Главная страница » ПУТИ И ШКОЛЫ » Гурджиев » Некоторые замечания о неправильной работе Центров

Некоторые замечания о неправильной работе Центров

Статьи

Некоторые замечания о неправильной работе ЦентровОдной из наиболее интересных идей, находящихся в этой системе учения, является та, что человек имеет несколько центров различных умов, которыми он обладает. Их схема такова:

* Инстинктивный Центр

* Двигательный Центр

* Эмоциональный Центр

* Интеллектуальный Центр

Каждый из этих центров есть «ум». Каждый из них представляет различный вид ума.

Центры можно грубо сравнить с очень тонкими и крайне сложными машинами, причем каждая машина предназначена для различной цели и различного применения. Кроме того, каждая машина состоит из отдельных меньших машин или из машин внутри машин, и они могут работать сами по себе. То есть, может работать весь центр или вся машина или только небольшая часть ее. Всякий обладает этими высоко сложными и тонкими машинами. Но ничего или почти ничего не зная о них, люди склонны применять их ошибочно.

 

Действительно, они думают, что они имеют только один ум и что этот один ум может иметь дело со всем. А идея об одном уме связана с иллюзией, что человек един, то есть с формой воображения, которую всякий поддерживает в себе - именно, что он внутренне един, а единство имеет одну волю и одно постоянное «Я» и обладает полной сознательностью, самосознанием и властью делать. Это весьма интересно и странно, что никто не может достаточно глубоко осознать свою множественность, и это ведет к источнику внутренних «болезней» человека. Пройдет очень много времени, прежде чем люди смогут понять, что внутренне они не одно, но множество, что они не единство и гармония, но многочисленность и дисгармония, что они не имеют одно постоянное и истинное «Я», но сотни различных и совершенно противоречивых «я», которые берут заботу о них в различные моменты, что они не имеют моменты сознательности, а обычно находятся в особом состоянии бодрственного сна и что как результат всего этого они не имеют реальной силы делания и поэтому живут в мире, где все случается и никто не может помешать этому случиться. Идея, что человек имеет не один ум, но различные центры, или умы, при первом знакомстве с учением может даже возмутить нас или рассматриваться столь же фантастической, как слова, что люди не являются сознательными. Никто, в действительности, не поставит себя лицом к самому себе и к своей истинной ситуации, прежде чем не осознает и не поймет реальности.



Некоторые замечания о неправильной работе ЦентровПоэтому человек цепляется за то, что он воображает себе, и благодаря цеплянью за то, что не существует, за то, что нереально, становится невозможным для него самого существовать и делаться реальным, то есть чем он может стать и действительно создан, чтобы стать. Может быть, слышали поговорку в этой работе, что всякий может стать миллионером, но чтобы стать миллионером, он должен сперва осознать, что он не миллионер. В этом отношении всякий подобен богатому молодому человеку в притче, человеку, богатому чувством собственного достоинства, который приписывал доброту себе как свое собственное имущество и был глубоко отождествлен со своими добродетелями. 

Вы помните, что ему сказали - пойти и все это раздать нищим, то есть истинной сущности или эссенциальной неразвившейся внутренней части себя, изнуренной «богатой личностью». Теперь человек вряд ли примет все, что говорится о неправильной работе цен­тров, если только он не достиг понимания для самого себя, что в нем реально существуют различные центры. Все вы должны понять, что это не фантастическая или просто теоретическая идея. Это факт, и факт величайшего значения для всякого, кто желает использовать свою жизнь хорошо и не сделать ее чем-то запятнанной, бесформенной или в значительной степени бессмысленной. По этой причине первая вещь, которую следует делать относительно практической работы над собой - это наблюдать, какой центр или центры работают в любой частный момент. То есть вам советуют практиковать самонаблюдение. В каждом из нас имеется три различных человека и прежде всего - Интеллектуальный Человек, Эмоциональный Человек и Инстинктивно-двигательный Человек, соответствующие этим трем центрам, или умам. То есть человек думает одну вещь, чувствует другую и «ощущает» третью. Его ощущения, которые принадлежат его Инстинктивному Центру, отличны от его чувств, которые принадлежат Эмоциональному Центру, от мыслей, принадлежащих Интеллектуальному Центру.


Как вы знаете, каждый центр разделен на три части, а каждая из этих частей на дальнейшие три части. Я сейчас не говорю о делении некоторых центров на положительную и отрицательную стороны. Каждый центр отражает себя и других в своих трех подразделениях. Например, Интеллектуальный Центр имеет три деления, которые представляют собой Инстинктивно-Двигательный Центр, Эмоциональный Центр и сам Интеллектуальный Центр, но все в меньшем масштабе. А последние снова подразделяются таким же образом в еще меньшем масштабе.

Инстинктивно-двигательная часть любого Центра является наиболее механической частью, и именно в этих механических делениях центров как правило люди расходуют свои жизни. Но прежде чем говорить детально о делениях центров вообще, относительно их делений должен быть понят один принцип. Почему люди тратят свое время в механических делениях центров? Ответ прост - они не требуют внимания. Когда внимание практически равно нулю, всякий находится в самых низких, наиболее автоматических частях центров. В результате человек говорит и делает вещи без всякого представления о том, что он делает. Другим результатом является то, что человек не может приспособиться к какому-либо изменению или использованию своего знания, но ведет себя абсолютно механически во всех случаях и повторяет то, что он знает, подобно машине. Все вы замечаете, как трудно для многих людей приспособиться к любым новым идеям или условиям и как они повторяют то, что они выучили, как если бы они были школьниками.

