Самые непризнанные чувства или что прячется в Тени

Самые непризнанные чувства или что прячется в Тени

Время чтения 7:54

В прошлом веке неутомимый исследователь человеческой психики К.Г.Юнг сформулировал понятие Тени.

В психологическом смысле Тень - это непризнанные, подавленные чувства и мотивации, которые принято скрывать, от которых "выгодно" отрекаться.

Выгодно - в социальном смысле, ибо человек, ими обладающий, считается однозначно "плохим".

Между тем эти самые нежелательные, отвергаемые качества и подсознательные мотивы - не просто хлам, который можно свалить в чулан психики и забыть о них.

Являясь неотъемлемыми свойствами человеческой природы, эти чувства - а именно: злость, ревность, зависть, стыд, вина - будут яростно и остервенело рваться наружу - тем сильнее, чем упорней мы пытаемся их удержать. Они будут напоминать о себе чувством стыда и бессилия - что мы не смогли с ними справиться, не удержались, ударили в грязь лицом...

И все же эти химеры, пугающие современного цивилизованного человека - как ни парадоксально, будучи признанными, "освобождают" своего носителя от бесконечного напряжения и дарят силу и ресурс, на который он может опереться в своей жизни.

Итак, разрешите представить самых ярких персонажей театра Теней, которых я рассмотрю по степени их признаваемости (исходя из моего терапевтического опыта).

Ревность

Ревность признается довольно часто, и многие люди могут сказать "я ревную своего мужа/жену" без тени смущения. Легализованное таким образом чувство освобождает страдальца, ее испытывающего, от необходимости тратить свою энергию на то, чтобы прятать ее и удерживать.

Тем не менее, оный страдалец мало понимает природу происхождения своей ревности, считая ее свойством своего характера. Я не буду оспаривать влияние темперамента и национальной культуры, остановлюсь лишь на психологическом аспекте проблемы.

Ревность часто возникает у тех людей, у которых был опыт душевного дефицита. Им приходилось делить важного близкого человека (одного или обоих родителей) с соперником, конкурентом, который имел на этих важных людей такие же права. Речь идет о братьях и сестрах.

Самые непризнанные чувства или что прячется в Тени

Простой пример: в семье появляется второй ребенок. Что происходит во внутреннем мире первенца?

Он видит, что внимание и нежность достается этому, в общем-то чужому ему человеку (мифы о братской любви сильно преувеличены), а ему самому - строгий взгляд, посылы "ты уже большой" (иногда - в двухлетнем возрасте!) и ожидания родителей, что он теперь будет справляться со своими заботами сам.

И в то же время, он сам по-прежнему нуждается в этой самой нежности и внимании, которое с такой легкостью достается сопернику, а он никак не может ее получить - как бы ни старался!

Подобная ситуация может возникнуть, если отец покинул семью, и у матери появился новый мужчина. Теперь ребенку приходится делить самого близкого человека с ... конкурентом!

И снова, если матери не удалось отыскать каждому свое место - дорогого, ценного человека, вероятна возможность их столкновения.

Тогда и будет посеяно зерно ревности, которое прорастет во взрослом возрасте, и бывший ребенок будет зорко следить - чтобы теперь мое - самое дорогое и ценное принадлежало только мне!

В некоторых случаях страсть обладать объектом любви превращается в одержимость.

А всему виной - детская травма...

Злость

Немало людей способны признать то, что они злятся на кого-то.

Позволение "позлиться", прожить чувство - это уже некоторая свобода, однако мы мало готовы признать истинные причины своей злости.

Подмена истинной причины - надуманной, более удобной - довольно распространенное явление. Чаще всего это происходит тогда, когда злость в отношении истинных "виновников" - табу, но в то же время есть люди, которые удобно "годятся" на роль их заместителей.

Нельзя, невозможно, страшно, не принято - злиться на родителей. Никакие их "грехи" - за то, что не верили в нас, за то, что не принимали, слишком много требовали и критиковали, или отвергали - не являются признанным основанием для справедливого возмущения.

И они же одновременно внушали - осознанно или подспудно - что злиться на них - смертельно опасно...

Могут отказать в родительской любви, и тогда... ужас и смерть.

Зато злиться на брата или сестру - очень даже можно!

Родителям, конечно, не нравится, но зато ужасающих последствий можно избежать.

Можно также "перенести" свою злость на собственных детей, друзей/подруг, мужей и жен...

Вариантов много, но ни один из них не способен удовлетворить ту потребность, которую мы не смогли реализовать в отношениях со своими родителями.

И посему, человек, бесконечно отыгрывающий свою злость "не по адресу", будет подобен Сизифу, пытающемуся закатить свой камешек на вершину высокой горы. Так же бесполезно и бессмысленно.

Хотите пример? Пожалуйста.

Женщина средних лет ненавидит свою дочь - за то, что та напоминает ей мать.

Также манипулирует, не верит, обесценивает...

