Этот символизм подтверждается, среди прочего, наличием на шаманском наряде определенных железных предметов, имитирующих кости и долженствующих придать ему, хотя бы частично, вид скелета. Некоторые авторы, среди них Харва, считали, что речь идет о скелете птицы. Но в 1902 году Трощанский показал, что, по крайней мере у якутского шамана, эти железные "кости" должны имитировать скелет человека. Некий енисеец сказал Кай Доннеру, что кости являются скелетом самого шамана. Сам Харва изменил свое мнение и считал, что речь идет о человеческом скелете, хотя Е. К. Пекарский предложил в 1910 г. еще одну гипотезу, а именно: что речь идет скорее всего о комбинации человеческого скелета со скелетом птицы. У маньчжуров "кости" сделаны из железа и стали, а шаманы утверждают (по крайней мере в наши дни), что они представляют крылья. Тем не менее нет оснований сомневаться в том, что во многих случаях имеется в виду изображение человеческого скелета. Финдайзен воспроизводит железный предмет, превосходно имитирующий человеческую берцовую кость (Берлинский Музей этнографии).
Независимо от этого, обе гипотезы сводятся по сути к одной и той же фундаментальной идее: пытаясь имитировать скелет человека или птицы, шаманский наряд указывает на особый статус того, кто его надевает, то есть человека, который умер и воскрес. Как мы видели, у якутов, бурятов и других сибирских народов считается, что шаманы были убиты духами их предков: "сварив" тела убитых, духи пересчитали и поставили на место кости, скрепили их железом и покрыли новым телом. У охотничьих народов кости представляют первоисточник жизни как человека, так и животного, источник, из которого воспроизводится вид. Именно поэтому кости пойманной дичи не ломают, а заботливо собирают и, согласно обычаю, хоронят, складывают на помостах или на деревьях, бросают в море и т.д.. С этой точки зрения, погребение животных осуществляется точно таким же образом, как и людей, поскольку как у одних, так и у других "душа" пребывает в костях, и поэтому можно надеяться на воскрешение существ из их костей.
Скелет, представленный на шаманском наряде, обобщает и воспроизводит драму посвящения, то есть смерти и воскрешения. Неважно, считается ли он изображением человеческого скелета или животного: в обоих случаях речь идет о субстанции-жизни, первичной материи, сохраненной мифическими предками. Человеческий скелет определенным образом представляет архетип шамана, поскольку считается, что он представляет семью, в которой по очереди родились предки-шаманы. (Между прочим, семейные корни обозначаются словом "кость": говорится "от кости N" в значении "потомок N".) Скелет птицы является вариантом той же концепции; с одной стороны, первый шаман родился от связи орла и женщины, с другой же - сам шаман пытается превратиться в птицу и летать, а по сути он является птицей настолько, насколько, как птица, имеет доступ к высшим сферам. В том случае, когда этот скелет - или маска - превращает шамана в другое животное (оленя и т. п.), мы имеем дело с подобной теорией, поскольку животное - мифический предок - является как бы неисчерпаемой маткой жизни вида, узнаваемой в костях этих животных. Мы сомневаемся, следует ли говорить здесь о тотемизме. Речь идет, скорее, о мифических связях между человеком и его дичью - фундаментальных связях для первобытных охотников; это хорошо освещено в последних работах Фридриха (Friedrich) и Мейли (Meuli).
Чтобы придать наряду вид скелета, шаманы размещают на нем различные железные предметы, имитирующие кости. Символическое значение скелета весьма глубоко.
Во-первых, костюм, имитирующий скелет, указывает на особый статус того, кто его надевает, то есть на человека, прошедшего через ритуальную смерть. Поэтому такой костюм напрямую отсылает нас к мистическим инициационным переживаниям шамана, ведь посвящение - это, в двух словах, смерть и воскрешение. Вспомним, что большинство шаманских инициации подразумевает умерщвление, расчленение, замену частей тела на новые (или их очищение) и воскрешение кандидата, как мы это встречали у якутов, бурят и других сибирских народов, считающих, что во время посвящения духи варят неофита, разбирают его до костей, пересчитывают и ставят их на место, скрепляя железом.
Во-вторых, скелет ассоциируется с родословной шамана, как в прямом, так и в переносном смысле. Человеческий скелет в некоторых культурах представляет «родовую линию» предков-шаманов. Иногда, чтобы указать на принадлежность к тому или иному роду, говорят «от кости такого-то», то есть его потомок. Скелет птицы также указывает на принадлежность к роду, но на этот раз исключительно к роду шаманов, ибо она в большинстве традиций является мифическим предком Первого шамана.
В-третьих, обобщая вышесказанное, скелет символизирует возвращение в изначальное состояние, в нулевую точку отсчета, как мы наблюдали это во время инициации. И неважно, является ли это прямой ассоциацией или возвращением через родовую связь, главное, что, облачаясь в свой наряд, шаман не только переходит в иное состояние сознания, но и словно сливается со своим родом, со своими предками-шаманами, тем самым заручаясь их поддержкой, то есть получает доступ к изначальной и неисчерпаемой космической силе. Во многих шаманских гаданиях кость животного символизирует «всеобщую жизнь» в непрерывном ее воспроизведении. Не случайно у большинства охотничьих народов кости представляют первоисточник жизни как человека, так и животного. Именно по этой причине, следуя обычаям, встречаемым в Сибири, у некоторых племен Южной Америки, африканских хамитов и бушменов, у пойманной дичи не ломают кости, а заботливо собирают и хоронят (складывают на специальных помостах, деревьях, бросают в море и так далее). Согласно поверьям, душа человека и животных пребывает в костях. И если их переломать, воскрешение станет невозможным.