Чтобы добраться в высшие деления центров, необходимо усилие внимания. Это есть принцип. Теперь возьмем механическую часть Интеллектуального Центра в качестве отправной точки. Ее функцией является работа по регистрации воспоминаний, впечатлений и ассоциаций, и это все, что она должна делать нормально, то есть, если правильно применяется. Она никогда не отвечает на вопросы, адресованные всему центру. Главным обратим она никогда не должна решать что-либо важное. 

Сейчас здесь мы имеем первый пример ошибочной работы центров относительно их частей и делений. Механическая часть деления Интеллектуального Центра, которая называется Формирующей Частью или Формирующим Центром, непрерывно отвечает на вопросы и непрерывно принимает решения. Она отвечает так или ийаче, вульгарными словами, типичными фразами и на жаргоне всякого рода. Она отвечает автоматически и говорит как раз то, что наиболее привычно говорить, подобно машине. Или, в несколько более высоком масштабе, оно отвечает всегда шаблонным образом, подобно школьному учителю или правительствен-нбму чиновнику, применяя хорошо известные изречения, партий-нйё принципы, лозунги, пословицы, мудрые поговорки и т.д. И странно, что многие люди всегда отвечают таким образом и нико-rj|ja не замечают этого, либо потому, что они не могут думать о чем-либо и полагаются на механические или даже автоматические выражения Интеллектуального Центра, либо потому, что они не видят важности размышления о самих себе и освобождения своих мыслей от механических слов и выражений, которые принадлежат наиболее низким делениям центра.

 

Внимание по Гурджиеву

Теперь мы переходим ко вниманию. Внимание приводит нас в лучшие и более сознательные части центров. Внимание бывает трех видов:

1. Нулевое внимание, которое характеризует механические деления центров;

2. Внимание, которое не требует усилия, но притягивается и требует только недопущения не относящихся к делу вещей;

3. Внимание, которое должно быть управляемо путем усилия и воли.

Как было сказано, первый вид внимания, нулевое внимание, сопровождает работу механических делений центров; второй вид приводит нас в эмоциональные деления центров, и третий вид - в интеллектуальные деления. Возьмем на минуту снова Интеллек­туальный Центр в качестве примера, т.к. мы должны будем вернуться к этому вопросу в следующий раз.

Эмоциональная часть всего Интеллектуального Центрасостоит, главным образом, из желания знать, желания понять, разыскать знание, раскрыть, увеличить понимание чего-либо или кого-либо, уловить и узнать, иметь удовлетворение от знания, из желания истины, наслаждения от изучения, из достижения; и, обратно, из боли от незнания, из неудовлетворенности своей невежественностью, неинформированностью и т.д. работа эмоциональной части требует полного внимания, но и в этой части центра внимание не требует какого-либо усилия. Оно привлекается и сохраняется благодаря важности самого предмета. Интеллектуальная часть всего Интеллектуального Центра включает способность к творчеству, созданию, изобретению, нахождению методов, видению связей и приведению, по-видимому, изолированных вещей в порядок, единство или к формулировке, так что мы видим истину чего-то неясного до сих пор. Эта часть не может работать без направляемого внимания. Внимание в этой части не привлекается, но должно быть контролируемо и поддерживаемо путем усилия и воли: мы обычно избегаем делать работу, принадлежащую этой части центра, которая является, таким образом, часто неиспользуемой.


Теперь из этого мы можем заметить, в каких частях центров мы находимся. В следующий раз мы поговорим еще об этом вопросе.

 

Часть 2.Развитие человека и четвертый путь

Последний раз мы говорили о неправильной работе центров с точки зрения применения ошибочных  делений центров и с точки зрения принципа внимания. Как было сказано, люди обитают или живут в малых делениях центров, то есть в механических делениях. Вы должны понять, что все различные «я» в нас живут в меньших или больших делениях центров. То есть, мы имеем более механические или менее механические «я». В малых делениях, в механических или даже автоматических частях центров обитают большинство «я», которые контролируют нашу обычную жизнь. В этом смысле люди обитают или живут в малых механических делениях центров. То есть наша обычная жизнь в значительной степени контролируется весьма небольшими механическими «я», которые населяют эти малые подразделения центров. Они должны быть слугами, а не нашими господами, ибо мы имеем «я» различной силы, качества или способности. Например, «я», которые обитают в малых подразделениях центров, не способны понять эту работу. Они очень ограничены. Они не могут измениться. Они похожи на крестьян, которые подозрительны ко всему новому. Небольшие «я», которые вы применяете в обычной жизни, «я», которые ссорятся и чувствуют неудовлетворенность, которые заняты небольшими планами, небольшими подозрениями, небольшими вещами, небольшими интересами и т.д., находятся в механических частях центров. Они вполне полезны для небольших вещей. Но они не могут понять работу. Они принадлежат к небольшим частям центров.

Некоторые замечания о неправильной работе ЦентровИ иногда вы встречаете людей, которые пребывают так прочно в этих малых повседневных «я», что они не способны понять что-либо, кроме того, что принадлежит к их непосредственным малым интересам и к точке зрения этих малых «я», которые за­нимаются только малыми вещами повседневной жизни, которые очень важны в этом масштабе - именно в масштабе малых вещей. То есть эти маленькие «я» имеют свое подходящее место и, если они имеют дело с тем, что принадлежит им, они делают свою работу, как должно; и всякий должен обладать тренированным «я» такого сорта.

