Гурджиев о влиянии А, В и С

Гурджиев о влиянии А, В и С

Время чтения 14:15

Комментарий 1. Система, как органическое целое

Необходимо каждому чаще думать о том, что он понимает для самого себя о смысле настоящей системы учения. Что заключает в себе это учение? О чем оно? Почему, например, необходимо бороться с отождествлением, отрицательными состояниями, с воображением, с внутренним обсуждением, с самооправданием и другими формами механической лжи, с механической болтовней и т.д. Почему каждый должен стараться наблюдать и разрушать буфера, замечать механические отношения, или раскрывать образы себя? Почему мы должны бороться с ложной личностью во всех ее неприятных проявлениях? Почему необходимо помнить себя?

Прежде всего, вы должны понять, что настоящая система образует органическое целое. Принять небольшую часть, вне связи с остальным, недостаточно. Это недостаточно потому, что смысл целого учения дает отражение в каждую его часть, и чтобы почувствовать смысл любой одной части его, такой, например, которая говорит о самооправдании, необходимо иметь некоторое представление о целом.

Гурджиев о влиянии А, В и С

Рассмотрите на момент, что значит: система является органическим целым. Значение настоящей работы как целого и относительные значения, полученные из общего значения, завершающиеся самыми малыми значениями, все стоят в определенной связи друг к другу и внутри друг друга. Ее организация подобна организации всех живых существ, как например, организация тела. В теле самые малые части объединяются, чтобы организовать большие части, а последние комбинируются, чтобы образовать тело как целое. Все связано и относится ко всем остальным.

Знание настоящей системы требует знания и деталей, и частей и целого; если бы эта система не была органической, в смысле, объясненном выше, она была бы невозможной. Люди часто говорят о той или другой детали или части настоящей системы: «О, она похожа на что-то, что я читал в книге», - или они говорят: «О, она похожа на то, что учит так-то и так-то», или, «что говорит эта или та философия или религия» и т.д. и т.п. Совершенно верно, что если вы читаете некоторые виды литературы, вы найдете изречение здесь и изречение там, которое напоминает вам о чем-то в настоящей работе. Но все они являются фрагментами. Они являются просто отдельными кусочками, вне какой-либо организованной связи с каким-либо целым и, изолированные сами по себе, являются бесполезными. Допустим, кто-то натолкнулся на изречение в некоторой старинной книге, в которой говорится, что «человек является спящим». Он может вообразить в данную минуту, что он нашел настоящую систему в книге, но если он посмотрит более внимательно, он увидит, что это изолированное утверждение. Оно без связи и поэтому без всякого органического отношения с любыми другими идеями. И если автор сравнивает эту деталь со всем, что настоящая система говорит о сне и пробуждении, о различных состояниях сознания, о механическом и сознательном человечестве и обо всем, что необходимо делать, то человек, написавший книгу, просто слышал что-то, но не имеет истинного знания. Что же тогда истинное знание?

Гурджиев о влиянии А, В и С

Истинное знание заключает в себе значение части в отношении к целому, то есть, истинное знание является относительным в этом смысле. Это есть истинное значение принципа относительности в знании, с точки зрения настоящей системы. Грубой иллюстрацией того, что это значит, является следующая. Человек может знать все о небольшой деревне, в которой он живет, но ничего - о городе или округе, или стране, в которой он живет, или о других странах, или о мире вообще. Он не имеет относительного знания и поэтому не может ни видеть что-либо в правильной пропорции, ни иметь большего знания. Это очень важно понять. Имея истинное знание, то есть относительное знание, знание человека может расти правильным путем, в противном случае результатом является только односторонность со всеми ее дурными последствиями, которые являются более очевидными в наше время, чем в любое другое время.

