Молитвы и славление Бадж. Ритуалы и церемонии в Зороастрийской религии

Молитвы и славление Бадж. Ритуалы и церемонии в Зороастрийской религии

Время чтения 5:15

Зороастризм дал несколько кратких молитв Бадж, которые помогают человеку поддерживать его чистоту, в то время как он восприимчив к нападениям зла. Следующие действия могут быть заключены такими молитвами Бадж: купание, еда и отправления естественных потребностей, подстрижка волос и ногтей.

Гахи - ежедневное пятикратное чтение молитв, названных по именам периодов в сутках - гахов:

  • Хаван-гах - от рассвета до полудня
  • Рапитвин-гах - от полудня до 3 часов по полудни
  • Узерин-гах - от 3 часов по полудни до заката
  • Аивисрутрим-гах - от заката до полуночи
  • Ушахин-гах. - от полуночи до рассвета

Главные молитвы Зороастризма - ссылка (Ахуна Вайрья (Ясна 27, 13), Аша Вахишта (Ясна 27, 14), Йенгхе Хатам (Ясна 4, 26), Кэм На Мазда)

Ритуалы и церемонии

Ритуалы - неотъемлемая часть религии. Ритуалы излагают основное учение нашей традиции, что есть два мира, есть добро и зло в мире и наконец триумф доброй воли над злом при посредстве человека. Они исполняют важные функции:

  • Обеспечивают связь с тонким миром.
  • Представляют религиозные доктрины символическим способом.
  • Призывают присутствие Духовных существ.
  • Выражают благодарность божественному.

Основные ритуалы Зороастризма:

Нозуди - обряд посвящения в священнический чин, сословный чин, коронация монарха

Сагдид - обряд оглядывания человека собакой для изгнания из него дэвов при проведении барашнум - церемонии очищения. Сагдид также проводят над бездыханным телом для определения жив или мёртв данный человек

Падъяб - ритуал омовения. Полное омовение (от головы до ног) совершается перед совершением важных ритуалов, утром после пробуждения, после отправления большой нужды, после потери ритуальной чистоты в результате контакта с рвотными массами, кровью, семенем, мочой, калом. Частичное омовение (руки, лицо) совершается перед приёмом пищи, после отправления малой нужды

Барашнум - длительный ритуал очищения, проводимый мобедом с участием собаки. Барашнум проводится после осквернения человека прикосновением к трупу или совершения тяжкого греха, перед посвящением в священнический чин. Барашнум считается очень полезным для облегчения посмертной судьбы. Каждому зороастрийцу рекомендуется пройти этот обряд хотя бы раз в жизни

Дрон - ритуал приготовления и освящения мобедом дрона - ритуального хлеба для зороастрийского "причастия"

Хум (хом) - ритуал приготовления и освящения напитка «хаома», используемого священниками при проведении других ритуалов

Ясна - зороастрийская литургия, совершаемая мобедами в присутствии освящённого огня, в ходе которой читаются 72 главы Ясны (источник)

Навджот Navjot (инициация в религию)

Всем Зороастрийцам предписывается, пройти Навджот (Введение в Веру) между 7 и 9 годами. Слово Навджот означает "новый возноситель молитв". После этой инициации ребенок становится ответственным за свои действия. Ему надлежит регулярно практиковать молитвы к Божественному Началу. Навджот совершается, чтобы подтвердить принятие ребенка под защиту Зороастризма и даровать ему ритуальные одеяния Судрех «Священная рубаха» и Кушти «Священный пояс».

Со дня Навджот ребенок должен носить эти священные одеяния в течение жизни, поскольку они - духовные орудия, необходимые для того, чтобы возносить молитвы. Прежде, чем быть наделенным Судрех и Кушти, ребенок подтверждает свою веру в Ахура Мазду, пророка Заратуштру и религию, читая молитву Дин но Калмо. Навджот - самый важный ритуал в жизни ребенка и должен быть выполнен с предельной заботой, предпочтительно утром. После ритуала, ребенку предписывается выполнить ритуал Кушти в указанные сроки, развязывая и повторно связывая Кушти над Судрех, говоря необходимые молитвы.