Как вы знаете, человек должен быть развит до некоторой степени во всех частях центров, чтобы стать  человеком №4, или, уравновешенным человеком. Но, как было сказано, эти малые «я» не могут уловить эту работу, они не могут приспособить себя и к идеям этой работы, и если идеи этой работы падают только на эти маленькие «я» повседневной жизни, работа не может быть воспринята и правильно размещена в существе человека. Короче говоря, эта работа, если она воспринята только этими малыми интересующимися собой повседневными «я», будет понята только на их собственном малом уровне понимания - на «уровне бытия» этих небольших «я». Эта работа должна осесть на более крупные «я», и никогда не должно допускать, чтобы она пала на малые «я». Это очень реальная и важная сторона работы над собой, то есть очень важно не позволять малым «я», живущим в малых частях центров, думать и решать относительно идей этой работы. Так как это столь важно и с практической точки зрения составляет непосредственный пример неправильной работы центров, которая является предметом, сейчас изучаемым нами, мы должны постараться понять лучше, что это значит. Ибо, как было сказано, изучение неправильной работы центров является не только вопросом, относящимся к неправильному применению центра, но также вопросом применения подходящей части центра относительно того, что должно быть сделано в любое данное время. Ибо имеются совершенно разные виды вещей, с которыми мы призваны иметь дело в разное время, и мы обладаем не только различными центрами и умами - интеллектуальным для сложных сравнений и мыслей, двигательным для сложных движений, значительно более быстрых, чем мысль, эмоциональным для видег ния качества вещей и связей и смыслов, скрытых от интеллектуального, и т.д., - но каждый центр разделен и подразделен на части, каждая из которых имеет свое подходящее место в схеме вещей и свою собственную функцию.

Вернемся к интеллектуальному центру. Механическая часть заключает в себе всю работу регистрации воспоминаний, ассоциаций и впечатлений, и это есть все, что работа должна совершать нормально, то есть, когда другие центры и их части делают соответствующую работу. Она должна делать только работу регистрации, или записи, подобно секретарю, записывающему то, что сказано, и организующему это и т.д. И, как было сказано, она никогда не должна отвечать на вопросы, адресованные всему центру, и никогда не должна решать что-либо важное; но, к сожалению, она всегда решает и всегда отвечает своим узко ограниченным путем готовыми фразами, продолжает говорить те же вещи и работать таким же механическим путем при всех условиях. Это есть неизменная часть человека, и когда человек пребывает интеллектуально в механических делениях интеллектуального центра, он не будет меняться; и ничего не может быть нового в нем, но он будет видеть жизнь всегда определенным образом и говорить одни и те же вещи, подобно граммофону. Но если он имеет другую часть себя, развитую в большем делении, дело будет совсем иным.

 

Он будет тогда направлять самую механическую мертвую сторону и другую более сознательную и живую сторону, которая лежит либо в эмоциональном, либо в интеллекту­альном делениях. Фактически, уравновешенный человек, в смысле работы, развит до некоторой степени во всех частях - механической, эмоциональной и интеллектуальной - всех центров. То есть он представлен в них некоторыми «я», и они не похожи на пустые комнаты. Это распределяет его энергию и приводит психическую жизнь в гармонию, но только через идеи, подобные идеям настоящей работы - идеям, идущим из «В» влияний, из сознательного круга человечества, от тех, кто достиг полного внутреннего роста, наиболее гармоничного развития центров. Одни лишь жизненные интересы неизбежно ведут к одностороннему развитию; и ни один человек не может развиваться только через эгоизм, ибо тогда он будет развивать только некоторые части эмоционального центра.

Теперь, если работа падает на механическую сторону интеллектуального" центра, она будет проходить среди «я», которые имеют дело с обычными повседневными делами жизни. Эти «я» пытаются управлять человеком посредством А влияний и предназначены для применения в повседневной жизни, и они не могут понять, о чем говорит работа или почему работа необходима. Они обращены к внешней, видимой жизни, которая является полной суммой реальности для них. Для них только то, что они могут видеть и чего коснуться, является реальным. Следовательно, нет почвы для идей работы, откуда им произрастать, ибо работа говорит не о чувственных вещах, которые можно видеть или кото­рые можно потрогать, но начинается с самонаблюдения, т.е., с того, что нельзя видеть и потрогать. Поэтому вы поймете, как опасно для тех, кому представилась возможность воспринять работу в больших частях центров, в более крупных «я», позволить ее идеям упасть в самих себя в небольшие механические «я», где они будут разделены или даже, так сказать, разорваны на куски. Это есть поистине основная идея о кощунстве или профанации, то есть она принадлежит к ошибочной работе центров.

О работе всегда следует мыслить с вниманием, ибо это приводит человека в интеллектуальные части центров.

Что касается слушания идей работы небольшими узкими «я», все вы знаете притчу о Сеятеле и Семени. Человек, который живет в очень малых частях центров, в небольших личных вещах, при слушании этой работы будет понимать ее только очень немного. Эта ситуация и поминается в притче. Семя означает идеи эзотеризма, идей настоящей работы. Если идеи этой работы падают как живые семена на очень малые «я», на очень небольшие части центров, населенные очень малыми «я» - это есть, как если семя, то есть, идеи настоящей работы, падает «при дороге». Вспомним эту притчу:

«Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень, взошло и засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую почву и взошло и принесло плод сторичный».(от Луки, 8, 5-8).

Поясняя эту притчу Своим ученикам, Христос говорит:

«Семя есть слово Божие; а упадшее на пути суть слушающие, к которым приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали.и не спаслись».

Понимаете ли вы, почему это называется «при дороге»? Это значит, что идея работы падает посреди движения ума кого-либо среди обычных жизненных мыслей кого-либо и принимает участие в механической стороне ума, которую Христос называет диаволом, ибо механичность есть дьявол.