Теперь обратимся к тому, что было сказано относительно какой-либо одной части работы. Возьмем пример самооправдания. Как вы знаете, говорится, в связи с практической работой над собой, что необходимо наблюдать самооправдание. Но если человек не видит, почему он должен наблюдать самооправдание в себе и работать против него, он пытается делать то, что не имеет значения для него, за исключением того, что ему говорят делать это. Если это так, он будет работать наиболее возможным внешним образом. Что он делает, будет поверхностным, не реально связанным с ним через какой-либо внутренний смысл. работать таким путем значит еще меньше, чем давать некоторого рода похвалы, как раз, чтобы сказать, что он работает, особенно, если он говорит о ней. И он не будет видеть, что это и есть как раз самооправдание, которое находится в основании чувства удовольствия в похвале, которое только усиливает должную личность, не имея ничего реального или подлинного в себе. Вы поймете теперь, почему было сказано в начале этого комментария, что необходимо для каждого думать для себя о значении этого учения. Если только он не делает так, он будет делать все смутным внешним образом, не видя или не понимая, что все это значит, и не имея какой-либо силы работать. Смысл дает силу и чем больше смысла эта работа имеет для вас, тем больше она будет воздействовать на вас эмоционально и тем больше силы вы будете получать от нее. Ибо от пробуждения эмоционального центра извлекается наибольшая сила.

Теперь начнем со значения настоящей работы в самом высоком масштабе. Начнем, так сказать, с вершины. Что значит настоящая работа? Все вы слышали, что она говорит, что имеются два совершенно различных рода влияний, существующих в жизни, озаглавленных в настоящей системе соответственно А и В влияниями. Влияние А создаются жизнью. Они возникают внутри жизни механического человечества из интересов дела, заработков, науки, спорта, политики, из интересов завоевания, интриги, преступления, власти, из интересов богатства, положения, показа, имущества и из всех необходимых интересов пищи, одежды, жилища, закона, порядка и т.д. Вы должны только открыть газеты, чтобы увидеть, чем являются влияния А и понять, как они создаются жизнью и возникают внутри жизни человечества. Все эти интересы развивают личность и со временем из личности, особенно ложной личности, возникают другие интересы, которые становятся частью человеческой жизни и которые снова являются А влияниями. Но в жизни существуют также другие влияния совсем иного рода, называемые в этой системе В влияниями. Они не возникают из жизни.

Источник происхождения другой. Они не имеют ничего общего с делом, заработками, политикой, спортом и т.д. Они идут с внешней стороны круга механической жизни. Во все эпохи и во все времена мы можем найти свидетельство их существования в некотором классе литературы, в некоторых религиозных идеях, во многих древних описаниях, в учениях, дошедших до нас, часто во всякого рода замаскированных формах, в аллегориях, в волшебных сказках и т.д. Это очень поражающее переживание для всякого, кто близко познакомился с идеями настоящей работы и начал понимать кое-что относительно ее истинного значения - открыть книгу, написанную, скажем, одну или две тысячи лет назад или даже больше и найти некоторое изречение, которое является, так сказать, «чистой работой». Как объяснить это? Почему имеется такой большой фон к идеям этой системы? Что это значит? Это значит, прежде всего, что эта система работы, которую мы изучаем, совсем не нова. Она совсем не нова в том смысле, что не есть нечто, что тот или иной человек изобрел недавно и состряпал из своего собственного ума, подобно некоторой преходящей современной психологической теории. Система, которую мы изучаем, является предъявлением, в форме, приспособленной ко времени, чего-то, что было давно понято и чему давно учили, о человеке и его внутренних возможностях. Оно было известно, и ему давно учили не только от начала записанной истории, которая является только краткой частью всей человеческой истории, но задолго до нее, и достигло нас только в легендарной форме, в мифах и аллегориях. То же самое учение давалось всегда, но оно давалось в различных формах, в различном одеянии, согласно обстоятельствам, согласно временам и согласно характеру людей или расы, которым оно давалось. Оно менялось в вещах внешних чувств только в отношении к общему состоянию людей, т.е. к их уровню бытия и глубине их сна, к уровню их благоприятных возможностей в отношении внутренней эволюции.

