Главная страница » ТРАДИЦИИ » Шаманизм » Источник силы шамана

Источник силы шамана

Источник силы шамана
По традиции шаманами становятся только мужчины. Лишь в редких случаях женщина может добиться совершенства и могущества в этом деле. В одних культурах определение того, кто станет шаманом, зависит от духов. Будущий шаман узнаёт о своём предназначении по знакам. Чаще всего это серьёзная болезнь, которая приводит человека на грань между жизнью и смертью, и только внутренняя сила помогает излечиться.

 В других культурах определение человека с задатками шамана происходит ещё в молодости. Избранного сначала обучают опытные шаманы, а потом он проходит обряд посвящения.

 Главным признаком, который выделяет шамана из большого числа других людей, является его дух-хранитель. Так как шаман устанавливает контакт с миром духов, у него может быть не один дух-помощник, а несколько.

 Шаман не спит всю ночь в ожидании духа-хранителя на открытом воздухе. Как правило, дух появляется в форме птицы, рыбы, пресмыкающегося. Но духу подвластно всё, поэтому он может явиться и в образе человека. Именно дух-хранитель является источником силы шамана. После встречи с ним шаман получает доступ ко всем тайнам. Он может призвать духа в собственное тело, чтобы избавиться или уберечься от болезней и сил, явившихся из нижнего мира.

 Только обретя духа-хранителя шаман может заняться прорицанием и исцелением. Техник для проведения этих обрядов много.

 Чтобы исцелить больного, шаман собирает духов-помощников, являющихся средством и причиной заболевания. Духи воплощены в различные мелкие объекты, окружающие человека: червей, насекомых, растения. Причина болезни становится понятна шаману, когда он входит в транс. После этого он всасывает в себя болезнь с помощью тех предметов, которые стали её причиной. Энергия, которая вызвала болезнь, поглощается через тело шамана духами-помощниками, защищающими самого целителя от вредоносного влияния недуга. В теле шамана во время обряда целительства находится несколько духов на случай, если один из них не справится с силой болезни и пропустит её глубже.

 По представлениям других культур шаман во время целительства спускается в царство мёртвых, нижний мир. Там он ищет душу больного или находит его духа-хранителя. Существует и процедура, напоминающая спиритический сеанс, во время которой шаман уговаривает злых духов лестью и мольбами покинуть заболевшего.

 Дух-хранитель - это единственный источник силы, без которого шаман просто не сможет подчинить себе злых духов потустороннего мира.

Шаманское состояние сознания (ШСС)

 Шаман обычно недолго пребывает в необычной реальности и только тогда, когда необходимо выполнять шаманские функции. Шаманизм занимает лишь часть его времени. У хиваро, конибо, эскимосов и в других этнических группах шаман обычно активно участвует в экономических, социальных и политических делах своего племени. Как правило, он хороший охотник или огородник, ремесленник, художник, мыслитель, семьянин. Способность великого шамана успешно проявлять себя в двух различных реальностях свидетельствует о его внутренней силе.

 Он использует свои особые возможности лишь при непосредственном занятии шаманизмом, а когда свободен, ведет себя, руководствуясь требованиями обычной реальности. Переход из одной реальности в другую — очень важная часть его деятельности. Он должен быть адекватным любой реальности и достичь совершенства своих действий. ¬

 Каждой из двух реальностей соответствует свое состояние сознания. Так, при переходе оживленной городской улицы ваше состояние сознания отличается от того, с которым входите в Нижний мир. Опытный шаман умеет выбрать нужное состояние сознания для каждой ситуации.

 Одновременное восприятие двух реальностей типично для шамана, хотя некоторые западные философы отрицают возможность такого разделения сознания, утверждая, что примитивные племена не способны провести грань между обычным и скрытым мирами. Как отмечалось ранее, хиваро не только сознательно их различают, но и придают куда более важное значение необычному (скрытому) миру. Нельзя не согласиться со следующим замечанием Оке Хальткранца:

 «:если примитивные народы и не в состоянии сознательно произвести такую дихотомию, — хотя им это иногда удается, то бессознательно их восприятие основано на этой модели. Одно из доказательств — шаманский транс. Мир экстаза — это мир сверхъестественных сил. поэтому шаман погружается в него. Он существует в двух мирах; вне транса живет обычной жизнью своих соплеменников, в трансе становится частью сверхъестественного мира, разделяя с духами способность к полетам, трансформации, слиянию с духом-помощником и т. д.».

