровне развития, но его эмоциональный центр совпадает с центром тяжести психической жизни. Это человек, у которого эмоциональная функция имеет перевес над всеми прочими, он человек чувств и эмоций.

Человек номер три означает человека на том же уровне развития, но у него центр тяжести психической жизни лежит в интеллектуальном центре, т.е. мыслительная функция получает преобладание над двигательной, инстинктивной и эмоциональной функциями. Это человек рассудка, который ко всему подходит с точки зрения теорий и умственных соображений.

Каждый человек рождается как человек номер один, номер два и номер три.

Человек номер четыре не рождается готовым. Он рожден как номер один, два или три и становится номером четыре только в результате определенного рода усилий. Человек номер четыре -это всегда продукт школьной работы. Он не может ни родиться, ни развиваться случайно, в результате ординарных влияний, воспитания, образования и тому подобного. Человек номер четыре уже стоит на уровне, отличном от уровня номер один, два, три; он имеет постоянный центр тяжести, состоящий из его идей, его оценки работы, его отношения к школе. Вдобавок, его психические центры уже начали приходить в равновесие, в нем один из центров не может иметь такого преобладания над другими, как это бывает у людей первых трех категорий. Он уже начинает познавать себя, начинает понимать, куда идет.

Человек номер пять уже достиг кристаллизации. Он не может измениться так, как изменяется человек номер один, номер два или три. Но нужно отметить, что человек номер пять может появиться в результате как правильной, так и не правильной работы. Он может стать номером пятым из номера четвертого, но он может стать номером пятым, не побывав номером четвертым. В этом случае он не способен развиваться далео, стать номером шестым и седьмым. Чтобы сделаться номером шестым, он должен вновь расплавить свою выкристаллизовавшуюся сущность, намеренно утратить свое бытие в качестве человека номер пять.

Человек номер шесть стоит очень близко к человеку номер семь. Его отличает от человека номер семь только то обстоятельство, что некоторые из его качеств еще не стали постоянными.

Человек номер семь - это такой человек, который достиг полного развития, возможного для человека - человека, обладающего волей, полным объективным сознанием, высшей интеллектуальной функцией, индивидуальностью, постоянным и неизменным "Я".

Верховная формулировка цели работы находится в Евангелиях, где сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Матф.4, 33)

Царство Небесное выше человека, не в будущем времени, а сейчас. Это есть состояние человека, достигаемое внутренне, и поэтому говорится, что находится «внутри вас».

Все учение в Евангелиях касается Царства Небесного, т.е. целью является восхождение по вертикальной линии. Здесь лежит возможность человека стать сознательным человеком, и это есть скрытый смысл, то есть человек может подняться по вертикальной шкале. Он находится там, где он находится на вертикальной линии и поэтому имеет одну жизнь, но он может изменить свое положение во Вселенной. Жизнь не содержит неисчерпаемого смысла, но вертикальная линия представляет неисчерпаемый смысл, поэтому «вертикальная цель» никогда не может быть осуществлена, как может быть осуществлена «жизненная цель».

Вертикальная линия представляет собой линию трансформации, и эта линия пересекает под прямыми углами горизонталь-| ную линию Времени, которая является линией изменения. Это | требуется пояснить. Линия трансформации находится под прямыми углами к линии изменения. Все вы знаете, что Время есть 5 изменение. Ничто во Времени не остается одинаковым - даже горы изменяются. Но это изменение, которое принадлежит Време-S ни, не есть трансформация. Ход времени не трансформирует I вещь. Он изменяет ее, переделывает ее, заставляет ее, например, разрушаться или истощаться. Все вещи становятся старше во Времени. Но это не есть трансформация. Трансформация не лежит на горизонтальной линии, но обусловливается вертикальной линией. В этой работе термин изменение Бытия в конечном счете означает трансформацию Бытия. Но многие изменения могут .1 иметь место во Времени, прежде чем какая-либо степень трансформации может произойти. Внутреннее устройство человека должно изменяться, т.е. низшие центры в человеке должны быть : подготовлены посредством работы, прежде чем трансформирующие влияния из высших центров могут начать достигать его. Силы трансформации действуют с вертикальной линии. Они действуют на «субстанции», лежащие на горизонтальной линии во Времени. Если эти субстанции находятся в подходящем состоянии, то есть если их качества, количества и устройство правильны, трансформация будет иметь место.

На горизонтальной линии, представляющей наши жизни, мы живем и двигаемся. Но там, где эта горизонтальная линия пересекает вертикальную линию, она отмечает точку нашего уровня Бытия, и то, что мы переживаем во Времени, есть результат нашего уровня бытия. Бытие вертикально ко Времени и представляет «фигуру» человека. Имеется интересная фраза, примененная в Деяниях. Об этой идее Ап.Павел говорит, что Бог находится недалеко от каждого из нас: «Ибо, - говорит он, - в Нем мы живем, и двигаемся, и имеем наше бытие».

