Зачем современному человеку, жаждущему стать сильнее и защищённее, знать, что думали на сей счет древние религии, учения и традиции? Кроме аромата древних культур и колорита прошлого, рождающегося при погружении в историю вопроса, знание точки зрения, которую содержат духовные системы, всегда проясняет картину. Ведь за каждой традицией - бесконечная линия передачи тончайших духовных импульсов, опыт тысячелетий, каждая частица которого оплачена кровью сердца целых поколений искателей. Высокие каноны, которые задают религиозные и эзотерические подходы к проблеме защищённости, помогают соблюдать нравственные нормы при отражении несправедливых ударов: ведь этическая позиция, основанная на принципе совести, при всей своей внешней уязвимости - наиболее мощная. И, наконец, религиозно-эзотерический опыт незаменим для поиска и нахождения самого высокого, истинного и надежного защитника от всех напастей - Господа Бога.
Восточная традиция
Восточная традиция уделяла немалое место проблеме защищённости человека от злых сил, темных энергий, влияний и ударов. Она подразделяла нападения на те, что идут от человека и направлены на угнетение личностного начала (клевета, оскорбление, спор, давление, обман и т. д.), и те, что порождены воздействием темных сил из тонкого мира. При этом тонкие удары могут быть нацелены как против энергетической оболочки человека, так и против его глубинной духовной сущности, свободы воли, высших стремлений и мотивов. Защита от психологических ударов, предлагаемая восточными учениями, заключается в изменении самого восприятия нападения. Не следует преувеличивать его важность, как делают все замкнутые на себе люди, а напротив, пытаться смотреть на неожиданные обстоятельства, удары, людей, которые их наносят, и на собственную реакцию, как на нечто незначительное, третьестепенное, иллюзорное в глазах Бога и Вечности. Подобную методологию советовали применять и йога, и веданта, и даосизм, и буддизм.
История буддизма оставила немало легенд о защищённости духовных мастеров, святых и, наконец, самого Гаутамы Будды. Святая жизнь и духовная сосредоточенность на Высшем в итоге приводила к тому, что человек окутывал себя мощной защитной сетью, отводившей от него самые сильные удары. Высшим образцом существа, идеально владеющего этой силой, в буддизме считался, конечно, сам Будда. Вспомним его борьбу с извечным противником, буддийским Иудой - Девадаттой, в которой тот не гнушался самыми черными средствами - сбрасывал на Будду с высоты огромный камень, напускал на него огромного бешеного слона, подсылал разбойников-убийц. Но во всех случаях эти попытки оказывались напрасными. Какая-то неведомая сила отводила смертельные удары. Камень отклонился от цели и не убил Будду, но лишь слегка повредил ему палец ноги. Слон за несколько метров до местонахождения Будды вдруг остановился как вкопанный, усмиренный мощным импульсом любви и доброты, исходящим от Великого Учителя. Разбойники, подойдя к Будде ближе, внезапно отказались от своего преступного плана, покаялись и попросили у основателя буддийского учения, чтобы он взял их в ученики.
Будда добыл эту мощь в результате титанических усилий, направленных на то, чтобы добиться просветления и освобождения от влияния обстоятельств земного существования.
В случае психоэнергетических или магических ударов, - неважно, наносят ли их люди или злые духи из невидимого мира, - восточная методология делала ставку либо на произнесение охранительных мантр, либо на визуализацию защитных янтр - священных изображений и символов. Духовная защита предназначалась для борьбы с иллюзиями, прорывающимися в сознание устремленного ученика, чтобы сбить его с правильного пути, а также для отражения сильных магических ударов, способных повредить душу их жертвы. Подобную защиту Восток связывал с теми методами, которые развивают в человеке духовную проницательность, а также способность к принесению личных желаний в жертву божественной воле. В результате такой жертвы борьбу со всеми нападающими силами начинает вести Верховное Божество. Священная книга индуизма "Бхагавад Гита" предлагает одному из главных героев, князю Арджуне, подчинить свою волю полководцу Кришне, чтобы тот смог руководить его битвой с врагами.
Восточная система защиты делала акцент на отражении тонких и духовных ударов (если речь идет о высшей йоге), а также на защите своего тела (если речь идет о боевых искусствах). Психологические методы отражения ударов не были подробно разработаны - человек древних эпох был внутренне более целостным, гармоничным и единым, нежели современный уязвимый невротик.