 Различие между переживаниями в ОСС и ШСС (Кастанеда называет это различием между картинами мира обычных людей и магов) обычно незаметно в общении шаманов между собой или с западными людьми.

Сила духа-животного.

 Шаманы издревле верили, что их внутренняя сила — это сила животных, растений, солнца и других основных источников энергии Вселенной. Они использовали свои особые способности, свою внутреннюю силу для исцеления людей, делились этой силой с ними, общались с другими живыми созданиями, чтобы жить счастливой жизнью в гармонии с Природой и Космосом.

 За тысячи лет до Чарльза Дарвина люди шаманских культур были убеждены, что люди и животные находятся в родстве. В их мифах, например, животные обычно очень похожи на людей; их различия определяются многообразием видов животных, существующих и по сей день.

 Так, койот в их историях злонамеренный, а ворона осуждали за то, что он пользуется услугами других, убивающих для него дичь. В мифах о сотворении мира часто повествуется о том, что с тех пор, как животные были облечены в те формы, в которых они существуют теперь, — люди перестали понимать их.

  Если мифический рай с единством человека и животного утрачен в обычной реальности, — в необычной реальности для шамана он все еще существует. У австралийских аборигенов понятие «Время сна» основано на уверенности, что мифическое прошлое все еще существует параллельно с обычной реальностью, и туда можно проникнуть в снах и падениях. Шаман — единственный, кто способен видеть единство человека и животных, входя в ШСС, и мифическое прошлое ему также доступно.

 В мифологии северо- и южноамериканских индейцев повествуется не о приключениях койота, ворона, медведя, а о похождениях Койота, Ворона и Медведя, то есть это всегда имена собственные. Короче говоря, индивидуальными чертами наделяются целые виды п даже классы животных. Поэтому, обладая силой какого-то одного медведя или орла, человек обретает силу целого рода медведей или орлов. Владелец духа животного-хранителя извлекает силу из всего рода или вида, хотя он приобщен к этой силе через отдельного индивида.

 Связь между миром людей и миром животных для шамана очень важна, ибо с помощью своего духа-хранителя он подключается к могущественным силам млекопитающих, птиц, рыб, насекомых и других живых существ.

 Североамериканские индейцы (салиш и оканогон) часто называют духа-хранителя животным силы. Это очень подходящий термин, так как он подчеркивает как сам факт передачи силы духом-хранителем, так и его животную форму. Тем не менее прибрежные салиш часто упоминают о духе-хранителе в человеческом виде. Такая двойственность духа-хранителя характерна для многих шаманских культур.

 Индейцам племени кокопа, живущим в долине реки Колорадо, животное силы является во сне в человеческом обличий. Хиваро утверждают, что дух-хранитель в видениях предстает перед ними как животное, а во сне — как человек.

 В способности животных появляться в человеческом образе нет ничего удивительного, если принять во внимание, что люди и животные считаются родственниками и в былые времена могли беседовать друг с другом. В необычной реальности животные по-прежнему способны являть себя шаману в человеческом виде. Так, шаманы Южной Австралии могут разговаривать с птицами и другими животными. Когда Кастанеда вступает в беседу с койотом, он уверенно приближается к знанию шамана. Хиваро считают, что если животное говорит с вами, — значит, это ваш дух-хранитель.

 Индейцы племени лакота сиу говорят, что животное дух-хранитель часто разговаривает с шаманом в его видениях. Индеец по имени Хромой Олень рассказывает: «Вдруг я услыхал крик большой птицы, и она тут же ударила меня по спине крыльями. Послышался крик орла, заглушающий голоса других птиц. Казалось, он говорил: «Мы ждали тебя! Мы знали, что ты придешь. И вот ты здесь. Отсюда начинается твоя тропа: рядом с тобой всегда будет находиться призрак, твое второе «я».

 Способность духа-хранителя являться в виде человека и говорить с людьми доказывает наличие его внутренней силы. Эта сила также проявляется, когда духи-хранители показываются в необычной для себя стихии, например, — летающие змеи или млекопитающие. Все эти проявления — признаки особой силы животного, способного преодолеть свою обычную природу. Принятие человеческого облика — магическое проявление его силы. Являясь хранителем шамана, животное наделяет его такой же силой перевоплощения.

