Кому из нас не знакомо это саднящее ощущение на душе, когда мы наблюдаем чью то радость? И вслед за этим ощущением, волной настигает второе - это неправильно, так нельзя. Сложно отрицать этот факт, но это правда: чужая удача не приносит нам радости и чаще огорчает и является предметом зависти. Завидуя окружающим, порой мы испытываем виноватое удовольствие,в те моменты когда для их радости исчезают причины.
Этот феномен не нов. Еще Будда и Патанджали более двух тысячелетий назад делились практикой мудиты. Мудита - это противоядие от разрушительной установки, что счастье другого человека ставит под угрозу наше счастье.
Мудита, третья из йогических учений о любви или как их иначе называют, брахмавихар. Она дарует умение искренне радоваться благим поступкам, счастью и удаче других.
Для духовного роста и обретения спокойствия ума Патанджали рекомендует как практику испытывать радость к добродетелям окружающих. Зависть - одно из самых деструктивных чувств, она приводит в смятение наши мысли и причиняет много внутренней боли. Зависть разрушает нашу безмятежность и спокойствие духа.
Далай - лама характеризует практику мудиты как особенный, «мудрый эгоизм». Он уверяет, что искренняя радость счастью другого увеличивает наше собственное счастье.
«Мудита» - санскритское слово, оно означает ощущение всеобъемлющей радости. Однако не следует понимать мудиту как альтруисткое отношение, где собственное «я» человека задвигается на задний план. Мастер дзен Тих Нат Хан говорил, что разделять других и себя не имеет смысла. В своих «Учениях о Любви» он рассказывает, что глубокий уровень понимания мудиты это безмятежная радость от созерцания счастья других, а также переживание истинной гармонии в своей душе. Радоваться за себя у нас как правило получается с трудом, собственные достижения меркнут на фоне достижений других. Именно поэтому задача первоочередной важности - научиться радоваться за себя, потому что без этого испытывать радость к счастью других просто невозможно.
Навести фокус
Для начала практики можете начать по крупицам привносить радость в повседневную жизнь и испытывать удовольствия от каждого мгновения прожитой жизни. От запаха морозной зимы за окном, от утреннего пения птиц, от хрустящего снега под ногами, от взглядов и улыбок дорогих людей, от хорошо сделанной работы, от минут тишины - список этот можно продолжать бесконечно. Главное, найдите в себе силы искренне радоваться себе и этому миру. Достаточно всего лишь на секунду остановить свой внутренний диалог, и ощутить прелесть момента здесь и сейчас. Сначала это будет трудно, но постепенно, когда войдет в хорошую привычку, и однажды вы почувствуете, что мир вокруг стал другим. В действительности поменяетесь вы сами и ваше самоощущение. Заметьте, здесь никакого насилия над собой - всего лишь начните привносить в вашу повседневную жизнь новое восприятие. Безусловно, в жизни бывают и неудачи и боль. Мудите предшествуют еще две брахмавихары: метта (полное принятие себя и всего окружающего мира) и каруна (сострадательная открытость к любым недомоганиям). Именно в этом порядке следует постигать брахмавихары: логично, что мы не можем быть открыты радости если окутаны привязанностями или испытываем неприязни. И оказывается, нет ничего проще, чем просто сместить фокус восприятия и испытать удивление от открытия мира и себя заново.
Искреннюю радость можно испытать наблюдая не только приятные, но также и просто нейтральные ощущения. Бывает так, что для нас становится что то важным, если мы это теряем.Стоит человеку заболеть или временно лишиться чего либо обычного в своей жизни, например возможности плавать из за случайного ушиба, всего мысли сводятся только к тому, как было бы здорово обрести былую физическую форму. Но стоит ему выздороветь, как радость выздоровления мгновенно улетучивается, уступая место холодному механическому равнодушию.
Закройте на минуту глаза и пошлите благодарность в те участки тела, где у вас здоровые и приятные ощущения. В ответ вы почувствуете волну благодарности. Практикуя таким образом вы получаете доступ к источнику бесконечной радости неведомому раньше.
Развить радость во время занятий йогой - просто, главное почаще находиться в Шавасане. Глубокое и продолжительно расслабление благотворно влияет на ритмы мозга. Также следует отметить несомненную пользу практики Внутренняя улыбка». Цените и любите свое тело, а также ту работу, которую оно для вас выполняет.
