Раздельное питание

Раздельное питание

Время чтения 4:37

Начало

Поразительно, как быстро забывается опыт предыдущих поколений исследователей. Сегодня вы без затруднений можете приобрести книги о раздельном питании, в которых, однако, не отыщется и главы об опыте, накопленном многими поколениями рисковавших здоровьем и даже жизнью испытателей диет такого питания.

Первая попытка научно поставить эксперимент по раздельному питанию принадлежит Уильяму Старку (Г. Глязер, 1965). Он родился в 1740 году, а умер накануне своего 30-летия. Причиной летального исхода как раз и послужили его эксперименты на себе, подробнейшим образом запротоколированные.

У.Старк разработал следующую схему «одностороннего» питания, которой строго придерживался. В первый месяц он ел только хлеб и пил воду. Затем в течение нескольких недель он пил воду и питался хлебом с оливковым маслом. Потом он перешёл на мясо с хлебом, запивая их водой. Позже стал употреблять хлеб, сало и чай или хлеб, топлёное масло, воду, и соль и т.д. Но соблюсти избранный режим до конца из-за подорвавшегося здоровья он не смог. Катастрофа произошла при очередной смене диеты, когда в качестве главного продукта питания был запланирован сыр.

Раздельное питание

Через 100 лет опыты на себе по одностороннему питанию провёл антрополог Иоганн Ранке (Г.Глязер, 1965). Для своего пропитания он решил воспользоваться тощим мясом. Летним солнечным утром 1861 г. после 20-часового голодания Ранке съел 800 г мяса, во время обеда - ещё 1000 г. И больше не смог: вскоре после трапезы развились симптомы несварения желудка. Вывод был прост: такого большого количества мяса не требуется организму, так как оно не может усвоиться. Проблема мясного питания и вообще белка в 70-х годах прошлого столетия была основной в физиологии. Особенно много исследований, в том числе опытов на себе, было проведено немецкой школой. Так, было показано, что если завтрак, обед и ужин будут состоять только из мясных блюд, приправленных для улучшения вкуса специями и кореньями, то такая диета может длиться неопределённо долго.

Был решен также очень важный вопрос о том, сколько белка необходимо организму человека, чтобы у него сохранялось азотистое равновесие и он бы не тратил свои собственные белки, если съедается мало пищи. Попутно было установлено, что худощавые люди используют белок пищи лучше, чем полные, следовательно, последние нуждаются в большем его количестве.

Был ли прав Шелтон?

В последние годы главным авторитетом в области раздельного питания был американец А.Шелтон. Он убеждён, что «природа не делает сэндвичей». По его мнению, все продукты питания имеют одну определённую основу - белковую, жировую или углеводную. Значит, и условия их переваривания должны быть разными. Если, например, крахмал способен расщепляться в щелочной среде, а белок - в кислой, то при одновременном употреблении животной (белковой) и растительной (крахмалистой) пищи организм будет вынужден сразу переваривать и то, и другое. Значит, эти процессы будут мешать друг другу, и полного переваривания не произойдёт. Поэтому в желудке начнутся процессы гниения и брожения. Отсюда Х.Шелтоном делается глобальный вывод: белки, жиры и углеводы надо употреблять раздельно; раздельное питание - основа здорового образа жизни. Не следует есть мясо с макаронами, рыбу с картофелем, ибо получится неудобоваримая смесь углеводов с белками.

На самом же деле, когда мы с аппетитом поглощаем телячью отбивную, в наш желудок попадает белка меньше, чем жира и углеводов, поскольку даже в самом постном мясе содержится не более 30% белка. А вот в такой растительной пище, как бобы и орехи, белка даже больше, чем в мясе. Так какую пищу скорее можно назвать белковой: мясо или бобы? Растительную или животную?

За исключением NaCl, сахара и белка яйца «раздельных» продуктов найти просто невозможно: в любом из них будет определённый процент и белков, и жиров, и углеводов, «сдобренный» минеральными солями, витаминами и т.д.

Ещё в школе нас учили, что весь растительный и животный мир состоит из клеток. А большую часть клетки занимают мембраны (например, в печёночной - 80%). Остов мембраны составляют сложные липиды (фосфолипиды, сфинголипиды и др.). В бислое липидов либо над ним «плавают» белки. На поверхности мембраны густым слоем расположились углеводы. Мембрана - это «море липидов с айсбергами белков». Попробуйте их разделить! 