 Уверенность шамана в том, что он может принимать форму своего духа-хранителя, заимствуя при этом у него силу, — давнее и широко распространенное убеждение. Например, шаманы племени арунта в Австралии часто перевоплощаются в орла либо ястреба. При посвящении в шаманы в австралийском племени вираджери человек проходит через необычные ощущения, когда у него на руках отрастают перья и вырастают в крылья. Тогда его учат летать, потом он с помощью песнопений лишается крыльев и возвращается в обычную реальность. На крайнем севере Скандинавии лапландские шаманы обращались в волков, медведей, северных оленей, рыб. Сибирские и эскимосские шаманы часто превращаются в волков. Американские индейцы племени юка шаманов, имеющих силу превращаться в медведей, называют «медвежьими знахарями». Начинающий шаман и на самом деле присоединя ется к настоящим медведям, ест их пищу, живет среди них иногда все лето.

 Древнее шаманское поверье о способности человека обращаться в животное существовало в Западной Европе до эпохи Возрождения. Христианская церковь, разумеется, считала людей, занимавшихся подобными метаморфозами, колдунами, ведьмами и чародеями и преследовала их с помощью инквизиции. Тем не менее коллега Галилея, алхимик и ученый Джованни Ваттиста Порта в 1562 году опубликовал знаменитую книгу «Природная магия», где описал, как с помощью галлюциногенной настойки совершить такое превращение. Он замечал: «Человек воображает, что превратился в рыбу. Широко расставив руки, словно плавники, он начинает плавать по земле, иногда выныривает, а потом снова погружается. Другой считает, что стал гусем, — ест траву, грызет землю губами, как это делает настоящий гусь, а иногда поет и хлопает руками как крыльями».

 Подобно этому Кастанеда описывает превращение в ворону с помощью галлюциногенного напитка, а также наблюдения дона Хенаро за перевоплощениями шаманов в орлов и сов.

 Однако для такой трансформации вовсе не обязательно принимать галлюциногенные препараты. Вполне достаточно шаманского танца под барабан. Например, в племени индейцев кариб на севере Южной Америки посвящение в шаманы происходит при ночных танцах, когда посвящаемые в танце подражают движениям животных.

 Но не только шаманы и их ученики исполняют шаманские танцы для такого превращения. Во многих примитивных культурах любой человек, обладающий духом-хранителем, может с помощью танца вызвать его. У индейцев салиш в сезон зимних танцев любой человек может объединиться со своим животным силы. Дух танцующего полностью выражается в его движениях, темпе, выражении лица, жестах, гримасах, в крадущейся походке, в стремительных, летящих прыжках рыси, неуклюжих движениях медведицы, в юрких изгибах тела ящерицы и т. д. Во время таких танцев часто надевают специальные маски и одежду, чтобы увеличить сходство с животными силы. В американском племени тимшиан, например, шаман танцует не только в маске орла, но и с медными когтями на пальцах. Желание объединиться с животными прекрасно проиллюстрировано песней племени тлингит на северном побережье Америки:

 — By! Медведь! By! By!

 Говори — By! By! By!

 Ты приходишь!

 Ты — красивый юноша,

 Ты — медведь-гризли.

 Ты вылез из своего меха.

 Ты приходишь, я говорю: ву, ву, ву!

 Вот я бросаю медвежий жир в огонь,

 Все для тебя, медведь-гризли,

 Мы с тобой одно целое!

 Такие «животные» танцы служат для объединения танцующих с животными и их силой независимо от того, носит такая церемония чисто шаманский характер или нет. Так, танцы звериных богов в племени зуни на американском юго-западе, напоминающие отдаленно современные танцы, приводят шамана в возбужденное состояние. Танцуя под барабан и звуки мараки, он доводит себя до исступления, имитируя движения и крики животных. При этом он сам становится воплощением духа, находящегося под маской. Танцоры, желающие превратиться в медведя, привязывают к рукам настоящие медвежьи лапы. Вот как в песне индейцев племени осадж под названием «Подъем индейских буйволов, человеко-быков» подчеркивается осознание личного соединения с этим могучим животным:

 Я встаю, встаю,

 Я, от чьей поступи дрожит земля. Я встаю, встаю,

 Я, в чьих чреслах громадная сила, Я встаю, встаю,

 Я, который бьет себя хвостом по спине, Я встаю, встаю,

 Я, который трясет в гневе шеей, Я встаю, встаю,

 Я, чьи рога такие изогнутые и острые.

