Комментарий на Смысл Г. Гурджиева

Комментарий на Смысл Г. Гурджиева

Время чтения 8:55

Часть 1. Смысл

Все мы, в том числе мужчина и женщина, можем так устать друг от друга, что перестанем иметь друг для друга какой-либо смысл. Каждому из нас может настолько надоесть предмет, что он не будет больше иметь какого-либо смысла. Человек может выполнять свою повседневную работу, исполненный сознания долга, в течение ряда лет, пока она не перестанет иметь какой-либо смысл для него. Человек может искать новых приключений, пока они не потеряют для него смысла.

Спросим себя о значении смысла и об источнике смысла. Рассмотрим прежде всего, является ли смысл важным или нет. Если мы решим, после размышления, что смысл важен, тогда спросим себя, чего мы хотим. Очень хорошая формулировка того, чего мы хотим, такова: «Я хочу найти смысл во всем», или, «Я ищу большего смысла», или, «Я страшусь состояния бессмысленности и молюсь о большем смысле в моей жизни» и т.д. Несколько лет назад я говорил с Успенским о цели. Разговор был о возможности возвращения, то есть, о повторении чьей-либо жизни снова. Это возможно и, если ничто не изменяется в нашей сущности, то есть, в нашей глубочайшей и наиболее истинной части, тогда возвращение чьей-либо жизни, если оно происходит, будет идентично с прежней жизнью и, возможно, человек будет переживать ее снова и снова, но не иметь о ней воспоминания. Это значит, что при смерти он возвращается к той же части времени, где он родился, и рождается в том же окружении и т.д., и снова переживает ту же жизнь - фактически переживает снова и снова ту же жизнь, потому что ничто не изменилось в нем самом.

Комментарий на Смысл Г. Гурджиева

Успенский спросил меня, какова была моя цель в связи с этой возможностью нового повторения моей жизни, и я сказал: «Размышляя о моей жизни, насколько я могу вспомнить ее, я вижу, что понимал ее очень мало. Она была похожа на сон. Она имела очень мало смысла и фактически все годы стерлись в моем уме. Мне хотелось бы иметь силу чувствовать смысл во всех переживаниях, которые я имел, если бы я снова повторил мою жизнь». Он сказал: «Да, это верно. Как правило, мы этого не делаем. Как Гурджиев сказал о ком-то: «Он никогда не находится дома», продолжая примерно так: «И это действительно приложи-мо ко всем нам. Мы никогда не находимся дома или очень редко. Мы почти всегда находимся вне дома. Поэтому наши переживания имеют мало или вовсе не имеют смысла». Я сказал: «Но я уверен, что Вы, например, помните Вашу жизнь значительно лучше, чем я помню мою, и что Ваша жизнь имела больше смысла». Он возразил: «Да, но не совсем так, как Вы думаете. Я заметил, как много Вы забыли. В моем случае, как ребенок я не играл с игрушками. Я был меньше под влиянием воображения. Я видел, на что была похожа жизнь на самой ранней стадии». Я сказал: «Хорошо, в моем случае я должен признаться, что никогда не думал о жизни как о том, над чем надо размышлять. Я принимал все за доказанное». Он сказал: «Да, вот почему она имела мало смысла для Вас. Она Вас просто несла как стремительный поток, а Вы думали, что Вы идете куда-то, к некоторой ясной цели. Тогда когда, Вы осознали, что жизнь никуда Вас не несет, она начала иметь смысл».

В то время я думал об этом разговоре как об очень странном. Я привел его, насколько я помню его относительно выраженных идей. Я извлек два ясных впечатления: первое - о возможности повторение вашей жизни с желания иметь больше смысла, второе - если вы не поняли природы жизни, вы не сможете получить в ней больше смысла, снова переживая ее.

Я понял, что он ответил на вопрос, который я не задавал, а именно: «Как можно иметь больше смысла?»

