Около 30 лет назад я (Александр Чупрун) занялся исследованием различных аспектов сыроедения, в том числе и на собственном опыте. Меня и раньше занимала проблема пищевых предпочтений, привычек и пристрастий в питании. Очень хотелось выяснить: почему трудно победить привычку к употреблению нездоровой, денатурированной пищи?
В нашей семье отец был мясным гурманом, так что и мне доставалась та же еда. А есть надо было так, чтобы "подпирало", и было принято оставлять чистую тарелку. Жирная свинина, плавающие в масле котлеты с гарниром из риса и гречи, жирная жареная рыба - были в почёте, а овощи и фрукты не считались серьёзной едой. Я с детства получил соответствующие привычки и мог, например, придя домой с работы, положить на сковородку 50-100 граммов масла, поджарить на нём 200 граммов ветчинно-рубленой колбасы, залить двумя-тремя яйцами и употребить всё это, иногда и с бутылкой пива…
«Благодаря» подобному рациону 30 лет назад я "дошёл до жизни такой", что подняться на второй этаж, где находился мой рабочий кабинет, было трудновато. Между этажами я должен был отдохнуть, прежде чем преодолеть второй лестничный марш, и дождаться, пока пульс от 120 ударов в минуту вернётся ближе к норме.
Большинство натургигиенистов рекомендуют своим подопечным выполнять физические упражнения. Но какое уж там движение, какая физкультура, когда ко мне "скорая помощь" приезжала через день! И только переход на сыроедение дал мне прилив энергии, необходимый, чтобы начать двигаться.
Говорят, "не согрешив - не покаешься, а не покаявшись - не спасёшься"… Я долго считал это изречение слишком циничным. Но оно оказалось очень справедливым - и для этого случая тоже. Мясной гурман имеет шанс раньше загубить здоровье и - если есть чем думать, скорее задумается, как бы его поправить. Но люди поступают по-разному… Я как-то прочёл в газете жутковатую историю: некоего курильщика предупредили: пора бросать эту привычку, иначе эндартериит приведёт к полной закупорке сосудов, и придётся ногу отрезать. Он продолжал курить, и обе ноги удалили, одну за другой. Однако отсутствие ног не мешает ему продолжать курить…
Сыроедом, конечно, не стать на другой день после перемены в питании. Приходится силой и хитростью постепенно побеждать вкусовые привычки, поэтому «плотоядные» нередко жалуются, что им сложно отказаться от мяса, что они с трудом привыкают к пище, не представляющей для них гастрономического интереса. Кому-то не хватает булочек или ржаного хлеба, иной тоскует по селёдке с луком, я много получал таких записок на лекциях… Неважно, какие у кого привычки, преодолевать их всё равно нелегко. Даже если это не колбаса или рыба. Механизм привыкания к определённому продукту такой же, как и при наркомании: он связан с биохимией удовольствия, наслаждения. Но, как говорится, на привычку есть отвычка. Что касается психологического дискомфорта, то он быстро проходит, ради здоровья можно и потерпеть. Стерпится - слюбится. Месяца через три-четыре новая пища будет и вкусной, и желанной. Хотя "старая любовь" иногда долго не забывается: мне, например, несколько лет сало с чесноком снилось, на Украине это дежурное блюдо во многих домах…
Бывает, иного строгого сыроеда со временем утомляет самоизоляция от общества в питании. Такой человек и сам знает, что он неудобен, когда приходит к вам в гости. Преломить хлеб свой с кем-нибудь - это же ритуал дружбы… А он то является с пакетиком своей еды, то ему нужно подавать нечто особенное, и внимание присутствующих переключается на незапланированную тему: что едят сыроеды и почему? И если ты, мол, разок с нами пообедаешь, как все нормальные люди, так что с тобой станется? Я от таких настойчивых стараний угостить меня по-ресторанному и с выпивкой долго защищался, показывая фотокопию газетной заметки, которую носил с собой. В ней кандидат медицинских наук Алексей Катков писал обо мне, и я отвечал на приглашение к столу, что не могу нарушать чистоту эксперимента, за которым следят учёные…
Некоторые люди, добившись улучшения здоровья с помощью перехода на сыроедение, считают, что раз "лекарство сработало" - значит, можно прекратить его принимать. Вскоре им становится ясно, что это ошибка... Я шесть лет придерживался сыроедения очень строго, а потом всё же принял известную мне из литературы формулу: "…и никогда не отклоняюсь от него дома". Что говорят по этому поводу авторитеты? Норман Уокер писал: "Из опыта мы знаем: после восстановления здоровья, если мы предпочтём вновь ухудшить его, нам стоит только опять вернуться к употреблению неживой пищи. Поистине отрадно отметить, что многие люди не имеют желания вернуться к среднему или худшему состоянию здоровья. Они пришли к убеждению, что ради здоровья, бодрости и силы стоит пожертвовать пищей, которая более вкусна, чем питательна".
Строение человеческого тела ясно указывает, что генетически мы запрограммированы на сырую растительную пищу, богатую клетчаткой, витаминами, а также различными химическими элементами в наиболее приемлемой форме - в составе органических соединений. Именно разнообразная сырая растительная пища (овощи и зелень, фрукты, орехи, семена масличных растений) содержит в достатке упомянутые элементы, дефицитные в пище цивилизованного человека, а значит - является наиболее здоровой! В питании долгожителей (например, в Абхазии) много фруктов и винограда, это подтверждает хотя бы частично, что сторонники сыроедения правы. А поскольку без нормальной микробной флоры кишечника не может быть здоровья (от неё буквально зависит наша жизнь), вот вам моя формула питания: пища должна полностью соответствовать потребностям кишечной микрофлоры. Сыроедение соответствует.
