Введение. Октава работы
Сегодня вечером я впервые хочу говорить об «Октаве работы». Это До звучит как оценка работы. Это значит, что ничто не может начаться, если не имеется оценки. И это не есть что-либо таинственное.
Вы не начнете чего-либо, если вы не думаете, что это стоит затраченного времени, и стоимость вещи есть её ценность для вас. Если вы рассматриваете вещь как ничего не стоящую, вы не дорожите ею.
Эта нота До не обязательно звучит верно, когда вы входите в контакт с работой. Когда вы слышите идеи работы, они могут упасть на некоторое подготовленное место в вас, то есть на Магнитный Центр. Вы можете почувствовать, что здесь есть то, что вы желали. Эта оценка происходит вследствие действия разновидности Магнитного Центра в вас. А в различных людях Магнитный Центр различен. Но он лежит в эмоциональных частях центров - в местах, где вы чувствуете стоимость, где вы чувствуете оценку, ибо оценка является эмоциональной. Но эта, так сказать, первая любовь не будет продолжительной. Это, может быть, очень красивое чувство, однако оно проходит, выполнив свою задачу, и вы остаетесь для переоценки. Ибо Магнитный Центр может привести человека в работу, но он не будет удерживать его в ней.
Несомненно, каждый знал первые чувства любви, те необычные и неземные чувства, которые приходят в молодости, которые не физические, но скорее благоговейные и которые кажутся овеянными влияниями, исходящими из Высшего Эмоционального Центра. И затем позднее приходит совершенно иная задача - задача практической связи. То же самое относительно работы. И я часто думал, что мы повторяем историю нашего переживания любви в самой работе. В моем собственном случае я знаю, что когда я впервые встретил работу, я почувствовал такое же изумление, такое же ощущение тайны, чудесного, которое я чувствовал в моей самой ранней юности - чувства действительно те, которые казались самоподдерживающимися и только слегка связанными с внешним объектом, человеком. Но какие бы ранние эмоции мы ни чувствовали в связи с идеями работы и открытием, что такая вещь реально существует, какие бы необычные чувства мы ни переживали, они недостаточны. Даже если мы имеем правильный Магнитный Центр, чуЕютва и эмоции,которые возникают из него, не будут сохраняться. Мы должны узнать предмет нашей любви и отнестись к нему практически. Эта нота называется Ре в октаве работы. Нота Ре звучит, когда человек начинает изучать идеи работы, её учение и начинает применять работу к себе. Эта нота Ре называется «Применение работы к Себе». И если нота До, прозвучавшая впервые посредством Магнитного Центра, не изменит своего качества, остается просто как чувство чудесного, нота Ре не будет звучать сильно.
Однако никто не пройдет в работу, если нет некоторого начального чувства чудесного. То есть человек должен чувствовать различие между жизнью и работой. В противном случае работа упадет на места, на которые в нем падает жизнь, которые не могут принимать и не предназначены для принятия работы. Человек имеет части центров для жизни и части центров для работы. Он создан для жизни и для работы. И, не обладая Магнитным Центром, он будет принимать идеи работы на свои жизненные части центров. Он будет стараться прибавить работу непосредственно к жизни, как если бы это была одна и та же вещь. Он будет вливать новое вино в старые бутылки, чинить старое пальто новым материалом. Это есть функция Магнитного Центра - воспрепятствовать этому. Магнитный Центр иногда определяется как способность различения между А и В влияниями, между жизненными влияниями, создаваемыми в механической жизни, и влияниями, которые идут из внешней жизни и посеяны в механическую жизнь. Если бы Магнитный Центр не существовал, ничто не было бы возможным в отношении внутренней эволюции. Не было бы возможно никакой трансформации чувства жизни или чувства себя. Тем не менее, как было сказано, Магнитный Центр, раз его роль сыграна, больше не используется. Он вводит нас в новый мир. И вы должны тогда найти ваш путь. То есть он может привести человека к работе и сделать возможным для него оценить работу, но это не все. Человек должен затем переоценить работу для самого себя путем приложения идей работы к самому себе и ко всей своей точке зрения, и это будет усиливать До в нем. То есть, нота Ре будет усиливать ноту До в нем и менять её качество до сознательной оценки. Видя истину работы, человек будет оценивать её более и более сознательным образом, и эта переоценка будет усиливать До и делать его истинным, чистым До. Ибо мы должны рассматривать, действительно ли До, прозвучавшее посредством Магнитного Центра, является сознательно звучащим До.
Третья нота в Октаве работы, нота Ми, называется «Осознание Личных Заблуждений». Вы можете легко понять, что имеется много сторон этого, много различных смыслов для каждого лица. Имеются, например, личные затруднения, которые появляются относительно бытия. И имеются личные затруднения, связанные со знанием, с принятием некоторых сторон работы как знания. Ибо имеется много странных идей, которые относятся к стороне знания работы, о которых мы слышали много раз, но все еще не начали признавать. В этой работе мы должны думать по-новому. И это возможно только через новое знание, ибо вы всегда будете думать по - прежнему, если вы не имеете нового знания.