Теперь все следы в истории, касающиеся идеи, что человек способен достичь чего-то: неисчислимой ценности, сокровища, которое не может быть оценено, - путем внутренней работы над собой, составляет то, что в настоящей системе называется В влиянием. Так как они не связаны с жизнью, их существование в жизни не объяснено, если только мы не поймем, что они являются существенными для человечества - если только человечество не пожелает погибнуть полностью в ненависти и разрушении, что является возможностью более близкой для нас, чем когда-либо прежде. В следующем комментарии я буду говорить об источнике происхождения В влияний в свете идей, которым учит настоящая система. Но если кто-нибудь пожелает спросить о понятном примере В влияний, ныне существующих в жизни, пусть он возьмет в качестве примера Новый Завет, или лучше, четыре Евангелия, которые одни содержат учение Христа, и пусть он возьмет только записанные слова Христа. Ему станет очевидным, что идеи, содержащиеся в этих словах, не похожи на идеи, принадлежащие к А влияниям, и касаются очевидно чего-то, отличного от обычных целей и интересов жизни, хотя, неуловимым путем, они имеют отношение к последним. Пусть он только поразмыслит, что его учили бороться с ненавистью и смотреть в себя и видеть, на что он похож.

До тех пор мы видели, что настоящая система работы является органическим целым, и каждая часть, такая, как деталь самооправдания, связана с идеями, которые всегда существовали и которым всегда учили в каждую эпоху. Эти идеи и учения всегда одни и те же. Они всегда говорят о трансформации жизни. Они говорят не о жизни и жизненных интересах, но о трансформации вас самих в отношении ко всему, что происходит с вами каждый день в жизни, в свете совершенно нового круга идей и совершенно новых целей и совершенно новых усилий. И когда вы начинаете пытаться делать все это, помните, что вы начинаете делать то, чему всегда учили всех, кто был способен понять, и что значение того, что вы делаете, столь глубоко, столь вечно, что даже, если вы можете уловить простой проблеск его, ваши чувства высшего пробудятся и вы увидите во вспышке, что подразумевается под оценкой работы и что подразумевается под высшим умом, и что подразумевается под сном человечества.

Комментарий 2. Состояния сознания

Последний раз говорилось о существовании двух различного рода влияниях в жизни, названных соответственно А и В. В этом комментарии, который является второй частью, мы говорили о необходимости связи любой части или детали настоящей системы с целым. Чтобы получить силу работать, то, что вы делаете в работе над собой, должно иметь смысл, и чем больше смысла настоящая система дает вам, то есть, чем больше она значит для вас и чем больше растет ее оценка, тем больше силы вы получите от нее. Если вы не цените ее, если вам нравится сомневаться в ней, если вы никогда действительно не думаете о ней и не пытаетесь увидеть ее значение больше и больше по мере того, как идет время, как по линии знания, так и по линии бытия и т.д., то, когда бы вы ни находились в связи с ней, работа не будет иметь значения для вас, а потому и силы. Вы знаете, когда что-либо имеет интенсивное значение для вас, это порождает в вас силу, а если это имеет мало или вовсе не имеет значения, то нет и силы.

В настоящее время мы говорим об общем значении настоящей работы, т.е. в самом высоком масштабе. В этой связи теперь необходимо сказать об источнике В влияний. Как было сказано в части 1, В влияния не возникают внутри жизни, как А влияния. Их происхождение идет от источника вне механической жизни. Фактически их источником являются С влияния. Что это значит? 

Как вы знаете, в учении этой работы человечество не рассматривается как находящееся все на одном и том же уровне. Человек делится на различные категории. Существуют совершенно различные виды людей. Имеется, прежде всего, круг механического человечества, как оно называется, в котором существуют люди №1, №2 и №3. Они являются, соответственно, людьми, в которых применяется, главным образом, один центр - инстинктивно-двигательный центр в случае человека №1, эмоциональный центр в случае №2 и интеллектуальный центр в случае человека №3. Эти инстинктивно-двигательные люди, эмоциональные люди и интеллектуальные люди, потому что они главным образом «одно-центровые», видят все по-разному, каждый с одной стороны, из одного центра. Совместно они образуют круг механического человечества, который характеризуется фактом, что люди, принадлежащие к этому кругу, базируются на насилии и не понимают ни самих себя, ни друг друга. Он называется иногда кругом «смешения языков», или Вавилоном, в котором непонимания, ссоры, раздоры, преследования и войны всякого рода должны всегда существовать, не ведя к чему-либо иному. Следующим идет промежуточный круг, сформированный из человека №4.