Возьмем этот разговор за основу попытки говорить о смысле.

В чем же смысл всего?

Хотя люди не обязательно осознают это, они живут со смыслом, и когда вещи становятся бессмысленными, они чувствуют собственную безнадежность и бесполезность. Жизнь дает некоторые смыслы, в противном случае никто не был бы в состоянии, жить или чувствовал бы, что самоубийство было бы лучше.. Смыслы, которые дает жизнь, не постоянны. Возможно, что вы все заметили это. Воображение усиливает смысл, но реальность стремится исчерпать его. Конечно, нет соответствия между воображением и реальностью. Одно никогда не может войти в другое, так как они крайне различные вещи. У людей уходит много времени, чтобы увидеть это - именно, что воображение никогда не мо-, жет быть осуществлено в реальности. Воображение находится на одном плане, реальность - на другом. Однако, большинство людей получают много смысла исключительно от воображения. Воображение питает смысл. Оно есть один источник смысла. Но смысл, который образуется путем действия воображения, не соответствует реальности. С другой стороны, сама реальность име:~" ет свой собственный смысл, совершенно отдельный от вообра-* жения. Например, хороший обед есть «реальность», а не воображение. Он имеет свой собственный смысл. Если вы пытаетесь отделить смысл, происходящий от воображения, и смысл, происходящий от жизни, то есть от реальности, вы начинаете видеть большую разницу между этими двумя источниками смысла.

Комментарий на Смысл Г. Гурджиева

Рассмотрим фразу: «Вы разрушили все мои иллюзии». Эта фраза употребляется в смысле страдания, обиды, серьезного повреждения от кого-то, так сказать, разорения (разочарования). Иллюзии находятся в воображении. Если все смыслы, которые вы извлекаете из вашего воображения, разрушены, является ли это потерей? Ответом может быть «да» или «нет». Вполне возможно разрушить смыслы человека слишком насильственно и причинить вред. Тем не менее, смысл, извлеченный из воображения, в конце концов, только усложняет жизнь, и часто, позднее, действительность представляет такие реальные ситуации, в которых невозможно разобраться, имея воображаемый смысл. Когда я впервые дебютировал в жизни, то есть когда я впервые более или менее продвинулся, мое воображение о жизни и людях ещё сильно отличалось от реальности. В этом, конечно, нет ничего особенного. Я не рассматриваю себя исключительным в том, чтобы иметь такую позицию. В том возрасте я находился главным образом в воображении. То есть, мои смыслы были главным образом извлечены из этого источника. В результате, мои переживания были «подобны сну». Под этим термином я подразумеваю то, что реальность не корреспондировала с воображением, и так как я был главным образом в воображении, все было как во сне. Действительно, я был во сне. Я не был там. Я не был дома. Я всегда был вне его. Потому что, если ваши смыслы сформировались в воображении, вы все время живете в воображении, так что жизнь является весьма неприятной вещью. Реальность нереальна, фактически вы не можете войти в контакт со смыслами, которые реальность вам предлагает.

Вы часто слышали от меня, что всякий имеет свою женщину -мечту и всякая имеет своего мужчину - мечту. Такие мечты усиливаются в наши дни многими путями - посредством кино, новелл и т.д. Но такие мечты - сознания, сформированные в воображении мыслеформы, питаются только нашими собственными энергиями, ибо требуются ваши собственные энергии, чтобы сохранять их живыми. Все такие формы воображения извлекают свою силу из вас. Но вполне правильно сказать, что все это имеет место у большинства людей часто в течение всей их жизни и истощает их многими различными путями, делая их непригодными для каких-либо реальных связей или правильного контакта с реальными людьми.

Как вы знаете, воображение есть одна из вещей, о которых работа говорит как о том, с чем надо бороться и сражаться непрерывно. И имеются едкие Рабочие Притчи о воображении, которые кое-кто из вас может помнить. Я приведу их в другом месте. 