Мы живем и двигаемся во Времени, но мы имеем наше Бытие на этой вертикальной линии, которая спускается от самого высшего к самому низшему. Но обычно мы думаем, что наше происхождение лежит на горизонтальной линии во Времени, то есть в прошлом, и мы не понимаем, что наше происхождение является также вертикальным к этой линии. Вы слышали выражение, что сущность исходит от звезд, и, когда мы будем беседовать о Луче Творчества, вы увидите ясно, что звезды означают порядок миров значительно выше Земли на вертикальной шкале. То есть сущность в своем происхождении - а вы должны помнить, что при ро-, ждении мы являемся сущностью - лежит выше нас. Точка, где она входит во время, есть момент нашего рождения. Точка, где она оставляет время, есть момент нашей смерти. Между этими двумя точками лежит наша жизнь во Времени, где развитие сущности является возможным и где, помимо этого, личность формируется неизбежно. То есть личность формируется во времени и принадлежит Времени, тогда как сущность входит во Время и оставляет Время. Сущность находится вне Времени. Качество сущности принадлежит вертикальной линии, проведенной под прямыми углами ко Времени, то есть, эссенциально бытие относится сюда. Вообще говоря, бытие человека составлено из всего в нем, но эссенциальное бытие человека зависит от его сущности, того, что в нем является реальным. Это есть то, чем он является. Во фразе, цитированной выше, из Деяний, когда говорится «в Нем мы имеем наше бытие», что означает «мы суть», т.е. «в Нем мы суть». Бытие есть то, что мы суть и, как я сказал в последний раз, вертикальные линии представляют место, где вещь есть во всей вселенной смысла. Вещь является, где она есть, эссенциальной. Бытие происходит от слова быть, что значит сущий. Оно есть то, чем вы являетесь. Бог определяется в Ветхом Завете как «Я есть Тот, Кто есть». Когда Моисей спросил имя Бога, ответ был: «Я есмь Тот, кто есмь». В жизни мы стараемся быть подобными чему-то; мы всегда являемся старающимися быть похожими на что-то; всегда старающимися подражать, всегда претендующими быть чем-то, чем мы не являемся. Если бы человек нашел в себе истинное «Я», которое лежит вертикально над ним на шкале бытия, он не был бы больше похож на что-либо, но был бы сам собой, тем, чем он является. На этой вертикальной шкале лежит бытие всего - бытие камня, бытие дерева, бытие собаки, бытие органической жизни, бытие Земли, бытие Солнца, бытие Звездной Галактики. Здесь нечего делать со Временем. Но каждому уровню бытия предназначена шкала во Времени. Мы имеем наш предназначенный отрезок жизни во Времени, подходящий для изменения нашего бытия. Ибо, как вы знаете, с точки зрения этой работы, вся Вселенная, на каждой шкале и на каждой ступени, развивается. Эта работа не учит тому, что мы живем в умирающей вселенной, но в развивающейся, и все в ней, в каждом различном мире или Космосе, ищет своей эволюции, то есть, оно старается подняться выше и выше на уровне бытия. И в каждом Космосе что-то работает.

Мы знаем непосредственно, что в Космосе Человека, к которому мы относимся, в этом Космосе что-то работает. Эта работа сама по себе есть признак этого. Вся идея эзотеризма есть признак этого. Вас учили, что Человек есть саморазвивающийся организм, что имеется и всегда был особый род учения, который имеет дело с этим внутренним развитием, и вас учили, что имеются сознательные люди, которые достигали этого возможного внутреннего развития.

Теперь вернемся к Космосу Клеток, который находится ниже Человека, чтобы увидеть, имеется ли что-либо подобное здесь. Три вида клеток с весьма заметными различиями существуют в человеке:

  • Мозговые клетки
  • Половые клетки
  • Телесные клетки - клетки, составляющие органы, кожу, мускулы, которые все различны, но в некотором смысле подобны.

1. Мозговые клетки изолированы от тела особым костным покровом (череп и позвоночник), они ограждены от удара водяными рубашками, они полностью отделены от телесных органов, они получают наилучшее питание и при смерти от голода показывают наименьшее изменение. Мозговые клетки живут в течение жизненного периода человека, то есть они бессмертны в отношении к обычному периоду жизни клеток, который очень грубо равен 24 часам. То есть, они живут 80 лет времени человека, которые составляют 2 400 000 лет их собственного времени. Они могут быть сравнены с кругом сознательного человечества, с теми, кто достиг бессмертия.

2. Половые клетки являются некоторым образом внутренне незавершенными, и они имеют судьбу совсем отличную от судьбы телесных клеток.

3. Телесные клетки, составляющие печень, желудок и т.д., постоянно делятся в периоды, более короткие и более длинные, чем 24 часа - может быть, месяцы, однако, этого порядка периода Времени. Эти клетки могут быть сравнены с механическим человечеством, которое находится под влиянием некоторых законов и должно тем или иным образом подчиняться им.

Мы можем расположить эти клетки в вертикальном порядке: Мозговые клетки Половые клетки Телесные клетки

Точно так, как мы располагали человека в вертикальном порядке. Сейчас я хочу только привлечь внимание к этому соответствию между Космосом Человека и Космосом Клчток. Мы будем говорить о Космосе Атомов и специальных видах атомов позднее. Что я хочу сказать, так это, что «что-то работает» в каждом Космосе, или, если хотите, то, что существует в Космосе Человека, должно некоторым соответствующим образом существовать в космосах ниже его, ибо каждый космос находится под одними и теми же законами.

Обязательно поделись

этим