Главная страница » ТРАДИЦИИ » Шаманизм » Горловое пение

Горловое пение

 Горловое пение
Горловое пение
- уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосное соло.

Горловое (гортанное) пение является одной из сохранившихся техник шаманской практики (в Тибете связано с ламаистской традицией). Распространено в Тыве, Хакассии, Монголии, Башкортостане, Бурятии, Алтае, Тибете, Северной Африке и в некоторых племенах индейцев. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две (иногда даже три!) ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.

 «Горловое пение подражает звукам животных,

 и создаваемые звуки созвучны вселенским.

 Для меня эти звуки - как ритмы единого целого», говорит Николай Ооржак.

Николай Ооржак – потомственный тувинский шаман (как известно, Тыва считается родиной сибирских шаманов), в совершенстве владеет всеми стилями горлового пения (хоомей – по-тувински): хоомей, сыгыт, каргыраа, эзенгилээр, борбаннадыр.

 Он считает, что эта музыка помогает шаману восстановить целостность человека:

«Хоомей в сочетании со звуком бубна создает целостный, высший подход к человеку. Здесь нет никаких трюков или иллюзий, а есть могущество цельного звука».

В апреле 1993 года Николай Ооржак приглашен Монгуш Бораховичем Кенин-Лопсан (профессор, доктор исторических наук, виднейший исследователь шаманизма), участвовать в шаманском обществе «Дунгур». Главная задача этого общества – духовно-просветительское исцеление через сознание. Профессор Кенин-Лопсан, "отец тывинских шаманов", присвоил Николаю титул Кара Дээлер Уктуг Хам - Великий Шаман от Темных Небес.

Хоть записи и не могут передать всю мощь вибраций горлового пения, но даже в них чувствуется преобразующая сила гортанного звука. Звук отзывается непосредственно в теле и в мыслях.

Помимо тувинской, сохранилась алтайская традиция горлового пения - кай, на котором исполнялся также героический народный эпос. Известный продолжатель традиции алтайского кая - Ногон Шумаров.


Он шаманизм не практикует, но как и Ооржак, занимался театром и выступает с концертами. Его вариант пения – концертный, хотя Ногон Шумаров признает и мощную целительскую силу этого пения:

«Лечить можно, потому что от гортанного пения идет огромнейшая вибрация, ведь человек одновременно издает три-четыре звука. Наше гортанное пение охватывает три мира: нижний мир - бурдон, средний мир и верхний - свист. Начинаешь в нижнем, каркыра, потом добавляешь верхний звук, пошел свист, потом добавляется средний звук - вот трезвучие!»

Стили горлового пения

 Основнымисчитаются 5 стилей - каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существует несколько разновидностей - думчуктар (пение в нос), хоректээр (петь грудью и открытой гортанью), хову каргыраазы (степное каргыраа).

 О происхождении разных видов горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.

 Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыраа), имеющий значение:

 1. хрипеть, издавать хриплые звуки,

 2. бурлить (при кипении, например, каши)

 Сравним также «карк» - подражание звуку, издаваемому вороной.

 Происхождение термина «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие - с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.

 В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.

 Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста.

 В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.

 У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей».

 В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие изолированными компактными группами на северо-западе.

 Стиль  сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр -свистеть. Есть существительное сыгыт (свист). Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы - причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании. Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги -стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки. При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.

 Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» - перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы. В отношении же происхождения горлового пения как искусства в целом существует несколько точек зрения. Одна из них - достаточно распространенная - гласит, что в основе сольного двухголосия лежит связь с ламаистской религией. Сначала народ будто бы создал это пение в ламских монастырях, но с течением времени оно подверглось песенной переработке и принимало вид вокального искусства. С этим мнением никак нельзя согласиться, так как ламаизм проник в Туву в 17 веке и утвердился как официальная религия тувинцев во второй половине 18 века, то есть намного позднее, чем возникло горловое пение. При таком подходе это искусство упрощается. Феномен этот - не остатки прежних религиозных песен, якобы превратившихся в обрядовый жанр. Гораздо более обоснованным является подход к этому жанру, как к вокальному искусству, создавшемуся в форме лирических, любовных по содержанию текстов песен, не связанных первоначально ни с шаманскими заклинаниями, ни с погребальными обрядовыми действиями.

 В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие. Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.

 Эстетическое восприятие тувинцами традиционных звукоподражаний -охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.

 На основе традиционных звукоподражаний развлекательного характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам обостренное чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов зверей и птиц., кличей журавля, гуся сироты, рева быка, заячьего камлания, имитации пения желтогрудой синицы возникло и распространенное в Туве двухголосое горловое пение, при котором у одного исполнителя отчетливо слышны два были уважаемыми людьми среди всех социальных слоев и групп населения.

 

 

Чем бы вы ни занимались, шаманизмом или другими практиками, рано или поздно вы придете к тому, что все проблемы со здоровьем, энергетикой, судьбой, кармой, взаимоотношениями и т.д. имеют свои корни сразу на нескольких уровнях, - физическом, психологическом и ментальном. Многие практики, упражнения и медицина помогают лишь на время, т.к. не работают с причинами дисбаланса, неприятностей, слабого здоровья. Есть техника, работающая не только с первопричинами всех проблем, но и осуществляющая работу на всех уровнях. Подробнее о технике вы можете прочитать в этой статье.
12329
Рейтинг статьи: + 2
Автор: Yuliya
 
    Шаманские ритуалы: огня, дождя,  приглашения духов. Освящение Стихиями
    Ритуал Дождя Для вызова дождя применяется такой обряд. Ритуальную чашу с родниковой водой нужно поставить на ночь под открытым небом.За ночь вода насытится энергией и обретет особые свойства. Наутро,необходимо взять чашу в обе руки , поднять ее над...
    Шаманский обряд очищения жилища
    Шаман и другие участники ритуала выкладывают камни вместе, проходя по часовой стрелке. В ритуальной юрте должен быть 21 ритуальный столб, поэтому и камней должно быть столько же или в два раза больше, то есть 42. В последнюю очередь шаман кладёт...
    Шаманские ритуалы. Направления при камлании
    Во время камлания шаман движется по кругу. Выделяют четыре круга: гармонизирующий небесный круг, созидающий небесный круг, гармонизирующий земной круг и созидающий земной круг.Созидающий небесный круг. Движение начинается с юга на восток, затем на...

Ещё похожие статьи

 

 Горловое пение - уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым
О вокале Вокалист (от латинских слов vox — "голос" и vocalis


Комментарии (0)
Оставь свой след!

 Присоединяйтесь
Гости не имеют права голоса. Зарегистрируйтесь и сможете высказаться не только тут, но и на форуме :-)


Случайный выбор
Внутренняя гомеопатия (5643)
Сыродческое пхали (5226)
Как «развить» интуицию. Часть 3. (6473)
Упражнения на развитие памяти. Методы ассоциаций. Част ... (15961)
Овладение основными законами движения (Тайцзи цюань) (7960)

Случайная цитата
127 # ...ум, ослепленный желаниями неустанно плетет свою паутину иллюзий... Еще цитата