А все дело в том, что злость этой женщины никаким образом не реализуется - она и сейчас ведется на материнские манипуляции, страдает от неверия и обесценивания - также, как когда-то в детстве...

И ее дочь, которая выросла в этой семейной системе, и приняла "правила" игры, созданные бабушкой и поддерживаемой матерью, стала почему-то крайней, и собирает агрессию матери в свой адрес - за то, что та не в силах изменить деструктивные отношения со своей собственной родительницей.

Зависть

Вот с этим чувством начинаются загвоздки.

"Нет, что вы, я не завидую. Вот эта противная баба Тамара Степановна - завидует. Молодости, красоте. Моей. И еще сосед по даче Курьянов нам завидует. Потому что у нас дача больше и красивее. Поэтому и не здоровается. А мне-то что завидовать? Кому? У меня все хорошо."

Самые непризнанные чувства или что прячется в Тени

В крайнем случае, после тщательной дифференциации мы способны признать "белую" зависть.

Я так рада, что у тебя все хорошо! Завидую белой завистью.

Если же нас кто-то обвинит в "черной" зависти, сделаем все возможное, чтобы от нее отречься.

Зависти не повезло - она табуировалась особенно тщательно, т.к. ее упорно ассоциировали с самыми "низменными" человеческими качествами.

Между тем в психологическом смысле зависть - сестра ревности.

Она также может означать дефицит - владения, обладания.

Чему может завидовать ребенок - например, девочка?

Тому, что у подруг больше игрушек, есть своя комната, и папа ходит с ними в цирк и в кино в то время как ее папа все время работает.

Если ее мама твердит о ее непривлекательности, а папа - глупости, то она будет завидовать тем девочкам, которые, с ее точки зрения, привлекательней и умнее.

Во взрослом возрасте зависть перерастает в ощущение, что кому-то больше повезло - с мужьями, связями, возможностями, и поэтому они живут сказочной жизнью.

Той, которая как будто недоступна тому, кто завидует.

Что может дать признание своей зависти?

Осознание того, что мы недовольны своей жизнью.

И те, кому мы завидуем, могут дать нам хороший ориентир - того, что мы хотим сделать со своей судьбой, и к чему могли бы стремиться.

Признанная зависть может стать серьезным стимулом в жизни. 

Непризнанная зависть становится препятствием, ибо тогда появляется "право" считать себя мучеником, несправедливо обиженным, когда раздавали ресурсы. Конечно, их (ресурсы и блага) похватали не честные, достойные, независтливые, а наглые, проворные и пронырливые.

Непризнанная зависть становится удобной ширмой для тех, кто предпочитает в своих глазах оставаться белым и пушистым - хоть и несчастным, а свою Тень отдать недостойным и грязным - хоть и удачливым.

Вина

Я чувствую себя виноватой...

Такое словосочетание я слышала только в рамках терапевтического процесса.

О вине не принято говорить, хоть редкий счастливчик ее не испытывает.

Вины много - и по разному поводу.

Мы чувствуем свою вину перед родителями и детьми. Перед коллегами и друзьями. Перед супругами и домашними животными.

Легче перечислить тех, перед кем не мы ее не испытываем.

Мы чувствуем вину за то, что сделали и за то, что не сделали - не помогли, не защитили, не усмотрели, подвели, не оправдали надежд, не осчастливили.

Мы способны быть виноватыми перед теми, кто от нас зависит, и теми, кто нас тиранит; перед теми, кому считаем, что должны, перед ушедшими в мир иной и даже предавшими нас...

Мы часто попадаем в это гнетущее чувство, и, тем не менее, оно абсолютно деструктивно.

Как правило, возникновение вины связано с невозможными, нереальными ожиданиями от самих себя, которые мы не в силах были выполнить, но за нереализацию которых мы себя бесконечно казним...

Женщина пожизненно выносит себе приговор за насильственную смерть отца. Что она могла сделать, чтобы это предотвратить?

Ответ - ничего, но в ее представлении - она ничего не сделала, чтобы этого не случилось.

Другая женщина чувствует вину за то, что у ее брата и сестры не сложилась жизнь - брат пьет, а сестра в нищете воспитывает детей, считая копейки в кармане.

У нее же есть хороший муж, любимая работа и достаток. И как будто невозможно этому радоваться, когда "страдают" другие члены семьи.

Мужчина винит себя в том, что не дал своему ребенку, которого он покинул, достаточно любви и тепла. И хотя никто не мешает ему поддерживать отношения с сыном, посвящать в мужские секреты, играть в футбол и просто наслаждаться общением, но...

Он не делает этого. Потому что ему мешают стыд и вина - которые висят на нем таким тяжелым грузом, что не дают не то что легко вступать в контакт с ребенком, но не позволяют даже дышать полной грудью...

Ни разу я не встречала конструктивную вину.

Вина разъединяет людей, делая их жизнь тяжелой, невыносимой.

Вина разрушительна и обладает высокой токсичностью.

И уж, конечно, она не способствует "исправлению", как это ошибочно принято считать.

Мы скорее, будем ... злы на тех, перед кем испытываем вину.

