Оптические иллюзии. Часть 2

Оптические иллюзии. Часть 2

Время чтения 9:23

Восприятие глубины

Иллюзии восприятия глубины - неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Мозг бессознательно видит рисунки только одно-выпуклые (-вогнутые). Восприятие зависит от направления внешнего (реального или позразумеваемого) освещения.

Реклама подвески

Так оригинально и не однозначно решили разрекламировать новую подвеску. Задумка проста, водитель видя перед собой серьёзную яму сбрасывает скорость и старается проехать не повредив машины, через несколько метров его ждала надпись на дороге "Feels like Pioneer Suspension", что-то типа "Почувствуй подвеску Пионер ".О том как эта компания повлияла на аварийную обстановку на дорогах к сожалению не известно.

Оптические иллюзии Часть 2

Что нам стоит дом построить?

Оптические иллюзии Часть 2

Эффект глубины

Набор беспорядочных линий с определенной позиции взгляда складывается в надпись IN.

Оптические иллюзии Часть 2

Рисунок на стене здания

Оптические иллюзии Часть 2

Объемные уличные рисунки

Рисунок Эдуардо Ролеро (Eduardor Relero). Он создает фотореалистичные картины на улицах города, выглядящие объемно под определенным углом

Оптические иллюзии Часть 2

Рисунки на асфальте

Оптические иллюзии Часть 2

3d рисунки на улице

Оптические иллюзии Часть 2

Восприятие цвета

Когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и темных областей, мы наблюдаем загадочные эффекты.

Как мы видим стрелочки

Что вы видите на картинке? Жёлтые стрелки? Или зелёные? Интересно, что большинство людей вначале видят стрелки только одного цвета, и лишь затем различают стрелки, показывающие в противоположную сторону.


Сколько цветов?

Заболели глазки? Зеленая каемка серых кружков - это ваше восприятие сильного контраста. Ее там нет. На рисунке всего 3 цвета.

Оптические иллюзии Часть 2

День и ночь

Правая японо-девочка выглядит темнее, чем левая, хотя на самом деле, они одинаковые.

Оптические иллюзии Часть 2

Шесть радуг

Вы видели когда-нибудь одновременно шесть радуг? Это явление не только редкое, но и сложное для понимания. Обычная радуга образуется в результате интегрального отражения солнечных лучей от задних сторон падающих дождевых капель, будучи при этом также преломленными на границе воздух-вода. Чтобы увидеть радугу, посмотрите в сторону, противоположную Солнцу, прямо на дождевые облака. Это - первичная радуга. На фотографии это самая яркая полоска цветов. В результате многократных отражений внутри капель порой видна вторичная радуга, расположенная вне первичной. Порядок цветов во вторичной радуге обратный. На фотографии вторичная радуга видна слева. Гораздо сложнее объяснить промежуточную радугу, расположенную между первичной и вторичной. Возможно, эта радуга формируется, когда солнечные лучи прежде, чем достичь далеких дождевых капель, которые отражают их к наблюдателю, сначала отражаются от поверхности озера, Каждая из радуг на фотографии также отражается в спокойной поверхности озера. Поскольку положение радуг зависит от положения наблюдателя, отраженное изображение каждой радуги немного смещено, как это и видно на фотографии.

Оптические иллюзии Часть 2

Перевертыши

Перевёртыш - вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца. Перевертыш - одна из самых красивых и забавных оптических иллюзий.

Король и шут

Рисунок Валентина Дубинина

Оптические иллюзии Часть 2

Старость и молодость

Рисунок Валентина Дубинина

Оптические иллюзии Часть 2

Стерео-иллюзии

Главный и, пожалуй, единственный секрет состоит в уникальном, неповторимом сочетании точек и штрихов, неожиданно создающих иллюзию объемного изображения. Стереопары, наложенные на периодическую структуру (Бела Юллеш, Венгрия) позволяют наблюдать стереоизображение так же, как и обычную стереопару. Периодическое изображение облегчает «разведение» глаз (как правило, на бесконечность), что после фокусировки глаз на расстояние несколько десятков сантиметров позволяет увидеть стереоизображение. Метод позволяет частично совмещать изображения стереопары, снимая ограничения на их размер, однако накладывает некоторые ограничения на содержание рисунков и практически рассчитывается с помощью компьютеров.

Умеете ли вы смотреть стереограммы?

Я имею в виду можете ли вы видеть то объемное изображение, которое в них спрятано? Как, не умеете? Да нет же, конечно же вы умеете, только Вы про это еще не знаете. Если вы видите мир объемным, то ничего не мешает вам видеть стереограммы. Это же как научиться кататься на велосипеде. Никогда не катались? Ну тогда все равно что научиться водить автомобиль. У вас нет авто? Да хватит уже отговариваться, возьмите и научитесь наконец! Уже научились? Ну тогда научите других, не будьте эгоистами.