 В Сибири, Америке и других местах шаманы подражают крикам птиц и животных, тех, чьей силой они хотят воспользоваться. Хромой Олень говорил, что когда он изображает медведя, то кричит и рычит по-медвежьи, выставляя пальцы вперед, словно на них огромные когти. И это не просто исполнение обряда, но акт поддержания единства со своим духом-хранителем. Элиаде также считает, что это «не одержимость, не неистовство, а скорее магическая трансформация шамана в животное». Подобные описания встречаются у Кастанеды.

 Индейцы Мексики и Гватемалы называют духа-хранителя нагваль от ацтекского слова «нагуалли» (скрытый под маской). Нагвалем называется как сам дух-хранитель, так и шаман, перевоплощающийся в него. В Мексике этот термин относится также к шаману, способному к такой трансформации независимо от того, совершает он ее в данный момент или нет. Кастанеда называет нагвалем дон Хуана.

 Кастанеда различает понятия нагваль и тональ. Слово тональ происходит от ацтекского «тонналли» и относится к символу дня рождения, часто связанному с каким-либо животным. Тонналли было частью ацтекского календаря и подразумевало предопределение, — нечто аналогичное нашему гороскопу. Понятие тоналя, таким образом, относится к судьбе, предопределенной от рождения до смерти. Можно считать, что жизненный опыт определен тональным животным; нагваль же, являющийся духом-хранителем в ШСС, находится за пределами обычной реальности.

 В антропологической литературе Мексики и Гватемалы иногда смешиваются понятия тонального и нагвального животных из-за неясного их понимания, а также из-за того, что в некоторых племенах эти понятия действительно смешивались.

 Хотя в некоторых племенах считают, что каждый взрослый обладает духом-хранителем, это далеко не так. Североамериканские индейцы утверждают, что некоторые люди упускают возможность обрести его и поэтому обречены на постоянную нехватку внутренней силы и неудачи в жизни. В племени хиваро большинство взрослых мужчин верят, что у них есть дух-хранитель, что подкрепляется видениями, являющимися им у священного водопада.

 

 

Чем бы вы ни занимались, шаманизмом или другими практиками, рано или поздно вы придете к тому, что все проблемы со здоровьем, энергетикой, судьбой, кармой, взаимоотношениями и т.д. имеют свои корни сразу на нескольких уровнях, - физическом, психологическом и ментальном. Многие практики, упражнения и медицина помогают лишь на время, т.к. не работают с причинами дисбаланса, неприятностей, слабого здоровья. Есть техника, работающая не только с первопричинами всех проблем, но и осуществляющая работу на всех уровнях. Подробнее о технике вы можете прочитать в этой статье.
10205
Рейтинг статьи: + 0
Автор: Yuliya
 
    Традиции выбора шамана у народов Центральной и Западной Сибири
    У разных народов определение, кому быть шаманом, происходит по-разному. Основными методами считаются передача профессии шамана по наследству и призыв природы. Но, например, у алтайцев шаманом можно стать и по своей воле, а у тунгусов - по воле рода....
    Посвящение в шаманы у разных народов Сибири. Часть 2
    Посвящение у бурятов У бурятов самая сложная церемония посвящения. Но и в этом случае настоящее посвящение проходит до публичного. После первых экстатических переживаний кандидат проходит индивидуальную подготовку, учится у старых шаманов, особенно...
    Посвящение в шаманы у разных народов Сибири. Часть 1
    Посвящение у маньчжуров и тунгусов  После экстатического отбора начинается этап обучения, во время которого старый наставник проводит посвящение начинающего. Именно так будущий шаман постигает религиозные и мифологические традиции рода, учится...

Ещё похожие статьи

 

Люди ищут помощи у шаманов по ряду причин. Шаман не только лечит
На каждого шамана, как правило, есть специальный комплект ритуальной


Комментарии (0)
Оставь свой след!

 Присоединяйтесь
Гости не имеют права голоса. Зарегистрируйтесь и сможете высказаться не только тут, но и на форуме :-)


Случайный выбор
Чем перекусить в офисе? (4037)
Эффект Моцарта (9464)
Восприятие без привязок. (4892)
Влияние научно обоснованной программы дыхательной терап ... (3563)
Самые непризнанные чувства или что прячется в Тени (4826)

Случайная цитата
380 # Мир вокруг Тебя не существует. Существует только мир в Тебе. Никто не может владеть ни кем. Все зависит только от Твоего выбора! Еще цитата