Этот круг не возникает в жизни, но - как результат работы. Человек №4 развит во всех обычных центрах, так как он не односторонен и поэтому называется «уравновешенным человеком». Люди №4 начинают быть способными понимать друг друга и начинают преодолевать насилие в самих себе. Затем идет сознательный круг человечества, сформированный людьми №5, №6 и №7, которые понимают друг друга, которые не базируются на насилии и которые не только развиты в обычных центрах, но которые имеют власть бытия, сознательного, в меньшей или большей степени, в высшем эмоциональном и высшем умственном центрах. Эти центры передают влияния, к которым механическое человечество - то есть, спящее человечество - нечувствительно или, лучше сказать, которые не могут «слышать». Именно из круга сознательного человечества берут начало В влияния. Но они берут начало не как В влияния, но как С влияния. Только когда они посеяны в механическую жизнь, они становятся В влияниями, это происходит потому, что как С влияния они не могут существовать в механической жизни, но становятся измененными и переделанными таким образом, что они только приближаются к своей первоначальной форме. Точно так, как идеи и эмоциональные восприятия, принадлежащие к высшим центрам, не могут быть уловлены или поняты «форматорным» центром, так сознательное учение не может существовать в сфере механической жизни само по себе. Но оно может быть сохранено живым и передаваться посредством школ, имеющим прямую связь с людьми, которые достигли той степени эволюции и сознания, которые присущи кругу сознательного человечества. В этих школах С влияния могут существовать и быть переданы устно, то есть путем устного обучения, от одного человека, который понимает, другому, который начинает понимать, затем другому, который еще не понимает. Эта цепь должна существовать. И в этом случае эти влияния могут быть переданы устно как С влияния, передаваемые от одного лица к другому.

Возьмем пример из Евангелия. Как было сказано в первой части этого комментария, Евангелия представляют пример В влияния. Люди иногда задают вопрос: «Правда ли, что Христос был сознательным человеком ?» «Почему тогда Евангелия не являются примером С влияний?» Мы должны помнить, что Евангелия появились через длительное время после смерти Христа - от пятидесяти до ста лет спустя. Вообще еще не известно, кто были их авторы. Неправильно предполагать, что они являются просто записями, написанными на месте очевидцами. Лука, например, никогда не слышал Христа. Он был учеником Павла, который, конечно, никогда не слышал Христа и ссорился со школами в Иерусалиме, и, очевидно, получил свое учение в некоторой школе близ Дамаска. Но нет необходимости входить в исторические вопросы. Вы должны только прочесть Евангелия, чтобы увидеть, что там говорится, что Христос учил своих учеников в частном порядке и только немногое говорил публике и почти всегда в форме притч. В Евангелии Матфея, после того, как была рассказана притча о сеятеле, говорится, что ученики спросили Христа, почему Он говорил людям в притчах. Он сказал им в ответ: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано; ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет, потому говорю им притчами, что они видя не видят и слыша не слышат и не разумеют», - (Матф.13,11-13).

Царство Божие есть круг сознательного человечества. Оно имеет в виду круг тех, кто развился вне насилия, тех, чье знание является практическим - то есть, что они знают, они хотят и поэтому, делают - тех, кто понимает друг друга, так как они говорят на общем языке (и будем помнить, что мы, в настоящей работе, изучаем общий язык).

Каждый знает и чувствует, что должно быть некоторое место, некоторое общество, некоторые существа, которые живут без взаимного насилия, критики, антипатии и ненависти. Я приведу в этой связи отрывок из магометанской эзотерической литературы. Один ученик пришел к Магомету за наставлениями. Магомет сказал: «Какова сущность твоей веры и реальность твоего понимания ее?» Ученик сказал: «Я видел Ад и Рай три раза в видении. В аду всякий нападал на своего соседа. В раю они посещали друг друга», Магомет сказал: «Ты видел правильно».