И так, начинаем гимнастику для глаз: открыли, закрыли, правый - левый, левый -правый. Хм, это гимнастика для век, а не для глаз. Мы почему-то редко воспринимаем глаза, как что-то, что нуждается в тренировке, поэтому и процветает индустрия очков, контактных линз и лазерной терапии. Наши глаза в течении жизни работают в нескольких режимах - телевизор, книга, магазин, работа/учеба, дом. Все остальные способности постепенно атрофируются. К чему я про все это?

При просмотре стереограммы нужно заставить глаза сделать две нестандартные вещи:

  • Расслабить взгляд и посмотреть сквозь картинку
  • Сфокусироваться на картинке

Ну и что же здесь такого нестандартного? А то что это нужно сделать одновременно. Фокус, в данном контексте, это не точка, на которую вы смотрите двумя глазами, а состояние, при котором каждый глаз видит изображение в резкости. За фокус(резкость) отвечает мышца хрусталика, а за то, куда вы смотрите - мышцы глазных яблок. Годами, вы того не замечая, тренируете свои глаза, чтобы они фокусировались на том, на что вы смотрите, что в общем то очень даже естественно. И вот возникает ситуация, когда вам нужно управлять этими функциями независимо, и конечно же с 1го раза не получается.

А это безопастно для зрения? Это не только безопастно, но еще и полезно, если в меру. Некоторые западные врачи использут стереограммы для коррекции и тренеровки зрения. Однако как и в спорте - полезно для здоровья, пока вы не стали спортсменом-профессионалом, так что не переутомляйте себя, пожалуйста. К тому же у новичков в первое время могут наблюдаться усталость в глазах или даже головная боль. Но ведь вас никто не заставляет сразу пробежать марафон. Дайте глазам отдых, а потом пробуйте еще. С каждым разом вы сможете видеть все больше и больше деталей, все быстрее и быстрее переключаться в стереокартинку.

Классичесий способ

Возьмите такую стереограмму, у которой повторяемость узора ярко выражена. Очень важно, чтобы ширина каждой колонки была приблизительно не больше 6 см, но и не меньше 3х - новичку с такими легче научиться. Попробуйте распечатать стереограмму, может для вас это будет легче, чем с монитора.

Оптические иллюзии Часть 2 

  • рассфокусировать взгляд. Отодвиньте стереограмму на расстояние полу-вытянутой руки, голову и картинку нужно держать сторого горизонтально. Теперь постарайтесь расслабить взгляд и посмотреть сквозь картинку, представьте что она прозрачная или что ее нет. Скорее всего ваши глаза будут неосознанно переключаться на картинку, и это естественно - вы же тренеровали их этому все прожитые годы! Однако пытайтесь удерживать взгляд расфокусированным, рассеяным и даже немного безразличным.
  • совместить повторяющийся узор. Как только у вас получилось удерживать расфокусированный взгляд, следуюший этап - подобрать оптимальное расстояние при котором соседние повторяющиеся элементы совместятся. Благодаря этому проявляется скрытое объемное изображение.
  • плавно подобрать расстояние. Попробуйте очень-очень медленно и плавно перемещать стереограмму от себя - к себе. Цель этих таинственных движений подобрать оптимальное расстояние, при котором двоящийся узор совместится и проявится мутное, нерезкое, но объемное изображение. Вы сами вдруг почувствуете что картинка приобретает объем: сначала фон начнет уплывать назад а затем начнут проявляться размытые формы крупных объектов. Ни на минуту не забывайте, что вам не нужно переводить взгляд на саму стереограмму и ни не нужно концентрировать взгляд. Если глаза все равно переводятся на картинку, как вы ни стараетесь - попробуйте другую картинку, не зацикливайтесь только на одной. Периодически давайте глазам отдохнуть.
  • плавная рассфокусировка. Если перемещение картинки заставляет ваш взляд переключаться на нее попробуйте еще эту методику: зафиксируйте стереограмму и плавно расслабляйте взгляд. Вы можете заметить, что повторяющиеся элементы начали двоиться и плыть. Чем сильнее вы расслабляете взгляд, тем сильнее плывет и двоится узор. В какой-то момент повторяющиеся элементы узора могут совместиться и начнет проявляться туманный объем, как буд-то это мираж. Обычно при этом взгляд сам "захватывает" и удерживает объемную картинку некоторое время. После нескольких тренеровок вы сможете удерживать стереокартинку сколько угодно долго.
  • вспомогательные точки. Намного проще "двоить" взгляд, если на стереограмме есть две вспомогательные точки, расстояние между которыми соответствует расстоянию между элементами узора. Рассеивая взгляд или плавно подбирая расстояние до стереокартинки, вы завставляете пару точек двоиться так, что их становится четыре. Но как только пара соседних точек соединятся, и покажется что точек только три - узор стереокартинки тоже совместится и должен проявить едва заметный размытый объем.
  • шиворот-навыворот. У вас получилочь увидеть скрытое изображние, но оно не объемное, а как будто какие-то вырезанные дырки на плоскости. Это значит что вы смотрите не сквозь стереограмму, а перед ней. Или другими словами - скрещиваете (косите) глаза - попробуйте другой способ. Для такого скрещенного взгляда тоже существуют свои стереограммы, но об этом - позже.
  • Я вижу какой-то мутный объем, но все не в резкости. Если появилось объемное изображение, но оно размытое - вы на полпути к цели. Не торопите событие и не стремитесь настроить фокус усилием воли - дайте какое-то время хрусталикам самим настроиться на резкость. Чем дальше от вас находится стереограмма, тем обычно быстрее проявляется резкость. Вы читаете в очках? Тогда наденьте их. Кто знает, может после нескольких занятий вы наконец от них избавитесь? Как только мутное объемное изображение станет вдруг резким и четким, можете себя (а заодно и меня) поздравить - получилось!
Еще раз повторим основные пункты:
  • Первая стереограмма долна быть с ярко выраженным повторяющимся узором или с двумя вспомогательными точками.
  • Глаза и стереограмму держать горизонтально, не перекашивать и не сгибать картинку.
  • Расслабьте взгляд, постарайтесь не моргать и не фокусировать взгляд на картинке.
  • Заметив что повторяющийся узор начал "плыть" и двоиться, постарайтесь, чтобы повторяющиеся элементы или вспомогательные точки совместились.
  • Оптимальное расстояние подбирайте очень плавно, чтобы не фокусироваться на узоре стереокартинки.
  • Как только начал проявляться нерезкий объем - продолжайте удерживать рассфокусированный взгляд в таком положении и четкость через некоторое время проявится автоматически.
  • Давайте глазам отдыхать, не зацикливайтесь только на одной стереограмме.