Теперь все вы знаете, что, в смысле работы, человек может понимать только на своем уровне бытия. Это значит, что если вы встречаете человека на более высоком уровне бытия, чем ваш собственный, вы не будете понимать его. А если вы живете в очень небольших, очень малых, очень ограниченных механических «я», тогда это представляет ваш уровень бытия. Вы тогда поймете только то, что является очень малым, очень личным, и, как было сказано, если вы сосредотачиваете себя в этих небольших «я», которые связаны с малыми делами вашей повседневной жизни и с вашими небольшими ненавистями, желаниями и низостями, вашими небольшими завистями, вы будете неспособны примениться к чему-то новому; поэтому идеи работы будут «падать при дороге» и окажутся либо совершенно бессмысленными для вас, либо даже смешными, глупыми, лишними и фантастическими. Это значит, что вы будете понимать работу на этом уровне вашего бытия. Но всякий имеет масштаб бытия. То есть человек имеет, при условии, что он имеет магнитный центр, лучший уровень и лучшие «я» в себе, если он пытается их найти, чтобы через них понять работу. И одним признаком этого является обладание «магнитным центром», который может различать между «А» влияниями и «В» влияниями.

 

Часть 3.Правильная и неправильная работа центров

Механические деления центров должны выполнять свойственную им работу, и они могут работать правильно без внимания или с очень небольшим вниманием. Когда вы видите, это действие требует очень немного внимания и только время от времени, и все сложные движения, заключающиеся в акте ходьбы, делаются правильно механическими движениями двигательного центра. Вы можете проверить, что это делается механическим деланием двигательного центра, так как за время ходьбы ваши руки могут заняты движениями, требующими сознательного управления, то есть внимания, как, например, заточкой карандаша или распутыванием бечевки и т.д. Но как раз потому, что механи­ческие части центров могут работать с нулевым вниманием или с очень небольшим случайным вниманием, они часто действуют независимо. Например, человек идет одеться к обеду, в то время как он думает над проблемой и, в конце концов, находит себя, к своему удивлению, лежащим в постели. Всякий может вспомнить подобные примеры.

Некоторые замечания о неправильной работе ЦентровВся человеческая машина сделана таким образом, что одна часть может при крайней необходимости в течение некоторого времени выполнять работу другой части. В нашей системе об этом сказано, что до некоторой степени центры перекрывают друг друга в отношении функционирования. И хотя потому, что центры перекрывают друг друга в ограниченной степени, человеческая машина может встретиться с некоторыми непредвиденными случаями и является, следовательно, более способной к при­способлению, в действительности именно вследствие перекрывания происходят случаи неправильной работы центров. Возьмем пример: мы знаем, что дыхание может совершаться без вашего внимания. Здесь дыхательный центр, который сжимает и рас­слабляет мускулы, участвующие в дыхании, управляется инстинктивным центром, который оценивает состояние крови в каждый момент и увеличивает или уменьшает соответственно скорость дыхания. Но мы не можем наблюдать это непосредственно.

 

Мы не можем наблюдать инстинктивный центр и его сложную работу по обслуживанию внутренней деятельности органов. Но мы можем наблюдать результаты его работы - именно, что после бега мы дышим более глубоко, или, если мы возбуждены, мы дышим чаще и понимаем, что это в результате того, что инстинктивный центр требует больше кислорода, и т.д. Но дыхание осуществляется не только посредством инстинктивно-двигательного центра. Имеется перекрытие управления, ибо мы можем дышать намеренно, то есть по желанию. Человек не может поддерживать свое дыхание по желанию сверх определенного времени, т.к. инстинктивный центр будет перехватывать его дыхание за него, как только он начинает терять сознание. Человек может вмешаться в свое дыхание и заставить себя дышать более медленно или более глубоко и т.д. Это опасно делать, но имеются моменты, когда это очень важно, когда, например, это может спасти жизнь чело­века. Если, однако, человек пытается управлять своим дыханием без понимания того, что он делает, и без знания, это может быть помехой нормальной работе инстинктивно-двигательного центра, который тогда становится ленивым и, так сказать, передает дело дыхания частично. Я вспоминаю, как Гурджиев говорил неоднократно, что люди, ожидающие приобрести повышение силы посредством управления дыханием, были глупцами, если они не проходили долгой подготовительной тренировки под руководством учителя или не были специально отобраны им. Они были глупцами, потому что они вмешивались в функцию, которая, если в нее достаточно долго неправильно вмешиваться, впоследствии может никогда не работать нормально.

Вопрос неправильной работы центров есть дело изучения в течение всей жизни через самонаблюдение. Чтобы понять что-либо, вы должны сознавать его природу, в противном случае вы будете подходить к нему ошибочно или иметь неправильное отношение к нему. Вы не можете понять о центрах и правильной или неправильной работе просто, в одно мгновение. Если вы думаете, что можете, вы будете задавать неправильные вопросы и, действительно, никогда не поймете что-либо о данном предмете. Задумайтесь на мгновение. Вся жизнь есть функция центров и управляется центрами - ваши мысли, ваши чувства, ваши идеи, ваши надежды, страхи, любовь, ненависть, ваши поступки, ваши ощущения, ваши удовольствия, ваши удобства и т.д. Как тогда вы можете ожидать понять все о правильной и неправильной работе центров в короткое время? Это похоже на ожидание понять все о жизни после того, как вы прослушали одну или две лекции о ней.

То, что было сказано до сих пор, это только для того, чтобы дать вам некоторые указания о том, что имеется в виду, и заставить вас начать изучать предмет и, если вы не изучаете его путем самонаблюдения, тогда, даже если вы слушаете тысячу и одну лекцию по этому вопросу, вы не поймете ни одной вещи.

Теперь необходимо дать деление других центров, так чтобы люди имели некоторую общую схему, которая поможет найти свой путь, и к которой они могут относить свой путь, но и некоторые из своих собственных самонаблюдений. Это будет способствовать более ясному видению себя.
Прежде всего разделим некоторые центры на положительные и отрицательные, а затем поместим в обеих частях некоторые из подразделений, давая приблизительные определения их функций.