Новое мышление требует нового знания, но новое знание не будет заставлять вас думать по-новому, если оно не признается. Тем не менее, вы должны быть способны думать по-новому, ибо в противном случае вы никогда не увидите вашу жизнь и никогда не увидите смысла работы. работа над знанием столь же трудна, как и работа над Бытием. И она даже более трудна. Все это относится к осознанию личных затруднений - ноте МИ.
Имеется много трудных вещей, сказанных в работе. Это значит, что сказаны многие вещи, которые направлены против наших обычных форм знания. Вы будете встречаться с этим в каждой форме эзотерического учения. Например, Христос много раз говорил своим ученикам: «Если вы можете вместить это».
И ЭТО значит, что знание, великое знание о Человеке, о его значение на Земле и его возможностях люди воспринимают по разному. Вы можете воспринять повседневным образом или объединить с обычным знанием, или думать о нем, как о глупом, т.к. оно не сходится с вашим мнением. Великое знание требует больших усилий, большой жертвы и долгой борьбы с собой. Сегодня вечером я хочу дать вам учение работы о самом Знании, которое вообще нелегко принять и о котором должно думать в течение долгого времени, чтобы оно стало частью ума кого-либо.
Знание
Вспоминая лекции Гурджиева на встречах с учениками Успенский говорит:
«Во время одного разговора с Гурджиевым в нашей Группе, который начался, чтобы быть постоянным, я спросил: почему, если древнее знание было сохранено и если, вообще говоря, всегда существовало знание, отличное от нашей науки и философии или даже превосходящее их, оно так тщательно скрывалось? Почему оно не сделано общим достоянием? Почему люди, обладающие этим особым знанием, не хотят допустить переход его в общий оборот ради лучшей и более успешной борьбы с обманом, злом и невежеством?»
Это вопрос, который обычно возникает в уме каждого при первом знакомстве с идеями эзотеризма.
«Имеются два ответа на это, - сказал Гурджиев. - Прежде всего, это знание не является скрытым; а, во-вторых, оно не может по самой своей природе стать общим достоянием. Мы рассмотрим сперва второе из этих утверждений. Я покажу вам впоследствии, что знание (он подчеркнул это слово) значительно более доступно тем, кто способен усваивать его, чем обычно предполагается; и что все затруднение в том, что люди либо не хотят его, либо не могут воспринять его. Но прежде всего должна быть понята другая вещь, именно, что знание не может принадлежать всем, не может даже принадлежать многим. Таков закон. Вы не понимаете этого, потому что вы не понимаете, что знание, подобно всему другому в мире, материально. Оно материально, а это значит, что оно обладает всеми характеристиками материальности. Одной из первых характеристик материальности является то, что материя в данном месте и при данных условиях ограничена. Даже песок пустыни и вода моря имеют определенное и неизменное количество. Так что, если знание материально, тогда значит, что имеется определенное количество его в данное время. Можно сказать, что в течение некоторого периода времени, скажем, столетия, человек имеет определенное количество знания в своем распоряжении.
Но мы знаем, даже из обычного наблюдения жизни, что материя знания обладает совершенно различными качествами, согласно тому, берется ли оно в малых или больших количествах. Взятое в большом количестве в данном месте, то есть одним человеком, скажем, или небольшой группой людей, оно производит очень хорошие результаты; взятое в малом количестве (то есть каждым одним из большого числа людей), оно не дает никаких результатов вообще; или оно может дать даже отрицательные результаты, противоположные ожидаемым. Таким образом, если некоторое определенное количество знания распределено среди миллионов людей, каждый индивидуум получит очень мало, и это малое количество знания ничего не изменит ни в его жизни, ни в его понимании вещей. И как бы ни было велико число людей, которые получают это малое количество знания, оно ничего не изменит в их жизнях, если, может быть, не сделает их еще более трудными.
Но если, наоборот, большие количества знания сосредоточены у малого числа людей, тогда это знание даст большие результаты. С этой точки зрения значительно более выгодно, чтобы знание сохранялось среди малого числа людей и не распространялось среди масс.
Если мы берем некоторое количество золота и решаем позолотить им некоторое число предметов, мы должны знать или подсчитать точно, какое число предметов может быть позолочено этим количеством золота. Если мы попытаемся позолотить большее число, они будут покрыты золотом неровно, пятнами, и будут выглядеть гораздо хуже, чем если бы они вообще не имели позолоты; фактически, мы потеряем наше золото.
Распределение знания основано в точности на том же принципе. Если знание дается всем, никто не получит нечего. Если оно сохраняется среди немногих, каждый получит не только достаточно, чтобы сохранить, но увеличить то, что он получает.
С первого взгляда это теория кажется весьма несправедливой, т.к. положение тех, кто является, так сказать, лишенным знания, чтобы другие могли получить большую долю, кажется очень печальным и незаслуженно более тяжелым, чем оно должно быть. В действительности, однако, это не так вообще; и в распределении знания нет ни малейшей несправедливости.
