Одно из вечнозеленых деревьев с беловатой гладкой корой и твердой древесиной, произрастающее в сельве Восточного Парагвая, Южной Бразилии, Северной Аргентины, имеет множество названий. Ботаники знают его как Illex Paraguariensis, индейцы гуарани и кечуа называют его каа, экспортеры - йерба, а аптекарям ближе специальное название листьев этого дерева - Mate folium. Остальному миру оно известно как зеленое золото Южной Америки - мате. Название Йерба Мате получил и напиток, приготовленный из листьев и верхушек молодых побегов этого дерева.
Само дерево и напиток известны в Европе примерно с 1620-х годов, но было подробно описано лишь в 1822 году французским натуралистом и ботаником Августом де Сент Хилейром, исследовавшим это растение в бассейне реки Параны.
Название «мате» происходит от слова mati. Так индейцы гуарани называют сосуд из тыквы, который используется приготовления и питья мате. Некоторую путаницу в название напитка внесли иезуиты решившие, что это трава, поскольку индейцы поставляли монахам готовый к употреблению порошок - высушенные и помолотые листья дерева. Кроме того, неизвестный южноамериканский напиток было удобно уподобить китайскому чаю, широко известному в Европе. Тем не менее, мате сохранил до сегодняшних дней названия «йерба» («трава») и «парагвайский чай».
Мате считается одним из самых древних напитков на земле. По мнению ученых, он был известен южноамериканским индейцам еще в начале 7 тысячелетия до нашей эры. Примерно в XVII в., когда на континент начали активно проникать европейцы, начался иезуитский этап в истории мате. Питье мате подверглось резкому осуждению со стороны монахов. Один из них - падре Диего де Торрес, выступая перед трибуналом инквизиции в Лиме, оценил обычай местных жителей как «дьявольский предрассудок», воспринятый индейцами «по сговору с сатаной и его прямому наущению». Употребление мате запретили, а за его употребление преследовали почти как ересь. Однако вскоре выяснилось, что торговля порошком мате прибыльна, и иезуиты поставили ее под свой контроль. Таким образом, Европе мате стал известен как «Настой Иезуита». Позже, когда в XIX в. Южную Америку захлестнули революции и войны, в Европе о Мате забыли на долгое время, и уже воспринимали его как полную экзотику.
С 1930 г. мате попадает в сферу интереса ученых, заинтригованных его легендарными свойствами, позволявшими индейцам и пастухам гаучо выносить изо дня в день непогоду и жизнь под открытым небом, заниматься тяжелым трудом, употребляя в пищу только говядину и настой мате. Группа исследователей из института Пастера и Парижского научного общества пришла к заключению о том, что мате содержит практически все витамины и необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности вещества. В своих выводах ученые отметили, что растение с таким сочетанием существенных и жизненно важных элементов - необычайно редкое явление в природе.
Сами же индейцы объясняли удивительные свойства мате божественным происхождением этого напитка. Согласно мифам парагвайских индейцев некогда землю их предков посетил светлокожий и синеглазый бог Пайа Шаруме, который научил их религии, земледелию и медицине. Он указал индейцам на многие лекарственные растения и подарил им чудесное растение мате.
Легенда гласит, что однажды Пайа Шаруме со слугами следовал в один из божественных городов. Дорога была тяжелой, путешествие затянулось и запасы еды иссякли. И когда силы были на исходе, путники вышли на поляну, где увидели скромное жилище. Их встретил глубокий старик и его неземной красоты дочь. Хозяева накормили Пайа Шаруме и его спутников, отдав им все свои запасы еды включая единственную курицу, которая у них была, не зная, кто перед ними. Наутро Пайа Шаруме, отдохнувший и набравшийся сил, спросил старика, отчего он живет вдали от людей. Тот ответил, что прячет от людей красоту своей дочери, поскольку она принадлежит богам. Пайа Шаруме решил отблагодарить хозяев за гостеприимство и, открыв, что он - божество, сказал, что превратит дочь старика в растение, которое будет помогать людям, и со временем о Ка-а (индейское название мате) узнает весь мир. Позже под влиянием христианских миссионеров эта легенда трансформировалась. Место божества занял Иисус Христос, место его слуг - апостолы (иногда только св.Иоанн и св.Петр), но основной сюжет легенды остался неизменным. Так мате был подарен индейцам синеглазым богом, чтобы «наполнить их сердца любовью, тела - энергией, а помыслы - чистотой».
Мате подразделяют по месту и времени его потребления. «Лежачим» мате называют тот, который пьют в постели, «стремянным» - тот, который пьют сидя на лошади перед тем, как отправиться в путь, «гуляющий» пьют на ходу.
Существует множество способов приготовить мате. Напиток готовят «сладким» или «горьким». Считается, что «горький мате» (матэ амарго, или симаррон) - напиток гаучо, мужчины, но он хорош также для одинокого человека, поскольку располагает к размышлению. «Сладкий» мате с сахаром чаще всего пьют женщины и дети. А обычай пить мате с сахаром «вприкуску» принесли в Аргентину выходцы из России, издавна обосновавшиеся на берегах Ла-Платы и Параны. Рецептов, впрочем, существует масса - с лимонной или апельсиновой корочкой, с кофе, с яичным желтком.