Я сказал достаточно в этом комментарии теперь, чтобы показать вам, каков высочайший смысл настоящей работы. Всякий, кто захочет, может прочесть и подумать для самого себя о притчах в Евангелиях, касающихся Царствия Небесного, то есть, круга сознательного человечества. Эти притчи весьма удивительны, когда вы думаете о них в свете настоящей работы. Ибо работа необходима, чтобы понять фрагменты учения, данного в Евангелиях. Тогда возможно понять, почему говорится в этой системе, что то, что мы ищем над всеми вещами, есть Свет, и Свет означает сознание.

Вспомним, что было сказано о состоянии сознания в работе. Четыре состояния сознания возможны, но обычно Человек знает и живет только в двух, и оба называются в работе состояниями сна.

Первое, или самое низкое, состояние сознания есть состояние телесного сна, которое есть пассивное состояние, в котором человек лежит в постели почти без движения. В этом состоянии человек тратит одну треть или даже больше своей жизни.

Второе состояние сознания есть состояние, в котором люди проводят остальную часть своей жизни, в которой они двигают своими членами тела, прогуливаются и говорят, а также пишут книги, принимают участие в политике и убивают друг друга, и это состояние они рассматривают как активное и называют его "ясным сознанием" или "бодрствующим состоянием сознания". Не будет излишне сильным сказать, что термин "ясное сознание" ("бодрствующее состояние сознания"), по-видимому, был дан в насмешку, особенно когда через ваше собственное самонаблюдение вы начинаете ясно представлять себе, что такое в действительности ясное сознание и что такое состояние, в котором человек живет и действует. Ибо в этом, так называемом бодрствующем состоянии человек не сознает ни себя, ни других. Он живет и умирает во тьме. И было бы лучше для него в этом отношении, если бы он в этом состоянии сознания оставался пассивным и, ибо тогда он не мог бы двигаться и убивать своего ближнего.

Третье состояние сознания есть Самовоспоминание или Самосознание, или состояние Самоосведомленности. Обычно считают, что мы уже имеем это состояние и всегда осведомлены о себе, что мы действуем, думаем и чувствуем с полным сознанием того, что мы делаем. Но западная наука просмотрела тот факт, что мы не обладаем этим состоянием сознания. И мы не можем создать его в нас самих путем одного непосредственного желания или решить, что мы будем с этого времени всегда жить в состоянии Самосознания. В настоящее время это состояние сознания получается только в форме редких проблесков и только посредством длительной практики. Путем опыта и ошибок человек может начать восстанавливать в себе состояние Самовоспоминания.

Четвертое состояние сознания называют объективным состоянием. В этом состоянии сознания человек может видеть вещи такими, каковы они есть. Единственный правильный путь к объективному сознанию проходит через развитие самосознания и самопознания. Четвертое состояние сознания у человека означает и совершенно иное состояние бытия: это результат внутреннего роста, длительной и трудной работы над собой.

Два высших состояния сознания - "самосознание" и "объективное сознание" связаны с функционированием в человеке высших центров.

Таблица состояний сознания

1-е состояние
Тьма
Сои со сновидениями. Человек видит сны. Тело неподвижно. Человек - пассивная в снах машина.

2-е состояние
Никакая помощь невозможна.
Человек спит.
Так называемое ясное Сознание или Бодрствующее Состояние. Телесно-активный человек как ходящая и говорящая машина, не сознающая правильно, соответственно. Человек, как спящий ходок. Человек активный к своим сновидениям.

3 - е состоние
Свет
Самосознание. Осведомленность о «Я». Самовоспоминание.

4-е состояние
Помощь возможна. Человек пробуждается.
Объективное Сознание, человека может видеть вещи, какими они действительно являются.