Теперь вернемся к этой идее, выраженной Успенским: «человек обычно находится вне. Он редко бывает дома». Если человек находится в воображении и его смыслах, тогда он всегда находится вне. Он - не дома. Такой человек не видит вас. Он видит свою мечту о вас, свое воображение о вас, свою иллюзию вас. Это не очень удовлетворительная основа для какого-либо реального отношения. Сильнейший шок должен перенести человек, чтобы прейти от смыслов, полученных из воображения, к смыслам, которые предлагает реальность. Реальность в этом отношении является, с первого взгляда, бедной маленькой вещью по сравнению со всеми богатырскими смыслами, которыми воображение снабжает человека день и ночь.

Вы знаете, что в настоящей работе учат увидеть себя помимо вашего воображения о себе. Это длительная работа и очень трудная и болезненная. Вы можете думать, что вы очаровательны, но не замечаете, что обычно вы достаточно грубы и всегда ленивы. И точно таким же путем вы должны пытаться видеть других без воображения. И это тоже очень трудно. Именно воображение ослепляет всякого в каждом намерении. Оно ослепляет все человечество. Вы слышали одну из поговорок работы о воображении по отношению к человечеству вообще. Она сравнивает человечество с людьми в зале вращающихся зеркал. Эти зеркала так устроены, что всякий думает, что он идет вперед к определенной цели. Но в действительности вращающиеся зеркала заставляют людей ходить вокруг и вокруг по повторяющимся кругам. Именно воображение заставляет людей верить в прогресс. Взгляните только на наше столетие! И это воображение имеет свои корни в воображении отдельных людей о самих себе, и они извлекают из своего воображения совершенно ложные смыслы. Воображаемые вещи встречают воображаемых людей. Воображаемые люди изящно одеваются, чтобы встретить других изящно одетых воображаемых людей. Воображаемые люди вежливо беседуют с воображаемыми людьми. Воображаемые люди бракосо-четаются с воображаемыми людьми. Воображаемые люди убивают воображаемых людей и т.д. А так как люди базируются на ложной личности, которая целиком составлена из воображения, то неудивительно, что это именно так.

Все их смыслы, фактически большинство смыслов, которыми люди живут, извлечены из ложной личности и, следовательно, из воображения. Реальные смыслы существуют помимо смыслов, извлеченных из воображения. Но их трудно найти без помощи чего-то, не основанного на воображении. Действие настоящей работы состоит в том, чтобы постепенно разрушать воображаемый смысл и заменять его истинным смыслом. работа над собой .имеет в виду, помимо других вещей, разрушение воображения, ибо работа имеет целью заставить реальную сторону человека стать активной и растущей, а ложную сторону человека ослабить и сделать пассивной. Это называется пробуждением от сна.

Мы говорили о смысле, полученном из воображения, и о смысле, извлекаемом из работы.

Часть 2. Жизнь - не источник смысла

Вся работа, все идеи, связанные с работой, все то, что она говорит о человеке, который спит, о возможности пробуждения человека, о жизни, о механичности, о внутреннем состоянии человека, об усилиях над собой, о сознательности, о бытии, о новых путях мышления, новых путях понимания, новых способах принятия вещей - все это может стать величайшим источником смысла, которым человек может обладать. Смыслы реальности, которые лежат в основе эзотеризма и его неизменных понятиях о человеке и его возможном новом внутреннем рождении, через работу могут трансформировать все смыслы, даваемые нам жизнью. Если человек начинает принимать жизнь как работу, тогда все его отношение к существованию начинает меняться, так как смысл жизни для него изменяется. Он видит жизнь в другом свете, не как цель, но как средство, и это дает ему возможность не отождествляться с жизнью и ее событиями, как он делал это раньше. Он не ожидает неизбежно, что жизнь предназначена, чтобы вести его куда-то, но знает, что если он принимает жизнь в свете работы, она становится его учителем. То есть работа постепенно показывает ему, как принимать то, что происходит в жизни, и, таким образом, жизнь становится его учителем. Что бы ни случилось, он имеет работу, которой он должен держаться, и он знает, что объяснение, которое она дает ему об истинном смысле его собственной жизни, не может быть разрушено чем-либо в самой жизни. Но если он принимает жизнь как цель, дело будет другое: тогда он никогда не поймет работу и никогда не будет иметь каких-либо новых смыслов. С точки зрения работы жизнь есть средство, и вся работа учит, что саморазвитие является истинной целью. Это, однако, нелегко понять, и мы не должны считать, что легко принять жизнь как работу. Когда в жизни возникает неприятная ситуация, никому не легко принимать ее с точки зрения работы, особенно, если она касается смыслов нас самих, через которые мы чувствуем наше самоудовлетворение, которые мы получаем из воображения и ложной личности и которые живут в нас так же легко, как если бы они реально были нами самими. Никто, конечно, не понимает работы. Мы мало знаем о работе и лишь немногие применили ее к своей жизни.

