Большинство техник, которым дон Хуан обучал Карлоса, подразумевают использование телесного восприятия как необходимого элемента - в действительности не существует иного восприятия, кроме телесного. Таким образом, цель последующего раздела - представить некоторые техники, где уделяется особое значение взаимосвязям тела и окружающего мира, в особенности мира природы, где нет места рациональному мышлению.
Прогулка равновесия
Во-первых, необходимо с математической точностью определить центр равновесия тела (VII-126). Найти его надо с точностью до миллиметра, проводя измерения как в длину, так и в ширину. Можно отметить центр чернильной меткой или маленьким камешком, прикрепив его липкой лентой или безвредным для кожи клеем.
Знать точный центр тела необходимо не только для данной техники, но и для множества других техник, так как концентрация на нем внимания приводит к значительному повышению восприятия при любых обстоятельствах.
После определения и фиксирования центра равновесия тела можно начинать прогулку. В целом она состоит из тех же элементов, что и «прогулка внимания», только в данном случае внимание будет сконцентрировано на трех главных моментах: центр равновесия тела, дыхание и окружающая среда.
Дыхание помогает в создании ритма и концентрации внимания во время прогулки. Окрестности должны восприниматься интуитивно, а не визуально.
Ваши глаза должны «обозревать» землю непосредственно перед вашими ногами, поэтому хорошо иметь некую подсказку направления, например, идти в цепочке друг за другом или, если вы один, идти по знакомой местности.
Ключевой момент этого упражнения - фиксация восприятия и осознания в центре равновесия вашего тела, ощущение этого места как корня вашего восприятия. Практикуя восприятие различных окрестностей, предпринимайте длительные прогулки, стремитесь воспринимать природу каждой местности без помощи глаз. Здесь не имеется в виду, что нужно стараться создавать воображаемые зрительные образы, скорее надо стараться непосредственно ощутить, как каждое место влияет на вашу энергию и чувства.
Кстати, камешек, прикрепленный к центру равновесия вашего тела может также служить в качестве средства вызова сновидений; просто засыпайте, не убирая его.
Упражнения с закрытыми глазами
Это упражнение и те, что будут приведены ниже) относятся к категории, которую я называю «упражнения слепых».
Мы выполняем эти упражнения, как слепые. Но мы не сворачиваем свою деятельность из страха, оказавшись лишенными возможности видеть, - мы усиливаем ее. В результате возникает такая форма внимания, которая позволяет нашим остальным четырем чувствам проявиться особенно интенсивно и необычно. Еще более важно, что это упражнение дает возможность телу потихоньку начать вспоминать. При этом тело может воспринимать таким образом, который не всегда согласуется с нашими представлениями о восприятии через органы чувств.
Хитрость здесь в том, чтобы быть готовыми забыть мир, который мы привыкли воспринимать глазами. Большинство временно лишенных зрения людей пытаются воссоздать окружение с помощью памяти или воображения. В данном случае, лучше всего на время забыть о нашем зрении и о том, что оно сообщило нам о мире, чтобы проникнуть в мир без света, где мы трансформируемся в существо тьмы и чувствуем себя совершенно естественно.
Вместо того чтобы беспокоиться об отсутствии света, мы учимся познавать, действовать и радоваться в мире тьмы.
Это означает открыть для себя, что страх и архаичное отвержение темноты не более чем предрассудок, с которым мы вполне можем справиться.
Как в естественном мире дня и ночи, света и тени, в самих себе мы находим соответствующую онтологическую изменчивость (двойственность). Итак, если мы будем рассматривать темноту как естественное состояние, мы дадим себе возможность приспособиться к ней, вступить в контакт с нашим «существом тьмы», что не имеет ничего общего с обычной нелепой ассоциацией тьмы со злом.
Мы должны осознать, что окружающие нас предметы не исчезнут только потому, что мы их больше не видим - они трансформируются в то, что те же самые предметы представляют собой в темноте. Над этим стоит серьезно задуматься: мир не остается тем же самым в темноте, как не остаемся и мы сами. Колдун знает это и обращает особое внимание на этот факт. Он или она знает, что в темноте естественная трансформация мира и всех существ помогает проникнуть в необычную реальность, а наше обычное восприятие реальности и поток привычных ощущений ослабляет эту возможность.
Ложе из струн
Это упражнение можно считать одним из самых приятных, но не потому, что оно производит приятные ощущения в общепринятом смысле этого слова.
Удовольствие» возникающее при выполнении этого упражнения, прямо связано с глубоким чувством благополучия, возникающим в результате благоприятного воздействия на энергетическое поле. Упражнение восполняет энергию, обеспечивая глубокий отдых, необходимый для восстановления после сложного дела или особенно утомительного переживания. Мы применяли это упражнение для восстановления душевного равновесия и спокойствия после расслабления.
Описанная у Кастанеды в «Путешествии в Икстлан» техника выполнения упражнения требует участия двух человек, один из которых готовит ложе, а другой пользуется им. Упражнение выполняется на вершине небольшого холма и состоит из следующих шагов:
- Найдите подходящее место для устройства ложа, «почувствовав» его глазами. Это можно сделать либо скосив глаза, либо просто окинув взором окрестности.