Гурджиев о влиянии А, В и С

Развитие сознания есть развитие смысла, роста и развития человека. Это есть, как сказал Успенский, говоря о внутренних октавах, созерцание тысячи вещей одновременно там, где кто-то видит только одну вещь. Это есть видение тысячи связей там, где формирующийся человек видит только одну связь. Это есть понимание тысячи отдельных значений там, где человек постигает только одно значение. Это и есть рост внутреннего богатства, которое обозначает увеличение сознания. Сознание есть свет. Увеличение сознания проливает свет, просвещает все больше и больше. Вместо того, чтобы видеть только стол, вы видите целую комнату, в которой он стоит, а затем вы видите дом, в котором находится комната. Вы видите одновременно все частности события.

Увеличение сознания это то, что заставляет вас думать более и более относительно. Относительное мышление, как определил его Успенский, есть видение части в отношении к целому, а не только видение части изолированно.

Ограниченный человек с несколькими приобретенными и постоянными взглядами проведет несчастную жизнь, всегда оценивая ее из какой-то очень маленькой части, из какой-то детали, приобретенной Личностью. Это будет очень мешать воздействию работы. Вхождение работы в нас, то есть влияние Высших Центров, может быть полным только тогда, когда мы поймем наше собственное абсолютное невежество, то есть когда постигнем через длительное, некритическое и искреннее наблюдение, что мы реально не знаем ничего и реально мы совсем не то, что мы воображаем, и т.п., о чем так часто говорим здесь.

Мы стараемся жить более сознательно и стать более сознательными. Мы живем во тьме вследствие недостатка Света, света сознания, и мы стараемся в этой работе пролить свет на самих себя. Все, что эта система говорит о работе над собой - о самовоспоминании, о борьбе с отрицательными эмоциями, о внутреннем рассмотрении, о самооправдании и т.д. - имеет своей высочайшей целью сделать человека более сознательным, позволить свету пробудиться в нем. И это очень странная вещь, этот свет. Прежде всего надо стать более сознающим себя, а затем более сознающим других. Это - странное переживание. Я имею в виду под этим, что направление, каким работа ведет Вас путем увеличения сознания, увеличения света, вовсе не является направлением, которое вы можете вообразить как спящий человек, который знает только обычное сознание, то есть, первые два состояния сознания, в которых живет человечество. Стать более сознающим себя есть странное переживание. Стать сознающим других является столь же странным и даже более странным. Жизнь, которую вы сами ведете, со страстями и завистью, посредственностью, антипатиями и ненавистью, становится крайне смешной. Вы удивляетесь, действительно, что вы делали на Земле всю вашу жизнь. Не сошли ли вы с ума? - спрашиваете вы себя. Да, точно. В глубоком сне мы живем, в Свете Царствия Небесного мы все чрезвычайно больны и не знаем, что мы делаем. работа начинает учить вас, что делать. Пробудить - вот цель настоящей работы. И для человека, который пробуждается даже относительно одной единственной вещи, которой работа учит, это означает, что он больше уже не тот самый человек.

Таким образом работа изменяет нас. Но работа не может изменить кого-либо, если только её значение не прочувствовано. Вы можете почувствовать значение работы сперва через другого, но приходит время, когда вы должны почувствовать её через самих себя. И тогда каждая деталь работы становится живой для вас, так как вы рассматриваете её как книгу наставления, как план, как карту и как компас, которым должно следовать, если вы хотите пробудиться к иной жизни и иному образу жизни на нашей Земле. Принимайте совсем просто это одно единственное указание - не отождествляйтесь. Следуйте этому указанию. Следуйте ему до конца и посмотрите, что случится и какие изменения имеют место в вас и какой свет начинает достигать вас. Но если эта работа не имеет реального значения для вас и если значение жизни всегда значительно большее и более реальное для вас, чем значение работы, то никакого изменения в вас не может когда-либо произойти и вы будете только знать жизненные эмоции и оставаться в круге механической жизни, в круге путаницы, борьбы, ссор, разочарований, жалоб и войны.

Четвертый путь - Гурджиев Успенский

Обязательно поделись

этим