История астрологии
Вопрос о времени и месте возникновения астрологии сложен, поскольку достоверных сведений о ранних этапах становления астрологических учений недостаточно.
Некоторые исследователи относят возникновение астрологии к периоду мустьерской эпохи (около 40-100 тыс. лет назад), когда происходили фиксации простейших наблюдений за движением Солнца, а также развивались первоначальные навыки счета и геометрия в разных районах Евразии.
Точно можно сказать лишь, что не позднее последних веков III тыс. до н. э. в Месопотамии уже была известна астрология предзнаменований: в это время велись систематические астрономические наблюдения, а отдельным явлениям, таким как появление комет, солнечные и лунные затмения и т. п., придавалось астрологическое, предсказательное значение. Об этом свидетельствует найденный в 1847 г. в Ниневийской дворцовой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала клинописный текст «Энума Ану Энлиль». Однако почти до начала новой эры астрология оставалась мунданной и занималась предсказанием событий лишь государственного масштаба; идея индивидуального гороскопа не была знакома вавилоно-ассирийским астрологам.
Появление первых индивидуальных гороскопов датируют приблизительно V-IV вв. до н. э. Именно к этому периоду относятся наиболее древние из дошедших до наших дней личные гороскопы. Вероятно, появление концепции индивидуального гороскопа было обусловлено слиянием введённого к IV в. до н. э. в употребление 12-и знакового зодиака и развивающейся традиции гемерологий, напоминающих календари-месяцесловы списков благоприятных и неблагоприятных дней. Примером такого календаря может служить папирус из Древнего Египта, относящийся к периоду ХIХ-ой или ХХ-ой династии (около 1200 г. до н. э.).
Окончательно традиция гороскопической астрологии сложилась под влиянием греческой культуры около первого столетия н. э. В работе Птолемея «Тетрабиблос», относящейся к тому времени, излагаются принципы классической астрологии, которые сохранились практически неизменными вплоть до новейшего времени.
После укрепления связей между Индией и Греко-Римским миром в III-V вв. н. э. греческие тексты, содержащие сведения о гороскопической астрологии попали на Восток и были переведены на Санскрит, положив начало индийской астрологической традиции. Хотя элементы догреческой астрологии попали в Индию гораздо раньше. Не позднее середины I тыс. до н. э., после захвата Ахеменидами северной Индии на Восток проникли знания вавилонской астрономии и астрологии в той разновидности, которая содержится в текстах «Мул Апин» (МUL.АРIN).
Постепенно пути греческой и индийской астрологии расходятся. Индийские астрологи разработали концепции, незнакомые эллинам, такие как, например, концепция лунных домов (накшатр) и астрологии вопросов (хорарная астрология). На 3ападе продолжал совершенствоваться математический аппарат астрологии: вычисления становились строже, вершины домов гороскопа были привязаны к астрономическим параметрам небесной сферы, была выдержана строгость определения аспектов между планетами (в Индии эта концепция существует в упрощённой форме).
Таким образом, к новейшему времени сложились две родственные, но различающиеся деталями, традиции гороскопической астрологии:
- 3ападная система астрологии;
- Система индийской (ведической) астрологии.
Впоследствии к корпусу астрологии из-за внешнего сходства были отнесены некоторые календарные системы, но строго говоря, не являющиеся традициями гороскопической астрологии. К подобным календарным системам относятся:
Гороскоп
На основании взаимного расположения небесных тел относительно 12 знаков зодиака и 12 домов гороскопа на определенный момент времени (например, момент рождения человека) и месте происходящего на 3емле (например, место рождения), составлялся гороскоп, на основании которого астролог выносил суждение (например, о судьбе рожденного). Гороскоп также составлялся для выбора наиболее удачного момента начала предполагаемого действия (например, сражения, заключения брака), для определения исхода определенного событий и выбора стратегии поведения и др. целей.
В современной западной астрологии ХХ в. для построения гороскопа, в зависимости от конкретной школы, к которой относит себя тот или иной астролог, кроме планет септенера: Солнца, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, известных в древности, учитываются положение Урана, Нептуна, Плутона, некоторых крупных астероидов и «фиктивных точек».
Эффект Марса
Существует ряд статистических исследований достоверности астрологии, давших кажущийся положительным результат. Наиболее известными в этой области являются работы Мишеля Гоклена, сопоставившего гороскопы рождения большого количества людей с их профессиями. Результаты этих работ оказались неоднозначными. Часть исследований Гоклена опровергли некоторые положения астрологии. В то же время в ряде других исследований были обнаружены некоторые статистические закономерности, подтвердившие наличие связи момента рождения человека с его судьбой. Эти исследования повторялись несколько раз под надзором различных экспертов и давали одинаковые результаты, однако научное сообщество отказалось признать их, мотивируя это тем, что полученные статистические отклонения были не очень велики и при данных объёмах выборок могут быть поставлены под сомнение.