- Найдите немного сухих листьев около выбранного места и выложите ими окружность, достаточно большую, чтобы в ней мог лежа поместиться человек.
- Подметите пространство внутри круга веткой, едва касаясь ей земли,
- Соберите все камни, находящиеся внутри круга, и разложите их в две кучки по размерам.
- Маленькие камешки расположите симметрично, на равном расстоянии друг от друга поверх круга из листьев, хорошенько прижимая их, чтобы они легли надежно.
- Встав на вершине холма, человек, готовящий ложе, начинает скатывать более крупные камни вниз по одному, в то время как человек, который будет использовать ложе, принимает их внизу, причем следит, чтобы не спутать их с какими-либо другими случайно скатившимися вниз камнями. По мере скатывания камней, они также складываются в круг, как и на вершине холма, пока все камни не образуют полный круг.
- Помощник на вершине холма заполняет верхний круг маленькими веточками, в то время как второй участник поднимается на холм.
- Тот, кто будет использовать ложе, кладет немного листьев, поданных ему помощником, на область живота и ложится внутри круга, обозначенного камешками, для отдыха или для сна, на такое время, какое считает нужным.
Использование этой техники в моей рабочей группе отличается некоторыми деталями, но результаты все равно великолепны. В этом упражнении, как и в аналогичных, результат зависит и от техники исполнения, и от личной Силы выполняющего упражнение. В случае, описанном Карлосом, упражнение выполнял дон Хуан. Как и во многих других упражнениях, мы использовали здесь путь воина, как говорил о нем дон Хуан: «Воин непогрешим, когда он надеется на свою личную Силу, неважно, маленькая она или огромная...» (III-183).
Для отработанных нами вариантов упражнения необходимо следующее:
Умение приводить себя в состояние особой чувствительности и повышенного осознания, которое достигается через соответствующую практику.
Следует выполнять данное упражнение за городом (на природе), лучше в сосновом лесу, на равнине или в гористой местности.
Два человека, выполняющих упражнение, используют ложе, сделанную ими обоими, попеременно.
Выполнение упражнения начните с поисков камешков для того, чтобы сделать круг. Чтобы получить от упражнения максимальную пользу, необходимо выполнять это с предельным вниманием, в полной тишине, и использовать камешки более или менее одного размера и формы, по возможности округлые.
Местонахождение камешков и характеристику каждого из них нужно очень внимательно запоминать, так как в конце упражнения каждый камешек надо будет вернуть на место.
С помощью камешков отметьте достаточно большой круг, чтобы человек мог улечься в него с раскинутыми в стороны руками и с вытянутыми, слегка раскинутыми ногами. Будьте максимально внимательны, постарайтесь выложить правильный круг с равными расстояниями между камешками.
Затем соберите маленькие веточки, листья и цветы, чтобы выстлать ими внутреннюю поверхность круга. Очень важно не только концентрировать внимание во время выполнения этого действия, но и запоминать ваши отношения с растениями, кустами и цветами в тот момент, когда вы их собирали. Помните, что однажды так же неожиданно и окончательно прервется ваша собственная жизнь, чтобы послужить пищей или помочь кому-то или чему-то. Не забудьте попросить прощения у каждого срываемого растения, цветка или кустика, и помните, что собрать надо ровно столько, сколько необходимо для вашей цели; если нужно, заполните ложе сухими листьями.
Когда все будет собрано, расположите свои материалы внутри круга таким образом, чтобы сделать ложе не только удобным, но и эстетически приятным. Как всегда, чем больше внимания, концентрации и доброй воли вы отдадите этому занятию, тем лучше будет результат.
Если погода прохладная, положите немного листьев под одежду пониже пупка, прежде чем опуститься на ложе.
Закончив все приготовления, решите, кто первый ляжет на ложе, а кто будет помощником. Помощник снимет ботинки со своего напарника и, обняв, уложит его навзничь внутрь круга, вверх лицом, с раскинутыми руками и ногами. Если вы отдыхаете, закройте глаза и, если хотите, измените положение на более комфортное. Оставайтесь на ложе сколько необходимо, не важно, потребуется ли вам несколько часов или несколько минут.
Когда вы достаточно отдохнете, поменяйтесь местами. Тот, кто отдыхал, становится помощником и повторяет те же действия.
Когда вы оба закончите выполнение упражнения, все камешки следует положить на те места, где вы их нашли, а листья, цветы и веточки разбросать так, чтобы оставить как можно меньше следов вашего присутствия.
Комментарий к упражнению
Во время выполнения упражнения следует принимать во внимание два момента. Во-первых, выполнять данное упражнение надо после практик или упражнений, которые приводят нас в состояние повышенного восприятия, и мы чувствуем потребность в некой поддержке, как, например, отдых, предоставляемый «ложем из струн». И, во-вторых, воин может позволить себе наносить вред природе только в особых случаях. Это упражнение выполняется не просто для отдыха или для того, чтобы «почувствовать, на что это похоже». Если выполнять упражнение не соответствующим образом, растения, цветы и вся окружающая природа могут восстать против нас, принося болезнь вместо исцеления. Если вы хотите просто отдохнуть, вам подойдет охапка сухих листьев.