В прошлом люди Востока, как и многие другие народы древности, видели в природе божественное и человеческое начала, и в их видении мира божества, люди и природа естественно сплетались в одно целое.
Термин, используемый восточными мудрецами для обозначения природы, - «небеса». Небеса -это не только небо над головой и все природные явления, но и божество, живущее там. Поэтому существует множество церемоний и ритуалов поклонения небесам. Хотя небеса -это божество, не имеющее ясно выраженной божественности, оно составляет единое целое с природой, и, так как природа имеет божественный характер, людям следует подчиняться природе. Именно так и возник так называемый принцип сокутен (подчинение небесам).
Сокутен обозначает подчинение законам небес. К этим законам относится не только уважение всего, что есть под солнцем, но также и движение Солнца, Луны и звезд, смена времен года - весны, лета, осени и зимы - и все другие явления природы.
На Востоке подчинение природе - это сама жизнь. Так как сев и сбор урожая и другие хозяйственные работы следуют ритму, заданному природой, люди поклоняются природе как божеству и принимают природный порядок как абсолютный и совершенный. Однако человек должен не просто подчиняться природе, но и стремиться к единению с ней. Так возникает философия единения человека с небесами.
Как было указано выше, универсальный элемент, составляющий природу и божество, частью которого являются небеса, - это Ки. Ки - это газообразная субстанция, состоящая из всего, включая небеса и землю, то есть она представляет собой общее газообразное тело. Нужно отметить, что этот принцип можно увидеть в «Нихон Шоки»:
Сначала есть ложное небо. Вселенная родилась в ложном небе. Ки возникла во Вселенной. Ки имеет вес. Та, которая легкая и прозрачная, повисает и становится небесами, а та, которая тяжелая и плотная, опускается и превращается в землю.
Легкая и прозрачная Ки старается собраться вместе, но тяжелая и плотная Ки склеивается медленно. Поэтому небеса были созданы первыми, а потом появилась земля.
Ки в небесах стала Йо-Ки, а Ки на земле - Ин-Ки.
Чистые формы этих двух Ки составляют четыре времени года: весну, лето, осень и зиму, а Ки, бьющая из них, составляет мириады творений.
Когда соединяется толькоЙо-Ки, она становится огнем. Чистый огонь становится Солнцем. Когда соединяется только Ин-Ku, она становится водой. Чистая вода становится Луной. Ки, выплеснувшаяся из Солнца и Луны, становится звездами. Значит, Ки - это газообразная субстанция, которая образует не только небеса, Землю, Солнце, Луну и звезды, но также все существующие вещи. В то же время она - основной элемент, составляющий основу ума и тела человека.
Люди вбирают Ки небес и земли при дыхании. Дышать -значит питать тело и ум Ки небес и земли. Соответственно, иногда слово Ки употребляется как синоним слова «дыхание». В этом значении Ки рассматривается как источник человеческой жизни. С этой точки зрения Ки является, так сказать, энергией жизненной силы.
Киунакопляющаяся в теле при дыхании, создает тело человека и его сознание. Как видно из названий таких понятий, как темперамент (ки-шо)у жизненная сила (ки-ръеку), смелость (ю-ки)у врожденные склонности (ки-рин) и неустрашимость (ки-хаку)у Ки является основной составляющей наших чувств и ума.
В древности на Востоке внутренние органы тела подразделяли на пять органов Зо и шесть органов Фу. Древние полагали, что тело человека состоит из части Зо и части Фу и что эти две части обеспечивают жизнедеятельность организма, выполняя такие важные функции, как дыхание, пищеварение и кровообращение.
Дыхание в те времена рассматривалось как двусторонний процесс. Воздух, используемый при дыхании, то есть Ки (свежий воздух), следует по пути вдоха вниз к селезенке, печени и почкам через нос, а потом по пути выдоха, вверх из сердца к легким и через рот - наружу. Ки - это общее название жизненной энергии.
Когда в желудок через пищевод попадает твердая пища, там начинается процесс ее переваривания при помощи пищеварительного сока, выделяемого селезенкой, и активно действующих компонентов, преобразованных в Ки пяти вкусов. Ки пяти вкусов собирается в селезенке, где перемешивается с водой.
Раньше считали, что когда Ки пяти вкусов смешивается с водой, то возникает кровь. И каждый раз, когда воздух на вдохе или на выдохе проходит через селезенку, он выталкивает оттуда кровь, которая за один такой толчок продвигается в венах на 3 сана (около 9 сантиметров). Таким образом вдох, выдох и кровообращение происходят в тесной взаимосвязи.