Если ваши глаза отказываются вам подчиняться и упорно переключаются на плоскость картинки, попробуйте другие способы:

2й Способ. Стеновидиние или wall-eyed viewing

Да, я не опечатался - стена нам будет сейчас помогать. Предупредите родственников, чтобы они, увидя вас, не бежали звонить психиатору. Подойдите к стене на расстояние полтора-два метра, захватив с собой напечатанную стереограмму. Посмотрите на стену и найдите что-нить на уровне глаз, за что им можно "зацепиться". Смотрите на нее неподвижно, считая от 1 до 10 и плавно(!) начните поднимать в поле вашего зрения стереограмму, продолжая считать 11, 12, 13 ….. (только не засните, пожалуйста!) Если глаза автоматически переключаются на картинку, опустите картинку вниз, переключте взгляд на стену и пробуйте еще. Постарайтесь подольше смотреть на стену, пытаясь зафиксировать положение глаз, и опять плавно внесите стереограмму между глазами и стеной.

  • Вы сосчитали до 645 но глаза все-равно переключаются на картинку. Попробуйте следующий метод, главное не сдавайтесь на полпути к победе! Убедитесь, что стереограмма все время была расположена горизонтально.
  • Зрение не переключается на картинку, но объемного изображения все-рано не возникает. Попробуйте теперь очень медленно и плавно переместить стереограмму от себя, к себе, опять от себя и поять к себе. При каком-то расстоянии изображение несомненно проявится.
  • Если появилось объемное изображение, но оно какое-то размытое, дайте время хрусталикам настроиться на резкость.
  • Уткнуться носом... Нет, еще не пора спать, вы же только начали! Возьмите стереограмму и приложите ее к лицу. Да не стесняйтесь же, это ведь не фотография майкла Джексона в молодости. Приложите ее ко лбу, так как это делают экстрасенсы, угадывающие что нарисовано на обратной стороне листа. Скорее всего вы ничего не увидите, если вы конечно же не экстрасенс. Расслабьте глаза, тем более что все-равно ничего не видно. Теперь плавно и медленно отводите стереограмму от себя, стараясь не замечать ее и (надеюсь еще не надоело) не переводя на нее взгляд. При каком-то расстоянии вы должны увидеть объем.
  • Отражение. Поместите стереограмму за стекло (например шкафчика). Смотрите теперь на отражение в стекле. При таком методе глаза несомненно смотрят сквозь картинку, нужно только подобрать растояние, при котором скрытое изображение появится, пардон, за стеклом. Если у вас есть возможность распечатаь стереограмму на специальной прозрачной пленке (такое умеют почти все лазерные принтеры) - попробуйте поучиться на ней, смотреть сквозь полупрозрачную картинку не составит большого труда. Не забывайте, что все должно быть строго горизонтально, и стереограмма, и глаза.
  • Глаза кучкой. Этот способ не совсем удачный, однако несколько людей научились смотреть стереограммы именно так. Нужно сильно скосить глаза в кучку и когда все станет двоящимся и не в фокусе, расслабить взгляд. Может получиться так, что в момент перефокусировки, глаза примут именно нужную позицию и объемное изображение проявится. Однако может произойти обратный эффект - изображение будет шиворот навыворот (см. глюки).
  • Очки. Даже если у вас хорошее зрение, одолжите очки с обязательно положительными диоптриями. Попробуйте смотреть сквозь стереограмму, увеличивающие очки могут значительно облегчить вашу задачу. Как только вы увидите стереограмму в объеме, попробуйте уже без очков. Кстати, во время стереобезумия 90х одна компания выпускала очки с призматическими линзами, специально для просмотра стереограмм.
  • Обучение с помощью анаглифических стереоочков. Вы не слыхали про анаглифические стереоочки? Это такие с красным и голубым фильтром в картонной оправе, самый доступный метод смотреть стереоизображения на мониторе. Может у вас завалялись после фильма Дети шпионов (Spy Kids 3D) или достались вместе с детскими книжками. Меня посетила мысль а почему бы не использовать такие очки для простого обучения просмотру стереограмм?