Интеллектуальный Центр как разделенный на положительную и отрицательную части

 

Часть 4. Положительные и отрицательные деления центров

Начнем теперь изучать положительные и отрицательные деления центров и что они означают. Чтобы сделать это, поговорим сегодня об Интеллектуальном Центре, который разделен естественно на положительную сторону и отрицательную, и в то же время поговорим немного о том, что такое мышление и что подразумевает работа относительно устройства Интеллектуального Центра в его правильном порядке.

Что является функцией отрицательной части Интеллектуального Центра? Попросту говоря, ее функцией является думать НЕТ, отрицать. Функцией положительной части Интеллектуального Центра является думать ДА, утверждать. Без отрицательной части в Интеллектуальном Центре было бы невозможно мыслить. Что такое мышление? Первое определение, которое дает настоящая система, это то, что мышление есть сравнение. Мышление есть сравнение одной вещи с другой, одной проблемы с другой и т.д. Но если человек имеет только Утверждение, или ДА, сравнение будет невозможным. Сравнение требует качества или выбора между двумя вещами, одной из которых кто-либо говорит ДА, а другой - НЕТ. И было бы невозможно выбрать или отбросить, если бы в Интеллектуальном Центре не было двойной силы, а именно - силы утверждения и силы от­рицания. Теперь две части центра должны быть способны работать вместе, например, так, как работают два лезвия ножниц, одно действуя против другого т.е. человек должен быть способен видеть то, что утверждает, равно как и то, что отрицает, что бы они ни думали об этом, и удерживать их вместе, и между двумя противоположными сторонами находить путь для своих мыслей, ибо все подлинное мышление ведет в уме в некотором направле­нии (и должно вести к новому месту в уме и не всегда по старым путям и старым местам, где человек находился прежде и которые являются действительно достигнутыми без всякого мышления, но просто путем привычной ассоциации). Я говорю о подлинном мышлении, которое требует усилия и является чем-то, что люди редко делают. Как вы, несомненно, слышали, каждому в настоящей работе рекомендуется «шевелить мозгами» ежедневно, а это значит делать реальное усилие мыслить. 

Некоторые замечания о неправильной работе ЦентровТо, что мы обычно называем мышлением, это просто автоматический поток ассоциаций, ряд неопределенных идей, воспоминаний, фраз, прерываемых случайным легким усилием вспомнить кое-что такое, что мы должны купить или куда мы должны сегодня пойти.

Интеллектуальный Центр работает как целое, все его различные части, деления и подразделения вступают в их правильный порядок и функции, но это редко случается. Весь центр редко освещен. Как правило, только малые части и подразделения работают, то есть он работает при низком напряжении только с небольшим освещением и в малых частях и поэтому не может иметь дела с какими-либо мыслями или идеями, которые требуют дея­тельности центра как целого. И опять-таки, люди, как правило, не знают, что думать об этом. Теперь, эта система со всеми ее идеями и принципами, ее громадным фоном и ее практическими деталями - фактически, все учение - есть связанная органическая система, созданная, чтобы заставить человека мыслить и научить, как мыслить, и дать ему нечто, что поможет ему развить свое собственное мышление. Ибо некоторые из идей легко уло­вить, и они малого масштаба, другие более трудны и большего масштаба, и связь между ними может быть не видна в течение долгого времени. Но весь Интеллектуальный Центр, со всеми его частями, малыми или большими, требует, в конце концов, поддерживать систему совместно в ее должном порядке так, чтобы он мог работать правильно и передавать силу как организованное и живое целое. 

Это не только вопрос памяти, ибо память является, прежде всего, функцией механического, или формирующего (мышления) деления Интеллектуального Центра, которое регист­рирует, и эта часть не является достаточной, чтобы полностью постичь идеи учения. Это также вопрос оценки и видения и ощущения вкуса их истины. В то же время, если эта система не регистрируется соответствующим образом в человеке, она не может развиваться и расти в нем правильно, чтобы получать и передавать вибрации более высоких центров.

Вы должны понять, что нет силы в самой работе, взятой как слова и схемы, но она в том, что работа передает через них, будучи сознательно понята. Ибо когда работа понята, тогда она сформировала нечто в человеке, чем он не обладал раньше, и этот инструмент, так сказать, сформированный в нем таким образом, может реагировать на влияния, которых он прежде не осознавал. И именно эти влияния модифицируют, изменяют и, в конце концов, трансформируют человека. Вы увидите, следовательно, как важно сохранить работу живой в себе, слушать ее идеи многократно и думать о них снова и снова, пытаясь действовать на них. Ибо если работа вымирает в человеке из-за сокрушительного давления жизни и ее повседневных требований, трудно пробудить ее снова. Люди легко впадают в сон; и тратится очень много времени на изучение, усилие и самопожертвование, прежде чем работа достаточно сильно сформирует себя в человеке, чтобы оставаться живой самой по себе, поэтому люди должны держаться в контакте с теми, кто может сохранить ее живой или чьей задачей является делать это.

Я сделал это отступление, чтобы показать, насколько Интеллектуальный Центр, работающий как целое, необходим для полного понимания настоящей системы и насколько система создана для этой цели и может правильно организовать весь Интеллектуальный Центр в инструмент, который может начать реагировать на влияния, исходящие из Высших Центров. Но так как этот вопрос принадлежит к «Относительному Мышлению» (которое одно приводит Интеллектуальный Центр в правильное действие), мы сейчас вернемся здесь к делениям центра на положительную и отрицательную стороны и рассмотрим их в отношении неправильной работы центров (или частей центров).