Западные духовные традиции
Западные духовные традиции имели довольно хорошо разработанные системы отражения разнообразных ударов. Так, античные системы этики и духовности настраивали человека либо на героизм, с помощью которого человек побеждал все виды зла, в том числе и те, что направлены против него лично, либо на стоическое терпение, помогающее перенести неожиданные удары судьбы и невзгоды. Оккультно-герметические системы делали ставку на построение тонких энергетических щитов, создание магических кругов, произнесение формул и заклинаний. Христианская традиция учила своих последователей отражать вражеские козни силою имени Христа и мощью благодати, в которую нужно было облечь свой дух в момент нападения.
Многотомная христианская литература запечатлела огромное количество случаев, когда молитвенное обращение к Богу привлекало защищающие силы и отводило удары и нападения, с которыми человек не мог справиться самостоятельно. Молитва доходила до Божественного Мира, который посылая человеку духовную мощь, помогающую справиться с оскорблениями, унижениями и преследованиями на психологическом уровне общения с враждебно настроенными людьми. Защитная божественная сила превращалась в несокрушимую крепость, легко отражающую все тонкие темные удары и нападения со стороны магов, чародеев и просто злобных темных ненавистников. Молитвенная энергия защищала христиан от многочисленных искушений и соблазнов, подстерегающих их на духовном пути и представляющих собой разновидность нападений. Молитва помогала сбережению духовной энергии (стяжание Духа Святого) и помогала победить любые виды энергетического вампиризма.
Мощь искренней христианской молитвы была столь велика, что она помогала людям отражать не только психологические или психоэнергетические нападения, но даже прямые удары судьбы и обстоятельств. Однажды мне пришлось беседовать с глубоко православным человеком, который прошел через Великую Отечественную войну. Он рассказал мне удивительный случай из своей фронтовой жизни, который убедил его в реальности Божественной защиты.
Колонна немецких танков прорвала оборону наших войск и вплотную подошла к жалким укрытиям, за которыми прятались разрозненные остатки отступавшего подразделения. Мой собеседник рассказал, какой ужас испытал он в эти минуты: вначале он увидел, как буквально в нескольких метрах около него немецкий танк расплющил его товарища, а затем заметил, что другой танк движется прямо на него. Поскольку бежать ему было некуда - кругом была открытая местность, а хилый бугорок, за которым он укрылся, явно не мог спасти, - то он понял, что жить ему осталось не более тридцати секунд. И, перекрестившись, он взмолился всем существом: "Господи, если Ты есть, услышь меня и спаси!" Просьба к Богу, которую он прокричал несколько раз, была столь мощной и так потрясла его существо, что он едва не потерял сознание. Он уже ни на что не надеялся, как вдруг произошло чудо: примерно в десяти метрах от него танк неожиданно развернулся и двинулся в сторону, стреляя по каким-то далеким целям. Так человек реально столкнулся с защитной силой христианской молитвы.
Западные религиозные методы так же, как и восточные школы духовной защиты, как и полагается традиционным системам, не придавали большого значения отражению психологических ударов. "Человеческое, слишком человеческое" никогда не было предметом специальной заботы ни мировых, ни национальных религий. Они исходили из того, что гораздо важнее защитить душу от соблазнов, а дух от повреждений.
Эзотерические учения подробно раскрывают методы и тайны защиты от нападений. Как правило, они говорят о защите человека на всех уровнях - и на психологическом, и на душевном, и на духовном. Восточный эзотеризм предлагает человеку изменить сам взгляд на проблему "нападение-защита", порожденный дуальным восприятием мира, и подняться на такие духовные высоты, где нет ни нападающего, ни защищающегося, а все пребывает в нераздельном единстве. Западный эзотеризм опирается преимущественно на герметизм и потому видит в защите воздвижение стен, полную изоляцию от источника нападения, глубокий уход в себя, очерчивание магических кругов. Характерная черта защитных средств, предлагаемых эзотерическими учениями, - в отличие от религий они в значительно большей степени включают в себя психологию. И чем ближе к XX веку, тем больше в эзотерических системах психологических методов защиты. Это связано с тем, что личность человека древнего традиционного общества была прозрачным проводником более высоких духовных сил и влияний, но с течением времени она утратила свою целостность, стала множественной, сложной, уязвимой при конфликтах, требующей специальных мер по ее гармонизации.