Место цели в концепции Гурджиева

Место цели в концепции Гурджиева

Время чтения 7:36

Сегодня мы попытаемся говорить о месте, откуда приходит цель. Прошлый раз было сказано, что для того, чтобы найти какую-либо истинную цель в смысле работы, необходимо думать о себе в свете знания, которому учит работа.

Это может начаться только после длительного периода самонаблюдения, так что кто-либо может действительно видеть, на что он похож с точки зрения работы. Было сказано также, что человек может быть вполне хорош в жизни, но совсем плох в работе. Например, человек может наслаждаться, будучи отрицательным в жизни, если он хочет этого, но не в работе. То есть работа заменяет наш взгляд на самих себя и заставляет нас думать по-новому о самих себе. Сегодня вечером мы будем говорить о цели в отношении того, откуда она исходит в самом себе.

Часть 1. Источник Цели

Цель может исходить из правильных или ошибочных мест в нас. Цель может быть правильной, но исходить из ошибочного места, и цель может быть ошибочной и, тем не менее, исходить из правильного места.

Чтобы понять, что это значит, мы должны вернуться назад к центрам и частям центров, а также поговорить немного о внимании еще раз. Цель исходит из ошибочного места, когда она исходит из малых механических делений центров, где внимание имеет минимальное значение или переходит от одного пустяка к другому, где фактически имеет место нулевое внимание или только некоторое число отдельных малых вниманий и никакого объемлющего внимания. Цель не может исходить из этих малых разбросанных вниманий, которые принадлежат механическим делениям центров. Она должна быть сформирована и должна идти из высших делений, где качество внимания другое. Обычное внимание недостаточно. Некоторое время назад Успенский, говоря о внимании, сказал, что обычное внимание, которое все время направляется туда и сюда, не есть истинное внимание. Он сказал, что только внимание, которое может сохранять направление в течение некоторого времени, может быть названо вниманием. И я вспоминаю, что он начал здесь говорить о том, что люди уделяли так много внимания малым вещам и были постоянно отвлекаемы ими, и заметил, что если мы расточили всю силу нашего внимания на малые вещи, мы не имели внимания для более крупных вещей. В таком случае прошло бы длительное время, прежде чем мы смогли бы увеличить наше внимание. Он сказал, что было необходимо бороться против уделения слишком большого внимания малым вещам. Малые вещи не требуют много внимания. Двигательные части центров могут выполнять самые малые повседневные задачи с малым вниманием.

Место цели в концпции Грурджиева

Если мы не имеем некоторой доли свободного внимания, мы не можем ожидать сохранить цель или действительно узнать, о чем говорит работа, т.к. мы будем заняты малыми вещами, и работа никогда не может быть понята, если она берется либо как малая вещь, либо на уровне малых вещей. Причиной является то, что ум не один и тот же, но имеет более мелкие и более крупные части, и работа относится к его более крупной части и не может приноровиться и поэтому не может быть уловлена более мелкими частями.

Каждый центр имеет прежде всего три деления, соответствующие самим трем центрам - Интеллектуальному, Эмоциональному и Инстинктивно-Двигательному Центрам. В двигательных частях центров лежат малые вещи, и здесь, позвольте заметить, в этих частях, ничто не относится к нам и поэтому мы не можем ставить цель из этих частей. Интересно подумать об этом. Что лежит например в механических или двигательных частях вашего Интеллектуального Центра, и не принадлежит вам? Эти малые механические части наполнены разговорами, которые вы слышали, газетами, которые вы читали, всякого рода сплетнями, фразами, образами и словами и т.д., а эти вещи вообще не принадлежат вам. Они приходят и уходят. Но цель не должна приходить и уходить. Она должна принадлежать вам. Теперь, когда мы берем что-либо в Эмоциональной или Интеллектуальной частях центров, тогда оно начинает принадлежать нам и может даже создать нечто, и именно сюда должны падать идеи работы и все подобные идеи, такие, какие находятся в Евангелиях, ибо здесь они могут дышать и жить, и становиться собственностью кого-либо. Но люди, в которых работают только двигательные части центров, находят невозможным ставить цель в самих себе в правильном месте.

