Течения суфизма.  Индуистский суфизм

Течения суфизма. Индуистский суфизм

Время чтения 2:53

Индуистский суфизм - суфизм, который возник в ведическом Индостане со времени проникновения ислама в Индию. Отличительной чертой его есть переплетение ислама с индуизмом и йогой. Когда европеец называет себя суфием, имеется в виду именно индуистский суфизм.

В Индии суфизм был типично индийским по своему характеру и, что еще более типично, это был суфизм синдхи - как по своему содержанию, так и по качеству. Будучи чисто отечественным движением, он вобрал в себя все самое лучшее из ислама и индуизма, заложив таким образом фундамент того, что мы сейчас называем составной культурой Индии, к которой мы, как нация, полностью привержены как с культурной, так и социальной стороны. Суфизм синдхи выступал за повышение качества жизни посредством реализации Бога.

Суфистская поэзия может быть возведена к семи байтам (шлокам) святого Мамоя XIV века. Есть еще некоторые байты Кази Кадана (скончавшегося в 1551 году), в которых говорится о таухиде (единстве существа). В XVI веке жил великий поэт-суфист Шах Абдул Карим (1536-1622), известный своими обширными знаниями и набожностью. Его 92 байта, воспевающие братство людей и единение с Богом, и сейчас распеваются верующими. Его сын Шах Хабиб был исполнен любви к Богу и служил бедным и слабым. Примерно в середине XVII века в Синде появился еще один великий святой-суфист Шах Инаят (1656-1718). Он был известен как Шах Инаят из Джхока. Его байты и болы (стихи) завораживали всех. Своими суфистскими гимнами он вдохновлял людей на восстание против несправедливой системы заминдари (системы владения землей) и призывал народ не платить налогов. Он был опьянен своей любовью к Богу. Шах Инаят был казнен коррумпированным губернатором Тхатты. Этот святой-мученик является героем многих легенд и народных сказаний на синдхи.

Течения суфизма. Индуистский суфизм

К концу XVII века появился еще один величайший поэт-суфист, вдохнувший в народ новую жизнь и давший людям новую надежду.

Его звали Шах Абдул Латиф (1689-1752), что означает "любезнейший из любезных". Шаху были хорошо знакомы коранические традиции и мышление веданты. Он знал семь языков, и его прозвали "Суфи-е-Хафт Забан". Самым большим вкладом Шаха в суфистское мышление являются его духовные проповеди, которые были объединены его учениками в собрание под названием "Шах Джо Рисало" (Послание Шаха). Это не философский тритиз и не литературный шедевр, однако этот труд поднимает читателя на новые духовные высоты. 

Шах Абдул Латиф был поэтом-суфистом в древней ведической традиции, говорившей, что святые и мудрецы не должны ничем владеть и что ничто не должно владеть ими, кроме имени Бога. Они были обязаны служить бедным и во имя блага человечества. Шах утверждал, что интеллект - это неволя, а вера - это освобождение. В то время, как мистики учились у Бога, улема получала знания из книг. Шах любил общаться с индуистскими святыми и посещал индуистские центры паломничества. В Дварке он танцевал, повторяя имя бога Кришны. Несмотря на свою большую эрудицию, он находил утешение в мистицизме, а не в теологии.

Сачал Сармаст(1739-1826) Шах Абдул Латиф был частью движения бхакти, охватившего страну с XIII по XIX века в том или ином виде. Он перенял индуистский ритуал обривания головы каждого нового прихожанина, поступавшего в кханку (приют-больницу). Каждому посетителю монастыря предлагали шербет (подслащенную воду). Даже сорокадневный ритуал "чилла-е-макус" (подвешивание тела в колодце), тоже принадлежал индуистам и был известен секте ардхмукхи. Шах Абдул Латиф не делал разницы между масджидом и кханкой, между мандиром и масджидом. Его суры (музыкальные ноты) представляют собой композиции, вписывающиеся в формат индийской классической музыки. Согласно капитану Александру Гамильтону, суры Шаха являют собой образцы красоты и радости. Гамильтон был единственным европейцем, побывавшим в Синде, когда Шах был еще жив. Как поэт, воспевавший природу, он сочинял прекрасные стихи о дождливом сезоне, о журавлях Синда, о воронах...

Наконец, был еще и Сачал Сармаст. Автор прекрасной монографии о Сармасте Кальян Б. Адвани писал: "На протяжении всей свой жизни он оставался заколдованным великим мучеником-мистиком Мансуром. Он обнародовал послание Мастера миру как муэдзин с минарета, крича "Анал хак" (Я Бог / я истина)". Он написал почти 100 тысяч стихов.

Традицию Сачала продолжал целый ряд индуистских поэтов-суфистов, особенно Бхай Чайнрай (1743-1850), широко известный как Сами. Он является первым ведантическим поэтом-синдхи, написавшим 15 тысяч суфистских гимнов в виде шлок. Бхай Далпатрам (1769-1841) был вторым ведантическим поэтом, который остается непревзойденным в религиозной поэзии. Был еще поэт Рохал, продолжавший традицию Шаха Инаята. Он писал стихи в духе бхакти на хинди, помимо синдхи и сараики. Кадир Бакш "Бедил" и Мохаммед Мохсин "Бекас" в конце XIX века тоже считались поэтами-суфистами высокого класса. Оба они писали много, в основном на синдхи, хинди и персидском.

Суфистские гхазалы на синдхи зачастую сравниваются с кашмирскими суфиана калам, известными нежностью музыки и духовностью. В прозе синдхи перевели на свой язык "Коран Шариф" в 1746 году и Библию в 1825 году, задолго до того, как англичане подчинили себе Синд в 1843 году. Синдхи пишется деванагари и арабским шрифтом. Недавно даже и легенде о любви Сасси-Пунну был придан суфистский оттенок, когда Сасси пела сачал, позабыв обо всем на свете, в пустыне до её единения с Пунну.

Обязательно поделись

этим