Даже если мы себе в этом не признаемся.

Стыд

Я смело могу отдать пальму первенство этому чувству в своеобразном хитпараде человеческой Тени.

Даже признавать стыд стыдно.

Это самое прокаженное чувство.

Невероятно, но оно не имеет биологической природы.

Стыд социален, иными словами, его "изобрели" и упорно насаждают сами люди.

Дети не испытывают стыда, пока им не объяснят, почему и за что должно быть стыдно.

Стыд - родной брат вины, которая тоже является "культурным" продуктом, призванным ограждать человека от безнравственных и неблаговидных поступков.

Самые непризнанные чувства или что прячется в Тени

Не зря вина и стыд поступили в наше сознание с религиозными учениями - когда-то они действительно помогли удержать инстинктивные импульсы, и другим способом это было сделать невозможно.

В наше время особенно тяжелым был опыт советского периода, когда проступки, считавшиеся "стыдными", сопровождались для ребенка отвержением со стороны родителей, учителей и воспитателей (ими же инициировалось отвержение детского коллектива), и, зачастую, унижением.

Стыд и наказание, связанные воедино, представляют собой психологический коктейль Молотова - ком труднопереносимых эмоций, причиняющих боль.

Посему все темы, так или иначе имеющие отношение к пережитому стыду и последующему наказанию, так или иначе "фонят" в жизни нынешних родителей, оставаясь "запретными" и тяжелопереносимыми.

Получившие настоящие эмоциональные увечья, и не сумевшие "перевести" их в категорию опыта, они никак не смогут помочь обрести этот опыт своим детям.

Скорее, передадут - если не прямо, то косвенно - ауру стыда, наказания и непереносимости.

Со стыдом часто связаны и семейные "скелеты в шкафу", когда история семьи вымарывается и переписывается - подобно тому, как в угоду политикам переписывается история страны, лишая народ (а в данном случае - потомков) своих корней и живительной правды.

Я знаю не менее десятка историй, когда матери скрывают от детей настоящие имена их отцов, или врут о летчиках и космонавтах.

Действуя как будто во благо детям, а в действительности - не имея сил перенести стыд за совершенную ошибку, они разрушают то немногое, что осталось от неполной семьи - доверие и жизнеутверждающую мощь правды.

Дети прекрасно осведомлены о вранье - нет, не от доброжелателей. Они без усилий прочувствовали отравляющую все живое ауру стыда и вины.

По-прежнему стыдными и почти неосознаваемыми темами являются сексуальные отношения между мужчиной и женщиной.

И это несмотря на попытки современной массовой культуры свести эту самую глубокую, сакральную часть близких отношений к простой технике.

Но эта подмена не приносит человеку облегчения.

Ощутить истинную радость от секса можно только научившись выстраивать близкие отношения и разобравшись с завалами стыда, полученных в наследство от предыдущих поколений.

И, наконец, наиболее подавляемыми темами являются сексуальные влечения к собственным детям - у отцов к дочерям и у матерей к мальчикам.

Непомерный стыд не позволяет честно посмотреть в лицо этому влечению и разобраться в его истоках (поверьте, в этих истоках нет ничего бесчеловечного), что и порождает насилие или производит чудовищные модели семейных отношений.

Может ли Тень стать ресурсом?

Я рассказала далеко не обо всех персонажах воистину всесильного театра Теней.

Есть еще всевозможные страхи, обесточивающая тревога, парализующие беспомощность и бессилие, чувство неполноценности, сопротивление (бытовое название - лень).

Каждый персонаж достоин отдельной статьи.

Мы сами создаем свою Тень, отправляя в этот психический резервуар все свои непризнанные, и сопровождаемые страхами чувства, мотивы, и желания.

Многие из них не являются ни ужасными, ни неправильными.

Мы отнесли ревность, зависть, агрессию, вину и стыд в разряд неприемлемых в силу того, что пережили травмирующий опыт и не хотим новых переживаний.

В особо трудных случаях человек становится так зациклен на своей "ангельской" части, и так старательно отрекается от всего "неприемлемого", что на удержание своей темной стороны уходит вся его жизненная энергия.

Когда мы не хотим смотреть спектакль, который создают персонажи нашего внутреннего мира - тогда они берут власть в свои руки и становятся хозяевами нашей жизни.

И чем больше мы их отвергаем, тем большую власть они обретают.

Именно отречение от своей "теневой" части и рождает переживания - настолько же сильные, насколько велика наша Тень.

Осознанный взгляд на свои чувства, страхи, мотивы поможет пересмотреть степень их "опасности", отпадет необходимость охранять самого себя и весь мир от несуществующего "ужаса".

Исследовав причины зависти, агрессии и ревности, мы сможем признать свои права и желания.

Осознание разрушительности вины и стыда освободит нас от душевного груза.

Признание своих теневых сторон вернет жизненную энергию, которой мы и сможем распорядиться на свою пользу.

Вероника Хлебова

Обязательно поделись

этим