Фактом является то, что огромное большинство людей не хотят какого бы то ни было знания; они отказываются от своей доли и не принимают даже порции, предназначенной им в общем распределении для целей жизни. Это особенно очевидно во времена массового сумасшествия, такого, как войны, революции и т.д., когда люди внезапно, кажется, теряют даже небольшое количество здравого смысла, который они имели, и превращаются в полных автоматов, отдающих себя в массовое разрушение в огромном числе - другими словами, даже теряющих инстинкт самосохранения, благодаря этому огромные количества знания остаются, так сказать, невостребованными и могут быть распределены среди тех, кто сознает их ценность.
Нет ничего несправедливого в этом, так как те, кто получает знание, ничего не берут из того, что принадлежит другим; они берут только то, что другие отвергли как бесполезное и что было бы в любом случае потеряно, если бы они не взяли его.
Собирание знания некоторыми зависит от отказа от знания другими
Имеются периоды в жизни человечества, которые обычно совпадают с началом падения культур и цивилизаций, когда маесы непоправимо теряют свой разум и начинают разрушать все, что было создано столетиями и тысячелетиями культуры. Такие периоды массового сумасшествия, часто совпадающие с геологическими катаклизмами, климатическими изменениями и подобными явлениями планетарного характера, освобождают очень большое количество материи знания. Это, в сою очередь, делает необходимым работу по собиранию этой материи знания, которая в противном случае была бы потеряна. Таким образом, работа по собиранию разбросанной материи часто совпадает с началом разрушения и падения культур и цивилизаций.
Этот аспект вопроса ясен. Толпа не хочет, не имеет знания, а вожаки толпы, в своих собственных интересах, стараются усилить ее страх и отвращение ко всему новому и неизвестному. Рабство, в котором живет человечество, основано на этом Страхе. Трудно даже представить себе весь ужас этого рабства. Мы не понимаем, что люди теряют. Но чтобы понять причину этого рабства, достаточно посмотреть, как люди живут, что составляет цель их существования, объект их желаний, страстей и стремлений, о чем они думают, о чем они говорят, чему они служат и чему они поклоняются. Посмотрите, на что тратит деньги культурное человечество нашего времени, что определяет самую высокую цену, где собираются самые большие толпы. Если мы подумаем в данную минуту об этих вопросах, станет яснее, что человечество, каким оно является теперь, с интересами, которыми оно живет, не может ожидать чего-либо лучшего и отличного от того, что оно имеет. Но, как я уже сказал, не может быть иначе. Представьте себе, что для всего человечества предназначено полфунта знания в год. Если это знание распределяется среди всех, каждый получит столь мало, что он останется таким же глупым, каким он был. Но, благодаря тому факту, что очень немногие хотят иметь это знание, те, кто берет его, способны получить, скажем, каждый один гран и приобрести возможность сделаться более интеллигентным. Все не могут стать интеллигентными, даже если они желают этого. И если бы они стали интеллигентными, это не имело бы значения. Существует общее равновесие, которое не может быть нарушено.
Таков один аспект. Другой, как я уже сказал, состоит в том факте, что никто ничего не скрывает; нет никакой тайны. Но приобретение или передача истинного знания требует большого труда и большого усилия как от того, кто получает, так и от того, кто дает. И те, кто владеет этим знанием, делают все, что они могут, чтобы передать и сообщить его наиболее возможному числу людей, облегчить людям приближение к нему и дать им возможность подготовить себя к получению истины. Но знание не может быть дано кому-либо насильно и, как я уже сказал, беспристрастное обозрение жизни среднего человека, того, чем заполнен его день, и вещей, которые интересуют его, сразу покажет, возможно ли обвинить людей, которые владеют знаниями, в скрывании его, в нежелании дать его людям или в нежелании учить людей тому, что они сами знают.
Тот, кто хочет знания, должен сам сделать начальное усилие, чтобы найти и приблизить истинные знания, пользуясь помощью и указаниями, которые даются всем, но которые люди, как правило, не хотят видеть или признавать. Знание не может прийти к людям без усилия с их собственной стороны. Они понимают это очень хорошо в связи с обычным знанием, но в случае высшего знания, если они допускают возможность его существования, они находят возможным ждать чего-то иного. Всякий знает очень хорошо, что если, например, человек хочет изучить китайский язык, на это уйдет несколько лет интенсивной работы; всякий знает, что требуется пять лет, чтобы усвоить принципы медицины и, может быть, в два раза больше лет для изучения живописи или музыки. И все же имеются теории, которые утверждают, что знание может прийти к людям без всякого усилия с их стороны, что они могут приобрести его даже во сне. Самое существование таких теорий составляет дополнительное объяснение того, почему знание не может прийти к людям. В то же самое время существенно понять, что независимое усилие Человека достичь чего-либо в этом направлении также может не дать никаких результатов. Человек может достичь знания только с помощью тех, кто обладает им. Это должно быть понято с самого начала. Всякий должен учиться у того, кто знает»
Источник Школа ПА. Истоки Учения