Приступая к практике и не осмыслив предварительно Путь, сложно реализовать действительное гун-фу. Не осмысливая, практикующий, скорее всего, не сможет реализовать свою природу. Обычный человек - это тот человек, который в действительно не прошел стадию осмысления и остался в исходной точке своего развития, то есть он мало, чем отличается от окружающих даже в случае выполнения какой-нибудь практики. В Даосской Школе Цюаньчжэньцзяо («Учение Совершенной Подлинности») этап осмысления принято называть «освобождением от заблуждений».
Путь «освобождения от заблуждений»
Путь «освобождения от заблуждений» в традиции Цюаньчжэньцзяо включает в себя три этапа. В самом начале практикующий безвыходно находится в темной комнате, не имея какого-нибудь определенного занятия. 3а пару месяцев такой практики его «дикая природа» мало-помалу рассеивается, и тогда наступает время переходить к следующему этапу, когда в той же комнате человек сидит в медитации, постепенно увеличивая время такого сидения. На третьем этапе практикующий находится в обыкновенной уединенной комнате, но ежедневно уделяет медитации сидя более четырех часов.
Осмысление - это не наличие целей или задач, которые обычный человек в повседневной жизни ставит перед собой. Осмысление - это внутреннее понимание своей сущностной природы и наличие этого понимание во всех делах.
В даосской книге «Сокровенный канон чистоты и покоя, возвещенный Высочайшим Старым Государем», сказано: «В Дао есть и чистое, и нечистое, и движение, и покой. Небо чиста, 3емля нечиста. Небо движется, 3емля покоится. Мужское чисто, женское нечисто. Мужское движется, женское покоится. Чистое - исток нечистого. Движение - основа покоя. Если люди смогут извечно хранить в себе чистоту и покой, Небо и 3емля вернутся к своему естеству. Дух человека находит отдохновение в чистоте, но сознание норовит загрязнить его. Сердце человека находит отдохновение в покое, но страсти беспрестанно возмущают его. Отриньте без колебания страсти - и сердце успокоится само по себе. Очистите свое сердце - и дух сам по себе станет чист».
В этих словах, поистине, заключена глубочайшая правда человеческой жизни. Они очень просты, но следовать им на деле не так-то просто. В чем же здесь трудность? Не в чем ином, как в утверждении «очистить сердце и погрузится в покой». В некоторых даосских школах способ реализовать этот принцип называется «осмысление заблуждений».
Что же такое «осмысление заблуждений»?
Речь здесь не идет о раскаянии в совершенных прежде проступках. Сущность даосского «осмысления заблуждений» гораздо глубже. Даосы считают, что человек уже в утробе матери усваивает неверные реакции, привычки и представления, не соответствующие реальности Дао. По даосски это обычно и называется «заблуждениями». От них и нужно освобождаться в первую очередь. Освободится же от «заблуждений» можно лишь посредством, как говорят в даосской традиции, «дознания о себе», когда человек беспристрастно судит сам себя и сам себя понуждает измениться к лучшему. Таков смысл даосского «освобождения от заблуждений».
Люди, погрязшие в мирской суете, употребляющие все свои силы и знания для того, чтобы добиться выгоды и славы для себя, не понимающие смысла нравственного совершенствования, даже не догадываются, сколь велики их «заблуждения» и как далеки их представления о реальности. В современном мире даже многие религиозные учения поставлены на службу человеческим желаниям. Не «заблуждение» ли это? Поэтому смысл «освобождения от заблуждений» заключается, прежде всего, в том, чтобы решительно стряхнуть с себя привычки и условности суетного быта, научиться смотреть на жизнь по-новому, можно сказать - заново родиться.
Не осмысливая нельзя иметь и смысла, а осмыслить и не «освободиться от заблуждений» невозможно, так как человек, осмысливая сущность и не обращая внимания на вещи внешние, уже начинает «освобождаться от заблуждений». По существу, это позволяет человеку приблизится к реализации принципа, утвержденному во фразе: «Отриньте без колебания страсти - и сердце успокоится само по себе. Очистите свое сердце - и дух сам по себе станет чист». Это сродни фразе: «действуй недеянием - и не будет того, что не управлялось бы тобой».
Когда вы приходите к достойному Учителю - он начинает с того, что предоставляет вас самим себе, отходит в сторону, не вмешиваясь в вашу внутреннюю жизнь, и создает такие условия, чтоб вам никто не мешал. Человек так устроен, что ему очень сложно жить в такой ситуации - ему нужно постоянное общение, контакты с окружающим миром, эмоциональные переживания, особенно если он человек чувственный. Сначала вам будет очень тяжело. Вы будете метаться в поисках какого-нибудь разнообразия, в попытках чем-нибудь заняться.
Сидеть и ничего не делать могут не многие люди. Потом вы мало-помалу конечно успокоитесь, и тогда говорят о том, что ваша «дикая природа рассеялась». Вы сможете, долгое время находится без движения, и даже внутреннее движение постепенно рассеется, что приведет вас к опрокидыванию иллюзий и новому взгляду на естественные вещи. Это, собственно, и можно назвать осмыслением. Без него в практике не обойтись.