- Критерии
- Колода эмоций
- Порядок создания колоды
- Работа с колодой
- Карта эмоций
- Описание эмоций
- Критические субмодальности
- Тренировка
Воспитанный человек отличается от невоспитанного в первую очередь тем, что он умеет управлять своими эмоциями. Эмоции часто возникают не там, не те, не тогда когда нужно или не с нужной интенсивностью. Не всегда привычная реакция является наиболее адекватным ответом, иногда своими эмоциями можно задеть других людей. Когда нас переполняют эмоции, думается значительно хуже, чем в спокойном состоянии. Иногда нужно просто отдохнуть, и лишние эмоции тогда ни к чему. Развитой личности уметь управлять эмоциями полезно.
В "западной" культуре считается, что управление эмоциями (да и чувствами вообще) дело весьма сложное и дается с большим трудом.
Надо добавить, что в самых различных культурах обычно принято считать управление каким-то каналом восприятия сложной. Североамериканские индейцы как раз считают, что управление чувствами плевое дело, а вот для того, чтобы управлять образами нужны сложные практики, вводящие в очень глубокий транс... Это вам не напоминает подход европейцев, для которых одно из свойств транса - анестезия, кажется чудом?
То, что для управления эмоциями (и состояниями вообще) нужно прикладывать определенные усилия - с этим скорее всего согласятся все. "Без труда не вынешь рыбку из пруда". Но насколько велики должны быть эти усилия?
Чуть ниже Вам будет предложено несколько методик работы с эмоциями. Они достаточно просты, хотя, естественно, требуют приложения "определенных усилий" - то есть тренировки.
Вообще говоря мы можем достаточно легко вызывать определенные состояния. Вспомните, состояние радости, прочувствуйте его...Вот вы и получили к нему доступ. Другое дело, что этот доступ очень важно получитьв нужной ситуации... Очень легко быть уверенным в себе дома лежа на диване... А еще хорошо бы научиться это состояние удерживать...
Критерии
Итак. Для того, чтобы считать, что вы эмоциями управляете, по видимому вы должны уметь следующее:
- Вызывать эмоцию.
- Вызывать ее по желанию в любом контексте.
- Удерживать ее нужное время (а не только вошел- вышел).
- Выходить из нее (для некоторых эмоций это гораздо важнее, чем входить).
- Произвольно управлять ее интенсивностью (например, умение радоваться слабо, сильно и очень сильно).
- Отделять одну эмоцию от другой.
Ну, пожалуй, хватит.
Колода эмоций
Эта игра для тех, кто хочет потренироваться управлять своими эмоциями (впрочем, ее можно использовать и для работы с более широким понятием - состояниями). Хотя при ее создании применялось НЛП, эта игрушка выполнена скорее в стиле "долгих тренировок". Зато она весьма эффективна и если поиграть в нее 1-2 месяца, то можно легко научиться управлять своими эмоциями, при чем уже без помощи колоды...
Зачем ему нужно управление эмоциями я думаю каждый сможет определиться самостоятельно.
Для того, чтобы в нее играть, нужно сделать “Колоду” из 16 карт (как минимум). Вы так же можете добавлять свои собственные состояния (здесь в тексте “эмоция” и “состояние” идут как синонимы).
Например:
- Бодрость.
- Влюбленность.
- Восторг.
- Восхищение.
- Грусть.
- Интерес.
- Ненависть.
- Отрешенность.
- Радость.
- Раздражение.
- Спокойствие.
- Страх.
- Творческий подъем.
- Уверенность.
- Удивление.
- Юмор.
Порядок создания колоды
1. Карточки
Подготовьте необходимое количество карточек из плотной бумаги (таких, чтобы можно было носить в кармане). Например: 6 на 9 см. Или сделайте их из обычной бумаги, а потом наклейте на игральные карты. Как вам будет удобнее.
2. Область применения
Выберите состояние (эмоцию). Определите, в каких ситуациях это состояние будет вам полезно. (Злость может быть полезна в спорте, а ненависть - в драке на улице).