Возьмем отрицательное мышление. Отрицательное мышление происходит, когда человек думает только или главным образом из отрицательной стороны Интеллектуального Центра. Он использует для мышления отрицательную часть; как было сказано, две стороны, положительная и отрицательная, должны работать совместно и контролировать друг друга. Теперь, если человек начинает мыслить, скажем, о настоящей работе из отрицательной стороны Интеллектуального Центра и позволяет этой стороне продолжать свою деятельность бесконтрольно, он вынужден дойти до отказа от работы, т.к. отрицательная сторона может объединять вещи вместе только в форме увеличения отрицания.

Конечным результатом будет, следовательно, НЕТ. Это отрицательное мышление относительно таких вопросов с которыми имеет место работа, является весьма обычным в настоящее время, но чтобы процветать, оно должно отбросить, отклонить или унизить все, что не согласно с ним.

Отрицательное мышление принимает у разных людей многие формы. Некоторые люди имеют хорошо развитые системы полностью неконтролируемого отрицательного мышления о различных вещах, о самих себе, о других, о жизни, о мире, о вселенной и т.д. Эти системы сформировались независимо от положительной стороны Интеллектуального Центра и являются, следовательно, односторонними, неконтролируемыми, неоспариваемыми каким-либо противоположным мышлением и часто источником болезни.

Одна из самых легких вещей - это не соглашаться. Привычно не соглашаться - значит применять отрицательную часть центра. Привычное несогласие, нахождение недостатка, споры в мелочах и т.д. - есть применение отрицательной стороны бесконтрольно; а отрицательным мыслителем является, коротко говоря, человек, которого следует сторониться, ибо что бы вы ни говорили ему, он будет пытаться разрушить это. Он не может поступить иначе, ибо он является, так сказать, интеллектуально перевернутым и мо­жет идти только в обратном направлении. Все это - неправильное применение центра. С другой стороны, человек, который мыслит, скажем, об этой системе только со стороны утверждения, никогда не уловит ее. Она никогда не сделается для него истиной, ибо он не хочет пройти через какие-либо искушения относительно нее и бороться и разработать ее для себя постепенно.

В настоящей работе имеется рассказ, что когда-то человек был совершенным. Человек находился в контакте с «высшими центрами». Действительно, говорят, он беседовал с богами. Но он был очень слаб, так как, никогда не испытывая отрицания, а всегда только утверждение, он не знал, как встретить отрицание. Поэтому он легко пал из своего высокого положения, ибо не имел силы мыслить и понимать из себя самого. Теперь он должен найти свой путь назад, туда, где он однажды был, и силой отрицания помочь себе.

 

Дополнительное примечание

Имеются некоторые весьма интересные вещи, которые могут быть сказаны относительно двух делений Интеллектуального Центра на положительное и отрицательное, если мы возьмем их в связи с другими центрами, такими как Эмоциональный Центр. Например, человек может иметь отрицательное мышление и положительное чувство или волю к какой-либо вещи. Или, наоборот, он может иметь положительное мышление и отрицатель­ное чувство или волю. Чтобы проиллюстрировать это, полезно подумать о примере, данном в Евангелиях:

«У одного человека было два сына; и он подошел к первому, сказал: «сын, пойди сегодня работай в винограднике моем». Но он сказал в ответ: «не хочу».; а после, раскаявшись, пошел. И подошел к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, господин», и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?» (От Матф. 21, 28-31).

Человек, который имеет слишком механическое утверждение из Интеллектуального Центра, скажем «да», но оно принадлежит его мысли, а не его воле. Основа воли находится в Эмоциональном Центре. Поэтому он говорит «да» своим мышлением, но, в конечном счете, «нет» своим Эмоциональным Центром. Или человек имеет отрицательное мышление и положительное чувство. Он говорит «нет» своим умом, но своим чувством говорит позднее «да». Притча или психологическое определение может быть понято различно. Но это значит, что человек не един и имеет две отдельных стороны, которые не обязательно согласуются.

Другая вещь, которая может быть сказана, это, что если человек не имеет Магнитного Центра (который утверждает существование двух видов влияний в круговороте жизни - именно А и В), он может начать только из отрицательной стороны мышления, когда встречает работу этого рода, и таким образом растратить все свое время на опровержение. Чувство дает начало некоторому роду мышления. Наш интеллектуальный аппарат, как он есть, разделенный на положительный и отрицательный, может дать любой результат согласно тому, приведена в действие та или иная сторона. Можно доказать или опровергнуть все. Это оценка (Эмоционального Центра), которая является решающей.

Рассматриваемые как чистая машина две стороны Интеллектуального Центра взаимно разрушающие. Вот почему говорится, что для соответствующей работы центра необходим третий фактор.

 

Часть 5. О Неправильной работе Центров. Эмоциональный центр

В этом докладе, который является последним из серии о Неправильной работе Центров, мы начнем с Эмоционального Центра в отношении к его отрицательной стороне, но я хочу в значительной степени отклониться и обратиться к вопросу о самих отрицательных эмоциях.