Идея простая - наденьте очки и посмотрите на нижнюю стереофотографию этой стереограммы. Вы должны увидеть в объеме парочку, сидящую на берегу North Shore of Oahu (Гаваи). Затем переведите взгляд на волны на заднем плане и вы сможете без напряжения увидеть скрытое изображение вверху. Попробуйте несколько раз - обязательно должно получиться. После того как стерео картинка закрепилась, вы можете снять очки не меняя положения взгляда и верхнее стереоизображение должно остаться объемным. Через какое-то время вы сможете смотреть и другие стереограммы без очков, натренерованным взглядом

Может оказаться, что есть и объем и резкость, но что-то не так. Вместо цельных объектов вы видите двоящиеся или даже троящиеся силуэты, порезанные на какие-то бесформенные куски. Это значит что вы перестарались и развели глаза слишком сильно. Настолько сильно, что слились не соседние текстурки, а текстурки, расположенные через одну или даже через две. Вам нужно или не смотреть так "далеко", или поискать стереограмму с более широкой текстуркой, не менее 3 см.

Другой случай, если скрытое изображние не совсем объемное, а как будто какие-то вырезанные дырки на плоскости. Все выпуклости снановятся вогнутостями и наоборот. Это значит что вы смотрите не сквозь стереограмму, а перед ней, поэтому и видите инверсное изображение. Другими словами вы скрещиваете взгляд, вместо того, чтобы смотреть вдаль. Попробуйте способ #3. Но что интерестно, даже для такого способа просмотра существуют стереограммы, только они не такие выразительные.

Эхо-гхостинг - нередкий глюк в стереограммах. Он проявляется как повторяющиеся и расходящие в стороны куски скрытых объектов. Но они неожиданно исчезают если вы смотрите на задний план стереограммы и опять возникают как только зрение переносится на передний план. Несомненно это глюк - результат генерации картинки на программе не имеющей алгоритма удаления невидимых поверхностей.

Я никогда не видел стереограммы и не увижу…

Есть очень маленькая вероятность, что вы физически не можете увидеть стереограмму. Такое бывает у людей с нарушенным стереоскопическим восприятием. К сожалению слабая связь между зрительными каналами не позволяет им видеть мир в объеме, и даже права на вождения автомобиля им не разрешат получить. Однако даже для них имеется один метод - анимационный

Баланс

Оптические иллюзии Часть 2

Гномики

Оптические иллюзии Часть 2

Распознавание образов

Если не знать, что изображено на этих рисунках, то увидеть рисунок практически невозможно.

15 волков

На картинке скрыто 15 волков. Попробуй найти их всех.

Оптические иллюзии Часть 2

Эксперимент

В 1983 году канал BBC провел эксперимент, попросив зрителей рассказать, что они видят на этой картинке. Эксперимент этот был нужен для подтверждения теории профессора Шелдрейка о том, как мнения людей могут влиять друг на друга. Чем больше людей высказывали свое мнение о том, что тут изображено, тем легче было другим людям раскрыть смысл картинки. А что видите на картинке вы?

Оптические иллюзии Часть 2

Невозможное

Наиболее известны невозможные фигуры в работах художника Мориса Эшера. При рассматривании таких рисунков каждая отдельная деталь кажется вполне правдоподобной, однако при попытке проследить линию, оказывается, что эта линия уже, например, не внешний угол стены, а внутренний. Известны также фигуры Пенроуза, Рутерсварда, модели Эймса и др.

Невозможный треугольник из костей

Оптические иллюзии Часть 2

Необычная фотография рамки

Оптические иллюзии Часть 2

Обязательно поделись

этим