3. Состояние
Попробуйте максимально войти в это состояние, прочувствовать его. Желательно, чтобы это состояние было “чистое” - без примеси других состояний. А так же важно, чтобы оно не было завязано на конкретную ситуацию - как бы состояние “само по себе” (хотя для того, чтобы его вспомнить, можно в начале припоминать ситуацию, где у вас была эта эмоция).
Доведите его до максимума, на который способны.
4. Символ
Вверху карты нарисуйте символ, который у вас ассоциируется с этим состоянием. Это может быть нечто абстрактное, а может какой-то предмет или человек.
5. Название эмоции
Под символом напишите (вернее даже нарисуйте) “имя” этого состояния: грусть, жалость, юмор...
6. Список слов
Под названием напишите список из 6-8 слов, при помощи которых вы можете описать это состояние: тепло, расслабленность, ярко, бежать...
7. Колода
Повторите шаги 2-6 для всех состояний. При необходимости сделайте и добавьте в колоду новые нужные Вам карты.
Работа с колодой
Работают с колодой так. Вы тасуете ее и в произвольном порядке вытаскиваете карты. Делать это можно в любом месте и в любое время с условием, что вы там можете сосредоточиться на игре и это вам никак не повредит (например, играть при переходе через улицу настойчиво не рекомендуется, а при разговоре с начальником - просто не рекомендуется): в метро или автобусе, во время перерыва, дома...
Дальше дается список тренировки навыков. Вы можете делать их последовательно, а можете тренировать их “параллельно” (только пока не надо делать это одновременно).
1. Закрепление состояния
Сначала ваша задача вытащив карту из колоды глядя на нее “помогать” себе максимально войти в это состояние. Обычно хватает для закрепления сделать это 3-5 раз.
2. Удержание состояния
После того, как вы научитесь входить в состояние, ваша задача научиться это состояние удерживать (сначала можно при этом некоторое время держать карту перед глазами). Определите для себя интервал времени (например 3 минуты) и тренируйтесь удерживать состояние все это время. После того, как это начнет хорошо получаться добавьте еще минуту, потом еще... (Можно так - прибавляйте по минуте в 3-4 дня). Максимум, до которого имеет смысл эта тренировка - 15 минут. (Можно усложнить работу - попробуйте удерживать нужные состояния в реальных “сложных” ситуациях).
3. Осознание
После того, как вы научитесь достаточно хорошо удерживать состояние (или одновременно с этой тренировкой) попробуйте определить нюансы этой эмоции - какие характерные ощущения, какие субмодальные сдвиги в визуальном и аудиальном каналах.
4. Управление уровнем
Научитесь не только вызывать состояние но и задавать его “уровень”, его интенсивность. Можно создать себе шкалу (например от 0 до 10 по интенсивности) и “гонять” себя по ней. Для этого можно даже сделать себе вторую колоду с числами от 0 до 10 и вытаскивать по 2 карты: эмоцию и ее интенсивность.
5. Скорость перехода
Потренируйте скорость перехода от одного состояния к другому. Тое есть: вытащили карту, максимально вошли в состояние, вытаскиваете другую карту и переходите в новое состояние. В этой тренировке важно добиться максимальной скорости перехода от максимума одного состояния к максимуму другого. Можно даже замерять время (при этом время считается от “пика до пика”).
6. Мысленное представление
Через некоторое время вы обнаружите, что для того, чтобы войти в состояние, достаточно просто вспомнить образ карты. Естественно, это можно потренировать: вы делаете то же самое, что и во 1-ом пункте (“закрепление состояния”), но карту вытягиваете мысленно...
7. Полевые тренировки
После того, как вы хорошо научитесь входить и удерживать состояния мысленно, начинайте тренировать переход из состояния в состояние в реальных ситуациях, при чем не только в “нейтральных”, но и в “сложных”.
Карта эмоций
Это упражнение служит для того, чтобы вы внутренне определились с тем, какие именно переживания у вас к разным словам привязаны и дать некую "систему координат".
Это не означает, что любые эмоции можно разложить по этим двум координатам - эмоция штука гораздо более сложная. Но обычно контроля за этими двумя параметрами хватает для управления состоянием.