Несомненно, что люди так и питались, пока Прометей не украл огонь у жителей Олимпа. И ничего, не вымерли и не деградировали, а развивались физически и умственно. А деградацией грозит - это становится всё более понятным - именно обработанная на огне пища.
Конечно, вопрос об идеальном питании - не такой уж простой: отдельные племена, жившие изолированно, притом в таких местах планеты, где не было или почти не было овощей, зелени и фруктов, масличных семян и орехов, кое-как приспосабливались к пище, весьма несвойственной человеку как виду. Конечно, как говорят военные, ценой значительных потерь в живой силе. Некоторые перестройки организма начинаются ещё в утробе матери, ведь плод чувствует по составу материнской крови, какое питание ждёт его после рождения - не сразу, а позже, когда он получит ту же пищу, которую едят в семье. Скажем, обилие жирного мяса в пище матери формирует у плода более сильную ферментную систему, обеспечивающую расщепление жиров. Фермент липаза, выполняющий эту функцию, становится гораздо активнее. Но для генетических изменений, т.е. для настоящего приспособления к несвойственной человеку как виду пище нужны миллионы лет. Человеческий организм пытается к ней приспособиться, но как же дорого за это приходится платить… Многие болезни человека - это приспособительные реакции организма, - так считал известный теоретик медицины И.В.Давыдовский.
Проиллюстрирую это хотя бы рассказом о "приспособлении" человека к мясу.
Уже из школьных учебников мы узнаём, что жизнь первобытного человека была трудной, и люди умирали молодыми, старых скелетов антропологи почти не находят. Рискну предположить: главный секрет этого - аппендицит, в доисторические времена убивший много мясоедов-охотников... И выступал он, вероятно, под псевдонимом "злого духа", вселившегося в живот погибающего. Аппендикс ведь заболевает от избытка в питании животного белка, при дефиците растительных волокон (клетчатки), когда дежурное блюдо в меню - жареный мамонт, без овощного гарнира... Заглянув как-то в послевоенное издание Малой медицинской энциклопедии, в статью об аппендиците, я прочёл, что в первые 5 лет после войны ассортимент и количество продуктов питания для россиян пошли в гору, одновременно с числом удаляемых аппендиксов - более чем в два раза! Причина - "улучшение питания населения", читай - избыток белков в рационе.
И та же статья напоминает, что открытие этой причины аппендицита принадлежит французскому учёному Шанпионьеру, и опубликовано оно еще в 1902 году... Удаление аппендиксов продолжается и по сей день в хорошем темпе. С "улучшением" питания вернулись не только воспалённые аппендиксы, вернулась и астма, практически исчезнувшая в полуголодные военные годы…
Очевидно, что человек может той или иной ценой приспособиться к самой разной пище, люди живут в разных климатических поясах, в разных природных условиях... Разной, но - не обработанной на огне! Варёного в природе никогда не было, и сколько бы нас ни убеждала уже почти всё познавшая наука о питании (нутрициология), что организм человека якобы приспособился к варёному, есть достаточно доказательств обратного... Я считаю, что поскольку варёной пищи в природе никогда не существовало, против этой поистине дьявольской выдумки человека природа не могла предусмотреть никакой защиты. Организм человека изначально не приспособлен к тому, чтобы полностью усваивать такую еду и без труда устранять все ее последствия.
Несмотря на вредность такой пищи, люди выживают, но - ценой больших потерь для здоровья, физической и умственной работоспособности. Показательны опыты с крысами: им давали на выбор сырые и варёные яйца, и даже такой приспособленный к жизни зверёк, умеющий без лабораторного анализа выбрать еду, в которой есть дефицитный в его организме микроэлемент, делал роковую ошибку. В контрольной группе, питаясь сырыми яйцами, крысы выживали. Но при возможности выбора они ели только варёные яйца, не трогая сырых, и... светлая им память, они послужили науке!
Температурная обработка пищи, и несъедобное сделавшая съедобным, пришла к нам от троглодитов, пировавших у костра в пещере. А современная промышленность продолжает совершенствовать эти пещерные методы, консервируя, очищая пищу от жизненно важных элементов. Да разве науке известны абсолютно все составные части сырья, которое мы смело кладём на огонь, чтобы оно стало "вкусным"?! Кто знает в точности, что мы при этом губим? Хотя кое-что известно. Скажем, колхозницы на Черниговщине, уходя на работу, обычно оставляли приготовленную с утра пищу в печи, чтобы, придя домой вечером, поесть тёпленького, а не заниматься, устав после дневных трудов, ещё и кухней. А учёные буквально мозги себе вывихнули, силясь понять причины сильнейшего йодного дефицита, вызвавшего на Черниговщине эндемический зоб! В почве йода там предостаточно, из почвы он переходит в растительные и животные продукты, получаемые в этом районе, а люди болеют… Причину таки нашли: при длительной тепловой обработке содержащие йод соли превращаются в неусвояемые соединения. Или другой пример: в сыром яблоке железо соединено с фруктозой (плодовым сахаром). Фруктоза легко всасывается из кишечника, и "на прицепе" в кровь попадает железо. Известно, что в мясе железа больше, но усваивается оно гораздо лучше из яблок. Из сырых! Но к яблочному компоту или пирогу это уже не относится: при варке и выпечке это комплексное соединение распадается, и усвоение железа становится проблематичным... Продолжать подобные примеры можно до бесконечности.