Некоторые замечания о неправильной работе ЦентровВ последнем докладе было сказано, что Интеллектуальный Центр, естественно, имеет отрицательную сторону. Но это не так, как в Эмоциональном Центре. Отрицательная часть Эмоционального Центра есть местонахождение отрицательной эмоции. Но от природы в центре нет такой части: она приобретается. И можно сказать сразу, что всякий раз, когда эта приобретенная отрицательная часть Эмоционального Центра является активной, это означает неправильную работу центра. И не будет преувеличением сказать, что Эмоциональный Центр очень редко работает правильно благодаря действиям этой приобретенной отрицательной части, от которой он стал, так сказать, зараженным из-за ее контакта с жизнью. Ибо отрицательные эмоции управляют жизнью, особенно, может быть, в настоящее время, и люди цепляются за свои несчастные отрицательные эмоции больше, чем за что-либо еще. Теперь «инфекция» отрицательных эмоций (подобно инфекции отрицательного мышления) вводится постепенно в растущего ребенка, ибо ребенок родится бодрствующим (в его собственном масштабе) в мир спящих людей и, путем подражания им, учится в свою очередь только впадать в сон; и среди других вещей он под­ражает отрицательным эмоциям, то есть выражениям лица, интонациям, словам и фразам, которые исходят из отрицательных состояний других людей. Ребенок подражает всем им и таким образом постепенно начинает чувствовать, что они представляют. Этим путем отрицательные чувства его старших постепенно сообщаются ребенку, и, спустя некоторое время, ребенок начинает проявлять отрицательные эмоции: он сердится и тяготится, при­дирается и испытывает сожаление к себе и т.д. В конце концов, что иное может ребенок делать? И, опять-таки, что иное могут делать те, кто уже заражен отрицательными эмоциями, после того, как они полностью не сознают, что они отрицательны и никогда не являются положительными. Таким образом, вы видите, как трудно изменить это повторение, вечное возвращение, цепь причин и следствий, эту непрерывную неизбежную инфекцию и повторную инфекцию, которая хуже, чем какая-либо другая инфекция, (физическая или моральная. Кто собирается уничтожить ее? Или, что может уничтожить ее? Единственная вещь, которая может уничтожить ее. является для человека - услышать, увидеть, понять и осознать, что представляют собой отрицательные эмоции и начать с себя. Ибо если даже один человек изменит свою позицию в этом отношении в густой сети жизни, в стационарной давке человеческих существ, он даст место другим. Но это будет только тогда, когда он работает над своими отрицательными эмоциями искренне из глубочайшего внутреннего индивидуального восприятия истины ужаса и бесполезности отрицательных эмоций, ибо это есть пункт, где начинается истинная работа, из внут­реннего видения. Все мы должны понять, что вы можете работать из различных мест или, так сказать, глубин в вас. Вы можете работать ради поверхностных причин или ради более глубоких причин.

Когда человек работает над собой ради наград или похвалы, или положения, или долга, или из некоторого рода тщеславия, или гордости, или из честолюбия, или из старания понравиться, или подражания, или страха, как например, страха потери репутации, страха критики, страха потери дружбы и т.д. и т.п. - все эти мотивы или источники его воли в нем (некоторые лучше, а некоторые хуже), все еще не являются самим человеком, работающим из самого себя. Он работает внешне для себя самого. Эти мотивы являются серией заменителей для истинного «Я» в человеке, заменой многих «я», некоторые из которых образуют Заместителя Управляющего и, как я сказал, некоторые являются лучшими, а некоторые - худшими, некоторые являются полезными, а некоторые - помехой, т.е. некоторые являются более внутренними и, таким образом, более для сущности, или истинной части человека, и некоторые являются более внешними и, таким образом, более для ложной личности, или воображаемого человека, за которого мы принимаем себя и на которого все мы тратим так много силы, мысли, времени и денег, чтобы сохранить его среди такого множества отрицательных эмоций и трений.

Только истинная, а не воображаемая работа над личными отрицательными эмоциями позволит другим эмоциям изменить их позицию, ибо в противном случае отрицательные эмоции находятся все еще там, в другой форме, ибо они похожи на Протея, который всегда менял свою форму и превращался в нечто другое. Но это необходимая часть этой работы, которую всякий должен в конечном счете пройти - увидеть в себе путем искреннего наблю­дения, что он цепляется за свои отрицательные эмоции одной рукой и пытается освободиться от них - другой. работа неизбежно ведет всякого к одним и тем же местам и одним и тем же переживаниям. Человек должен достичь пункта различения своей собственной беспомощности - осознания своей собственной механичности. А это. если оно не отрицательное пе­реживание, приведет его в состояние самовоспоминания. Видение своей беспомощности приводит человека в Третье Состояние Сознания, где помощь может достичь его.

Целью работы является - пробудить «зарытую совесть», я не говорю о приобретенной совести, которая различна у каждой расы и является вопросом обычая, обучения, класса и нации. Зарытая совесть одна и та же у всех народов, но она зарыта, то есть вне досягаемости. Если бы в вас не было этой «зарытой совести», работа была бы бесполезной - не чем иным, кроме нового увлечения, новой моды, нового жаргона. Теперь, если бы мы могли коснуться этой зарытой и истинной совести, мы точно же узнали бы, что все отрицательные состояния были ошибочны и, фактически, ядом для нас. Именно путем «внутреннего вкуса», как говорится в работе, мы начинаем осознавать это для самих себя. 

«Внутренний вкус» заставляет человека осознавать, когда он отрицателен. Тогда начинается борьба. Он хочет сказать что-либо и не может. Когда это случается, когда работа приводит его к этому пункту, работа является тогда «работой в нем». Она больше не есть нечто, что он принимает, но нечто, за что он должен бороться в себе самом. Тогда он начинает видеть, что он должен работать над своими отрицательными эмоциями больше внутренне, и тогда совесть будет помогать ему. Но если он работает над своими отрицательными эмоциями потому, что ему говорят, что он должен это делать, или потому, что он стыдится перед другими, что он имеет их, и т.д., тогда он работает больше «внешне» над ними, и не искренне, из самого себя. Если бы не слабые указания истинной совести, которые эта работа начинает вызывать в людях, и ее внутренней помощи, борьба с отрицательными эмоциями была бы невозможна. То есть, если бы мы не имели совести где-то в нас, отрицательные эмоции были бы непобедимы. Жизнь была бы слишком сильной. Но, к счастью для нас, существующих на нашей Земле, расположенной так далеко внизу в Луче Творчества, так что только одна ступень в луче отделяет нас от наихудшего возможного места во всей Вселенной - к счастью для нас, мы имеем внутри себя средство пробуждения, хотя оно и закрыто, и, с другой стороны, мы имеем вне нас формы учения о пробуждении, передаваемые из поколения в поколение посредством усилий круга сознательного человечества вне жизни, которые могут пробудить нас проснуться.