Радоваться и ценить- действительно очень полезная практика и о ней следует помнить весь день. Если это сначала покажется сложным - поставьте себе на каждый час напоминание в телефоне и,таким образом, благодаря современным гаджетам устраивайте себя пятиминутки радости. Очень здорово, если перед сном вы вспомните прошедший день и отметите моменты, которые принесли вам радость. И пусть сначала их будет немного, это нестрашно. Со временем, вы научитесь видеть и светлую сторону жизни, не отвергая суровых будней повседневности.
И это тоже пройдет
Способность искренне радоваться можно усилить благодаря размышлению о непостоянстве. Будда и Патанджали говорили, что одна из основных причин дукхи (неудовлетворенности, или страдания) это убеждение, что все вокруг нас - неизменно. Когда человек чувствует гармонию во всех значимых сферах жизни, он уверен, что всегда в его жизни будет только так, и любые перемены он воспринимает болезненно и с неохотой. И даже если дела человека идут не совсем так как ему хотелось бы, это все равно гораздо привычней и как ни странно удобней, человек даже не задумывается о том, что этот этап его жизни пройдет. Осознание бренности и непостоянства всего вокруг и нас самих, помогает нам острее почувствовать радость к жизни. Если мы перестанем воспринимать события нашей жизни и людей как данность, мы пробудимся от спячки и станем более полно жить, радуясь каждому мигу. Мысли о непостоянстве помогают более спокойно справляться с неудачами, а также ценить этот мир и его чудеса.
Радость на практике
В буддийской традиции йоги практика мудиты бхаваны включает в себя сопереживание радости всему сущему, включая нас самих. Если посмотреть более глубоко во все проявления жизни и постичь истинную суть вещей, то станет понятно, что счастье, которое испытывают другие это и наше собственное счастье тоже. Первое, что необходимо сделать - обратиться ко всему хорошему, что вы в себе видите. Вспомнить любой свой благородный или чудесный бескорыстный поступок, или проявление нежности, заботы или доброты. И от всего сердца сказать себе:
Пусть я научусь ценить выпавшие мне счастье и радость.
Пусть они возрастают
и множатся с каждым днем.
Пусть исполнюсь я радости и благодарности
Конечно, вы можете использовать и другие слова - важно, чтобы они были жизнеутверждающими и вселяли в вас уверенность. Более подробно про аффирмации можно прочитать здесь. Проговаривая про себя положительные аффирмации верьте в силу своих слов, наблюдайте за реакцией тела и ума. У вас может возникнуть эффект противоположный проговариваемым аффирмациям, могут появиться критичные мысли. Не волнуйтесь, просто спокойно наблюдая эти реакции продолжайте практику. Активное сопротивление эго говорит о том, что работа идет в правильном направлении. Практикуя таким образом некоторое время, вы можете перейти ко второму этапу: выражению добрый чувств тем, кто помогает вам на жизненном пути и вдохновляет вас.
Здесь вы тоже можете использовать любые слова, которые отзываются в вашем сердце как самые искренние и как самые правильные для выражения благодарности и пожелания счастья.
Затем следует выразить добрые чувства к любимым людям, друзьям, знакомым, пока не дойдете до малознакомых людей и тех, с кем у вас сложились непростые отношения. В первый раз это покажется вам ненужным и сложным, да это непросто, но постарайтесь открыть свое сердце для всех.с кем вы когда либо встречались. Если вам сложно выражать слова попробуйте просто представить как искренне улыбаетесь им, и возможно, слова появятся сами собой.
В качестве завершающего этапа практики адресуйте свои благие мысли всем живым существам на земле и почувствуйте как сама земля откликается вам в ответ. Промежуток между каждым этапом составляет около двух недель, но естественно этот период у каждого индивидуален. Просто слушайте себя и свое тело.
После завершения практики вам следует остаться некоторое время в тишине и понаблюдать за своими ощущениями и дыханием. Если у вас появится желание записать какие то свои ощущения и мысли - сделайте это. Помните, любой опыт ценен, ведь если сделать правильные выводы, можно сделать следующий шаг в нужном направлении.