Очень трудно измениться, а не изменяться возможно столь долго, пока жизнь и воображение являются, для вас источником смысла. Мыслить по-новому - исходная точка внутреннего развития. А это, как вы все знаете, в частности то, что говорят Евангелия. Евангелия являются также «эзотерическим учением», то есть учением о возможном внутреннем развитии человека. В Евангелиях говорится: «Если человек не мыслит по-новому, он не сможет приобрести Царствия Небесного». Это переведено неудачно: «Если человек не раскается». Мыслить по-новому - значит находить новые смыслы, а получать новые идеи значит иметь новые мысли. Но люди не вполне видят, что подразумевается. Они слушают эту работу и все еще думают по-прежнему. Так, они считают, что многие из идей этой работы являются странными или фантастическими. Но это они сами являются таковыми. Ни одна из идей этой системы не является странной или фантастической. Как много времени отнимает у нас и как много сильных и ужасных переживаний необходимо нам, прежде чем мы уловим проблески того факта, что работа, Евангелия и весь эзотеризм не говорят ничего странного или фантастического, но действительно говорят нечто реальное и абсолютно необходимое для нас.

Как только мы начинаем сознавать это в индивидуальном переживании, новый смысл входит в нас, и сразу ваше отношение к жизни немного изменяется. Старые смыслы теряют понемногу свою силу. Психологически мы живем в мире различных смыслов, и новые смыслы входят в нас только тогда, когда старые смыслы умирают. Все вы имеете свои смыслы - смыслы, которым вы следуете и которые для вас являются единственными и абсолютно правильными; или, возможно, вы считаете, что имеются фиксированные смыслы для всего, стандартизированные смыслы? Конечно, это не так.

Смысл каждой отдельной вещи может меняться. Вещь может потерять всякий смысл для вас: тогда она является бессмысленной и тогда вы не будете иметь отношения к ней. Вы связаны с человеком посредством его смыслов для вас. Если этот смысл изменяется, меняется и ваше отношение.

Смысл связывает вас с вещью или человеком, и, если всякий смысл постепенно исчезает, теряется и связь. Но она будет зависеть от источника вашего смысла. Жизнь разделяет людей; работа объединяет людей.

Если человек принимает жизнь как работу, все может приобрести новый смысл. Как результат нового смысла затрагиваются новые части центров, внутри создаются новые связи, и возможны новые толкования. То есть человек становится намного более свободным, не столь механическим. Но так как источник этих новых смыслов достигает его через идеи работы, это изменение зависит от того, насколько сильно он чувствует идеи, насколько всерьез он оценивает работу. Следовательно, вы должны думать о смысле работы и что означает оценка работы, чтобы лучше понять этот третий неисчерпаемый источник смысла, чье происхождение лежит вне механической жизни, в сознательном круге человечества.

Источник Четвертый путь - Гурджиев Успенский

Обязательно поделись

этим