Мы имеем части центров для жизни и части центров для других вещей. Одна и та же вещь, проходя через различные части центров, будет выглядеть совершенно по-разному. Одна и та же идея или одна и та же фраза, воспринятая в Двигательной, в Эмоциональной и в Интеллектуальной частях Центров, становится совершенно различной. Идеи работы являются слишком крупными для малых частей центров, чтобы войти в них. Они будут видеть только небольшую частицу и не будут понимать, что это значит и поэтому будут искажать ее. Только более крупные деления центров могут уловить смысл всей концепции учения этой работы.

Двигательные части центров, которые обращены к внешней жизни, к чувствам, не могут уловить его смысл работы, т.к. это не их функция. Мы имеем не один ум, но три, и в каждом имеется много умов. Если бы мы могли применять особенно правильный

ум для особенной вещи, т.е. правильный центр или часть его, мы были бы уравновешенными в наших центрах. Но мы находимся почти всегда вне нашего подходящего ума и применяем ошибочный центр или часть его. Принимать эту работу механическими частями центров и позволять ей падать туда является примером пребывания вне подходящего ума. Вести дружеский разговор о работе, а затем о последних слухах, скандалах и т.д. - значит позволять работе снижаться и, таким образом, становиться смешанной с малыми небольшими частями центров и с малым «я», пребывающими в этих небольших неинтересных виллах. Прислушиваться к работе без оценки или без внимания значит принимать ее этими малыми механическими жизненными «я». Вот почему работа говорит, что все начинается с оценки; конечно, сначала мы прислушиваемся к работе, как можем лучше. Но если мы имеем магнитный центр, чтобы слышать, она начинает падать на эмоциональные части центров. 

Часть 2

Раз вы понимаете, что ум в этом учении рассматривается пребывающим на разных уровнях, точно так, как Вселенная, и что самым низким уровнем называется двигательная или механическая часть центра, вы поймете психологическое основание для многих вещей. Вы поймете, например, почему вы не должны говорить слишком много об этой работе, так как это стремится перевести ее в двигательные части центров. Лучше для людей, находящихся в работе, говорить о других вещах скорее. Или, если они говорили серьезно о работе, начинать некоторый другой род беседы столь скоро, сколь возможно, и отмечать разницу. Тогда вам станет понятнее, почему вы не должны употреблять имя Бога напрасно. Вещи, принадлежащие к более высоким и поэтому более сознательным частям центров, не должны быть допускаемы смешиваться с теми, которые принадлежат к более низким механическим частям. Это есть истинный смысл профанации. Профанация есть смешивание более высокого и более низкого. Она портит и разрушает соответствующий порядок частей центров, эту очень сложную и тонкую машину в человеке, каждая из частей которой имеет определенную и особую функцию.

Вы поймете также, почему так много значения придается обладанию магнитным центром. В жизни имеются два рода влияний, называемые в этой системе А и В. Влияния А принадлежат жизни и создаются жизнью - политикой, войной, спортом, деньгами и т.д. Влияния В иного порядка и идут извне жизни. Примером являются Евангелия. Они идут от сознательного человечества. Теперь внимательно отметьте следующее: Двигательные части центров могут принимать только А влияния и предназначены только для этого; В влияния падают на эмоциональные части центров; и С влияния, если вы встречаетесь с ними, которые идут непосредственно от Сознательного Человечества, падают на интеллектуальные части. Рассматривая вопрос таким образом, вы видите, как все вещи падают на свои правильные места.

Чтобы войти в более высокие, то есть более сознательные части центров, необходим акт внимания.

Легче оставаться в двигательных или механических частях, и интересно отметить, как мы избегаем усилия. Чтобы стать более сознательными о наших жизнях и о том, на что мы похожи, необходимо находиться в более сознательных частях центров, то есть в тех частях, которые могут видеть одновременно вместе несколько вещей, а не только одну. Самонаблюдение ведет к увеличению сознательности себя, своей жизни, и от этого цель становится яснее. Вы начинаете видеть, что является ошибочным не только в данную минуту, но и проходит через вашу жизнь. Это невозможно видеть из двигательных частей центров. Здесь не может быть видна жизнь, но только момент.