Кроме того, при приготовлении мате необходимо учитывать и множество символических значений, которые несет в себе вкус напитка. Так сладкий мате обозначает дружбу, горький мате - безразличие, мате с жженым сахаром - симпатию, пенистый и душистый мате - пылкая любовь, мате с патокой говорит «мне больно, что ты грустишь», мате с корицей - «я думаю о тебе», очень горячий мате - «я тоже сгораю от любви», мате, закрытый крышкой - «от ворот поворот».
Самым хорошим мате считается тот, который настоян в калебасе (поронго) - сосуде, изготовленном из тыквы-лагенарии, т.к. только ее пористая внутренняя стенка придает чаю неповторимый вкусовой оттенок. Калебаса требует особого ухода: ее необходимо тщательно промывать, а главное - сушить. Хранить калебасы необходимо также в сухом месте, иначе они придут в негодность. Перед использованием, калебасу необходимо «оживить». Для этого ее доверху засыпают мате и заливают кипятком, дают постоять 2-3 дня, потом тщательно ополаскивают. Считается, что таким образом закрываются поры в стенках сосуда, а калебаса очищается от лишних запахов. После этого сосуд промывают горячей водой и увлажняют небольшим количеством водки из сахарного тростника или шнапсом. Затем калебасу вновь наполняют мате с большим количеством водки и так оставляют примерно 10 часов. После этого сосуд готов к применению.
Другой не менее важный элемент для питья мате - бомбилья. Так называется «соломинка», через которую пьют этот напиток. Она бывает прямой или слегка изогнутой. В верхней ее части находится слегка уплощенный мундштук, а в нижней, которую опускают в воду, - шарообразное утолщение с множеством мелких отверстий (своеобразное ситечко). Традиционно «соломинка» изготавливается из серебра, реже - из кости, тростника или дерева.
Последим предметом, необходимым для правильного приготовления мате является пава - металлический сосуд с носиком-сливом и ручкой, в котором нагревают воду. По-испански «пава» - индюшка, а предмет так назван и из-за сходства с индюшачьей головой.
Мате - больше чем напиток. Чешские путешественники Ганзелка и Зикмунд писали о нем:
Питье матэ ставится выше таких жизненно важных функций человека, как труд, развлечение, еда и сон. Если криожье надо идти на работу в 6 часов утра, он встает в 4, чтобы иметь хотя бы полтора часа на питье матэ. Этот торжественный обряд допускает все, что угодно, только не спешку.
Мате считается символом отдыха и дружеского общения. Кроме того, питье мате - это и деловая традиция: мате подают на деловых встречах, дипломатических приемах и светских вечеринках. В современной официальной традиции, мате заваривают и подают как обычное кофе или чай, в отдельных кувшинчиках для каждого участника пития. Но в кругу друзей мате пьют из одного кувшинчика, который по очереди передается от одного участника пития мате к другому. На такие встречи обычно приглашают самых близких друзей или родственников. Если на «матепитие» приглашен посторонний человек, это свидетельствует о большом доверии и уважении к нему. Отказ от приглашения воспринимается как серьезное оскорбление, зато после участия в такой процедуре человек считается «братом по крови», почти членом семьи. Обычно мате готовит хозяин дома, он заваривает напиток и подает его сначала самому уважаемому участнику или гостю. Заварка обновляется только после того, как кувшинчик по очереди обойдет всех участников пития мате.
Почти все действия, совершенные во время пития мате, наполнены неявным смыслом. К примеру, тот, кто заваривает мате, должен подавать его бомбильей в сторону гостя (существует даже поговорка «Мате наоборот - от ворот поворот»). Первый глоток мате больше других событий окутан приметами и поверьями, иногда весьма противоречивыми. По одной из версий, тот, кто делает первый глоток приготовленного напитка, дурак. Поэтому люди обычно отказываются от такого почина. Если же кто-нибудь соглашается, то должен обязательно оговориться: «Дурак - не я, а тот, кто им пренебрегает». По другой версии мате должен попробовать тот, кто его приготовил. В любом случае остатки первого глотка полагается сплюнуть через левое плечо - в посрамление злых чар или вылить на землю немного воды из павы. При этом ни в коем случае нельзя наступать на пролитый мате. Чтобы этого не произошло, надо сразу же вымести его или бросить в огонь. Иначе не будет больше мате, а будут только слезы и нищета.
По негласным, но существующим правилам, отличающим настоящего знатока мате, паву следует брать правой рукой, мате нельзя заливать кипятком, не следует выпивать настой через край залпом, напротив, надо с наслаждением посасывать его через бомбилью. Густой настой не следует помешивать бомбильей, допивать до дна. Калебасу держат в левой руке, большой палец под дном, средний и указательный у края, правой рукой подливают воды в слегка пенящийся нектар. Знаток всегда сможет рассчитать, сколько мате нужно насыпать в калебасу, чтобы он, разбухнув, не полез через край:
Несомненно, испытать настоящее удовольствие от мате может лишь его истинный знаток и ценитель. Но в этом случае его возможности становятся почти безграничными - удовольствие побыть с друзьями и удовольствие побыть одному, удовольствие утолить жажду и голод, удовольствие признаться в любви и удовольствие соприкоснуться с древнейшими знаниями человечества. Благородный напиток дарит удовольствие своим благодарным почитателям почти 10 тысяч лет, и похоже, не собирается сдавать свои позиции.