Некоторые замечания о неправильной работе ЦентровВернемся теперь к краткому рассмотрению Эмоционального Центра в его отрицательной части. Он может быть представлен, хотя и не вполне точно, таким же образом, как и в случае Интеллектуального Центра.

Я не предлагаю на данной стадии говорить что-либо большее о различных частях отрицательного аспекта Эмоционального Центра, кроме того, что отправным пунктом для вашего личного мышления по данному вопросу является идея, что все в отрицательной части этого Центра работает неправильно полностью, как будто в обратном направлении. Возьмем подозрение.

Подозрение есть эмоциональное состояние, которое охотно включает в себя отрицательную часть Интеллектуального Центра и ведет его к формированию заключений отрицательного рода. Я говорил прошлый раз. что одна вещь, которую мы должны понять насчет Интеллектуального Центра, это, что каждая сторона его положительная и отрицательная - если она работает независимо от другой, может прийти к любому выводу. Это должно быть очень ясно уловлено. Теперь, если подозрение возникает в отрица­тельной части Эмоционального Центра, ибо подозрение есть прежде всего эмоция, тогда оно будет приводить в действие отрицательную сторону и только отрицательную сторону Интеллектуального Центра, в каком случае все будет неправильно для доказательства того, что ваше подозрение правильно. Теперь допустим, что ваше подозрение внезапно меняется в более приятную эмоцию, когда вы слышите нечто, чего вы не знали. Тогда начнет работать положительная, или утверждающая, сторона Интеллектуального Центра, и ваши выводы будут совершенно иными. Вы знаете выражение «желание - отец мысли». Но это недостаточная формулировка.

Любое из наших эмоциональных состояний стремится управлять нашими мыслями. Это есть пример одного центра, гипнотизирующего другой, и, таким образом, пример ошибочной работы центров. Поэтому мы должны стараться освободить наши мысли от наших эмоций, когда они отрицательны. Но все это является делом наблюдения, и говорить об этом в полном объеме потребовало бы много времени.

Я добавлю одну или две вещи об отрицательных эмоциях. Они очень могущественны. Они могут заразить всякого. В этом одна из причин, почему они столь распространены и почему люди любят быть отрицательными, ибо тогда они могут так легко причинить вред другому. Вспомните, что имеется очень суровая поговорка в работе - именно, что это всегда ваш недостаток, если вы отрицательны. Это трудно осознать. Это всегда кажется недостатком другого человека. Я напомню вам также, что особой характеристикой отрицательных эмоций является то, что они продолжаются и продолжаются сами по себе, всегда создавая свежие отрицательные эмоции, спустя долгое время после того, как при­чина удалена. Они отнимают также столь много энергии и расточают ее бесполезно, что в результате люди часто становятся больными. И, наконец, если человек имеет отчетливое отрицательное мышление и отрицательные эмоции, это очень опасное состояние, чтобы находиться в нем. Если человек работает из положительных восприятий своего Эмоционального Центра, он найдет, что его жизнь принимает новый смысл и он испытывает моменты пробуждения, которые он никогда не забудет и получит проблеск того, что это может означать, если Эмоциональный Центр сработал по своему правильному пути. Но сам по себе он не может сделать этого. Только через новую силу, через новые идеи и новый способ взгляда на себя возникает такая возможность.

 

Чем бы вы ни занимались, саморазвитием по Гурджиеву или другими практиками, рано или поздно вы придете к тому, что все проблемы со здоровьем, энергетикой, судьбой, кармой, взаимоотношениями и т.д. имеют свои корни сразу на нескольких уровнях, - физическом, психологическом и ментальном. Многие практики, упражнения и медицина помогают лишь на время, т.к. не работают с причинами дисбаланса, неприятностей, слабого здоровья. Есть техника, работающая не только с первопричинами и корнями всех проблем, но и осуществляющая работу на всех уровнях. Подробнее о технике вы можете прочитать в этой статье.
 
    Карма-Йога
    Карм-йога есть наука Действия с неотождествлением. Эту фразу должен помнить каждый. Она не должна быть изменена в «Науку действия без отождествления». Суть идеи Карма-Йоги - это встречать неприятные вещи одинаково с приятными вещами....
    Самовоспоминание
    Люди продолжают мыслить о самовоспоминании, но они не делают этого, Необходимо останавливать цепь автоматических ассоциаций ежедневно. Это может быть сделано путем внутренней остановки, т.е., остановки всего, всех мыслей и т.д. Это есть начало...
    Притчи
    К одному мудрому старцу пришла женщина и сказала: "Отче, я устала от жизненной суеты. Благослови меня жить одной, чтобы никто не мешал мне поститься, молиться и спать на голых досках".  Старец сказал ей: "Ты знаешь, лукавый тоже не ест, не пьет...

Ещё похожие статьи

 

Прошлый раз мы говорили о необходимости цели. Сегодня вечером мы
Мы поговорим теперь о наблюдении связей между центрами в форме многих


Комментарии (0)
Оставь свой след!
 Быстрый ответ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:


Случайный выбор
Асинхронная гимнастика (гармонизация полушарий) (14855)
Отождествление (5757)
Почему бы не есть сами овощи? (4512)
Основные идеи зороастризма (23185)
Стандартные системы су-джок соответствия кистей и стоп (11230)

Случайная цитата
114 # Свобода не в том, что бы делать то, что хочешь, а в том, что бы не делать того, чего не хочешь. Еще цитата