Поэтому ставить цель из механических «я» в двигательных частях центров совершенно неправильно. Они видят только через узкие цели. Поэтому становится важным думать, откуда вы можете ставить цель, равно как о том, что такое ваша цель. Вы не можете, конечно, внезапно ставить постоянную цель. Вы не можете воскликнуть вдруг: «Я клянусь, что я никогда не буду отождествляться снова» или «никогда не буду отрицательным» и т.д. Более крупная и более постоянная цель в работе должна быть основана на самопознании, приобретенном путем практического самонаблюдения. Возьмем отрицательные эмоции. Они представляют собой большой вопрос. Вы не можете вдруг поставить цель относительно них. Вы можете и должны начать путем постановки временной цели не выражать их, как предлагает работа. Это помогает вам наблюдать их лучше. Тогда вы можете видеть постепенно, что если вы затрачиваете так много силы на состояние быть отрицательным, вы не имеете никакой силы для чего-либо еще, для счастья, например. Тогда вы можете видеть, что вы не можете войти во внимание и, таким образом, войти в лучшие части центров, если вся ваша сила исчерпана в этом бесполезном направлении.

После того, как вы увидели все это и многое другое в себе, вы можете начать ставить более постоянную и истинную цель относительно некоторых из ваших отрицательных состояний и такую, которая идет из правильного места в вас. Ибо вы поймете лучше, что вы делаете, и поэтому будет делать это более из себя и из того, что принадлежит вам. Но если, услышав, что кто-то должен бороться против отрицательных состояний, то вы ставите цель из небольшого подражательного «я», в двигательной части центра, только потому, что вы слышали, что это следовало делать, и кратко записали в вашу записную книжку подобно хорошему школьнику, но вы не поймете чего-либо в вашей цели. Она не будет принадлежать вам. Цель будет, может быть, правильной, но будет исходить из крайне неправильного места. Поэтому, важно думать о том, откуда идет цель, а не только, что такое ваша цель.

Или возьмем другой пример - допустим, что вашей целью является преодолеть ваши нежелательные  ассоциации относительно людей. Если вы делаете это просто из двигательных частей центров, из малых механический «я», эти «я» не будут видеть причины, почему вы должны это делать, потому что эти нежелательные механические ассоциации являются их специальной работой. Вы указываете фабрике не заниматься своей специальной работой. Нежелательные ассоциации лежат в механических частях, в механических «я». Но если в этом случае вы думаете о людях в связи с работой, вы поднимаетесь из механических частей центров и механических ассоциаций. Вы будете принимать их на другом уровне. Ваша цель будет тогда идти из правильного места и может иметь результаты. Все шансы, которые мы имеем, зави^ сят от существования другого уровня. Вы можете быть способны получить совсем новый способ принятия людей, к которым механически вы питаете отвращение. Вы сможете увидеть механичность ассоциации в терминах того, что вы видите в вашей собственной механичности. Таким образом, вы снова видите, что цель может быть правильной, но откуда она идет в вас. Вы можете делать многие вещи совсем легко или более легко с уровня работы, но будет невозможным, если вы пытаетесь делать их с уровня жизни. Объяснение лежит в этих различных частях центров и из каждой части идет своя цель. По этой причине путем наблюдения необходимо узнать, где вы находитесь, и не пытаться, находясь находитесь в подвале, делать уборку в верхних этажах и наоборот.

Вполне практическим вопросом является спросить себя: «Где я»? Вы можете быть близки к очень плохому, узкому и злому «я» или в очень малых частях центров, где ваши силы внимания равны нулю. Тогда вы не должны ожидать успешного выполнения важных решений или, если вы смотрите вперед на что-то, ожидать, что оно пройдет очень хорошо. Вы, несомненно, испортите вещь. Простой акт внимания благодаря самонаблюдению может изменить ваше положение в себе и ввести вас в лучшее место.

Вы знаете, что вы можете быть в каком-либо месте во внешнем пространстве и не быть в правильном месте во внутреннем пространстве. Мы знаем много о пребывании в ошибочном или правильном месте внешне, в пространстве, но очень мало - о пребывании в ошибочном или правильном месте внутренне, в самих себе, а последнее значительно более важно. Конечно, пока вы принимаете себя за одного, вы не можете понять, что это значит. Но когда, путем наблюдения, вы видите, что вы являетесь множеством и что вы имеете много мест в вас, это становится легче уловить. И помните, что работа учит, что посредством направленного внимания мы можем изменить наше внутреннее положение.

Источник Школа ПА. Истоки Учения

Обязательно поделись

этим