Вам предлагается определиться для каждой эмоции (из того списка, который вы составите - всего штук 7-10)
1. Интенсивность
Это как бы "сила переживания", его интенсивность. Грусть обычно по интенсивности меньше чем огорчение, а восхищение сильнее спокойствия. Пусть шкала будет от 0 до 10 (просто для удобства и по привычке). Один из возможных синонимов - уровень возбуждения ("Адреналиновый Барометр").
2. Знак
Уровень "приятности" и "неприятности" переживания. Или более официальным языком - "комфортности" и дискомфортности". Эмоции могут быть приблизительно одной интенсивности, но при этом одна будет неприятная, вторая нейтральная, третья комфортная.
Знак тоже можно измерять в баллах: например от -5 до +5 (или от -10 до +10). Подберите себе подходящую шкалу.
При этом обратите внимание, что эмоция это скорее не точка в этих координатах, а область: одним и тем же словом мы называем целую кучу состояний. И я надеюсь, что немного потренировавшись вы начнете замечать нюансы и поймете, что такое двухмерное представление слишком убого для описания человеческих чувств.
Итак, возьмите лист бумаге, нарисуйте на нем оси координат и обозначьте "области" эмоций (учтите, что некоторые области могут перекрывать друг друга). Можно так же для каждой подобрать цвет и шрифт.
Описание эмоций
Распишите 7-8 эмоций в терминах ощущений (более конкретно - в терминахкинестетических субмодальностей). Желательно разного знака и интенсивности. Например:
грусть: легкая вибрация в лице и плечах, расслабление в плечах, и руках, тепло в области солнечного сплетения, легкое жжение в области глаз.
спокойствие: тянущее ощущение в затылке, расслабление в области пресса, тепло снаружи бедер...
Старайтесь быть максимально точными и отмечайте даже слабые ощущения. Отметьте, если ощущения "передвигаются": очень часто они зарождаются в одной области, потом как бы "перетекают" в другую, где мы их обычно и замечаем.
Критические субмодальности
Далее вам необходимо попробовать определить две базовые критические субмодальности:
1. Для интенсивности
То есть какая субмодальность определяет интенсивность переживания. Часто это бывает "сила" ощущения: чем холоднее - тем интенсивнее переживание; иногда встречается место: чем выше, тем сильнее; иногда размер: чем большую площадь ощущение захватывает, тем оно интенсивнее...
2. Для знака
Буквально, при помощи какого ощущения вы определяете, что это переживание приятное, а это дискомфортное? Мы же должны как это для себя решить.
Здесь гораздо больше самых разных вариантов, например: теплые ощущения "+" а холодные "-"; если выше солнечного сплетения, то "+" а ниже - "-"; ощущения которые распространяются от цента приятные, а которые "сжимаются" - неприятные и т.д.
Учтите, что скорее всего будет только одна субмодальность для каждого критерия и они будут подходить почти для всех переживаний.
Вопрос на интерес?
Что происходит с эмоциями, если им поменять знак (не меняя интенсивности)? То есть существует ли для них осевая симметрия (относительно оси интенсивности)?
Тренировка
После того, как вы определите критические субмодальности для интенсивности и знака, начинайте тренироваться управлять ими.
1. Список эмоций
Создайте себе список эмоций, с которыми вы хотите поработать. Учтите, что управление неприятными эмоциями тоже стоит тренировать, хотя бы для того, чтобы из них научиться выходить. Для начала хватит 7-9.
2. Управление
Берите эмоции по одной и меняйте интенсивность переживания (до границ области).
Аналогично для знака: доводите до максимума, потом до минимума (в границах области). 3-4 раза для каждой эмоции.
3. Смена знака
Потренируйтесь менять знак эмоции без смены интенсивности. 3-4 раза для каждой эмоции.
4. Выход
Вызывайте эмоцию, и уменьшайте интенсивность до 0. 5-7 раз для каждой эмоции.
Аналогично для знака.
5. Удержание состояния
Удерживайте нужный уровень интенсивности определенное заданное время. Начните с 3-5 минут, и доведите до 15.
Аналогично для знака.
6. Тренировка на местности
Начинайте тренировать управление эмоциями в конкретной ситуации. Все предыдущие упражнения попробуйте выполнять в реальных "сложных" ситуациях.