Таким образом, какую бы растительную и животную пищу мы ни съели, в наш организм вместе с содержимым клеток неизбежно будут поступать все основные классы питательных веществ, т.е. раздельное питание невозможно в принципе. Конечно, в зависимости от вида продуктов мы будем получать неравное количество белков, жиров и углеводов. И недостаток любого ингредиента питания приведёт к соответствующим болезням недостаточности (например, гиповитаминозам, дистрофии и т.д.). В этом же и причина похудания, которое часто отмечается при диетах «раздельного питания»: неполноценный рацион вызывает нарушение усвоения белков, липидов и других компонентов пищи, расстройство обмена веществ -порой необратимое.

Вернёмся же к постулату Х. Шелтона о том, что углеводы мешают перевариваться белкам, поскольку первым не нужна кислая среда. Действительно, в кислой среде желудка перевариваются именно белки. Но ведь это только начало пути! Основное время усвоения белков приходится на кишечник, содержимое которого имеет щелочной характер. Кроме того, углеводы и белки вовсе не мешают друг другу: высвобождающиеся в процессе переваривания белков аминокислоты (особенно лейцин) усиливают секрецию инсулина, без которого невозможно усвоение тканями всосавшейся в кровь глюкозы.

Углеводы, утверждает Х .Шелтон, перевариваются в верхнем отделе желудка, где происходит слюнное пищеварение. Бесспорно, содержащаяся в слюне амилаза способна эффективно расщеплять крахмал и гликоген. Но в желудке из-за кислой среды фермент прекращает своё действие. Да и не существует такого «верхнежелудочного» пищеварения, поскольку пища в этом органе благодаря перистальтике равномерно перемешивается.

X. Шелтон не прав, когда говорит, что белки мешают усваиваться липидам. Как раз напротив: липаза - фермент, выделяемый поджелудочной железой для переваривания жиров, активируется именно при смешанном питании.

Критика теории питания Шелтона

Еще одна рекомендация: нельзя сочетать молоко с другими продуктами. Предлагаемое объяснение таково: желудочный сок, участвующий в переваривании молока, выделяется в последний час процесса, а мяса - в первый. Однако со времён физиолога И.П.Павлова известно, что желудочный сок выделяется ещё до приёма пищи - только от одного её вида и запаха. Его выделение усиливается при раздражении нервных рецепторов ротовой полости пищей, после проглатывания коей сокоотделение становится максимальным. От конкретного вида пищи зависит количество образующейся соляной кислоты и ферментов (пепсина, гастриксина), но выделяются они одномоментно.

Вызывает удивление высказывание Х. Шелтона, что белковую пищу и «кислоты» необходимо употреблять в разное время, так как последние разрушают пепсин, что приводит к загниванию пищи.

Как раз напротив. рН желудочного сока здорового человека равна 1,0 - 2,0. Именно в такой кислой среде и способен работать пепсин. Любой больной с пониженной кислотностью желудочного сока (тем более, анацидным гастритом) знает, что для улучшения пищеварения ему необходимо принимать препараты, содержащие соляную кислоту. И органические кислоты фруктов и овощей ему никак не повредят.

С научной точки зрения несостоятельны и многие другие утверждения, например, что сахара, поступая с белками или крахмалом, надолго остаются в желудке. Противопоставление сахара белку понятно. Но крахмалу? Крахмал - это разветвлённый полимер глюкозы. Молекула сахарозы (сахара) также состоит из глюкозы, соединённой альфа-гликозидной связью с фруктозой. Оба относятся к классу углеводов, и противопоставлять их некорректно.

Совершенно невероятен взгляд Х. Шелтона на природу тонзиллитов: якобы это результат брожения пищи в желудочно-кишечном тракте детей вследствие кормления их мясом с хлебом, кашей с молоком и сахаром, сладкими пирогами... Разве причина воспаления миндалин не в активировании болезнетворной микрофлоры? Думаем, примеров достаточно. Плохо то, что, не имея научной базы, более того, на совершенно ненаучной основе строятся революционные рекомендации по питанию. Можем ли мы советовать онкологическому больному придерживаться подобных диет?

К лечению рака должен быть строгий научный подход. Это же относится и к питанию, поскольку от его качества зависит способность больного противостоять тяжелой болезни. Печальная необходимость откладывать операцию или уменьшать химиолучевую нагрузку возникает непременно, если больной ослаблен. Его сначала «подкармливают», в том числе внутривенными инъекциями питательных смесей. Только разнообразное и полноценное, рациональное, питание поможет пациенту онкологической клиники перенести без осложнений все виды специального лечения и ускорить выздоровление.

Обязательно поделись

этим