Судрех/Садро: белое хлопковое одеяние, носимое всеми Зороастрийцами непосредственно на теле. Судрех служит как духовная броня, и в то же время дает носящему ощущение цели и тождества своему этносу и вере. Судрех сделан из девяти частей, каждая часть, символизирует одну из доктрин. Это сделано из белой ткани в специфической форме с карманом впереди, который известен как «Киссе и Кирте» - мешок заслуг. Заслуги собранные в символический мешок будут сопровождать душу после смерти. Следовательно, долг каждого Зороастрийца - быть прилежным в жизни и символически наполненять мешок заслугами.

Судрех - эмблема чистоты и достоинства. Она указывает религиозный путь Аша. Судрех - подобие духовной брони у Духовных Существ, и действует как защита против недостатков и злых сил. Кушти является шерстяным поясом, носящимся поверх Судрех. Он сделан из переплетенных вместе 72 тонких нитей из шерсти ягненка. Кушти оборачивается вокруг пояса трижды, с четырьмя узлами, два спереди и два сзади.

Согласно книге «Творение» три круга вокруг пояса представляют 3 принципа Хумата, Хуката, Хваршта (добрые мысли, слова, дела), и 4 узла представляют 4 духовных качества человечества. Значение слова Кушти - "граница", и это напоминает о важности находиться в пределах заповедей. Круги вокруг пояса представляют Каша "духовные оболочки" вокруг тела. Кушти также имеет значение напоминать о правильных действиях в повседневной жизни. 

Ритуал Кушти. Ритуальное омовение открытых частей тела, развязывания и завязывания Кушти, поверх Судрех, при напевании определенных молитв называется пАдь Яп-Кушти (на современном персидском). Это означает "омовение, очищение молитвой", и пришло от авестийского АитиАп - "с водой". После пАдьЯп, производится собственно ритуал завязывания Кушти. Этот основной ритуал, он предшествует любому другому ритуалу или церемонии Зороастризма. Без этого, формально, никакую молитву или церемонию нельзя проводить. Завязывание Кушти - одно из необходимых условий для входа в Храм Огня или начала любой церемонии.

После Инициации, все Зороастрийцы носят Судрех и Кушти на теле всю жизнь. Они развязывают и заново завязывают Кушти, вместе с пением молитв несколько раз в день. Эта простая практика помогает удерживать в сознании основные заповеди религии, а также дает ощущение защиты молитвами и помощью духовных существ. Судрех и Кушти - духовное оружие Зороастрийцев. Они формируют энергетическую оболочку вокруг физического тела, которая защищает человека от злых сил, и ведет по пути благочестия и долга.

Священные писания подобно Яcна 30.5 и Яcна 9.25 упоминают божественное одеяние и божественный пояс Духовных Существ. Судрех и Кушти - представление этого духовного одеяния в человеческом обществе. В Авесте слово, используемое для Судрех - Вастра, и для Кушти - аиви Аонгана.

Ритуалы брака

Зороастризм рассматривает брак как набожная обязанность, религиозное причастие, святой союз двух душ, и не только социальное, юридическое или договорное соединение между двумя человеками. Договор брака считается безвременным. Брак основан на достоинствах взаимопомощи, преданности, верности и самопожертвования. На всех здоровых зороастрийцев возложено жениться, устанавливать дом, и жить счастливо с женой и детьми.

Зороастрийский идеал брака превознесён в Гатха Вахоштошти (Ясна 53.4), который расценивается как "свадебный гимн". Заявляется, что счастливая женатая жизнь зависит от достоинства, обязанности, и преданности друг другу. Зороастрийские тексты ясно показывают преимущества женатой жизни перед не женатой.

Есть различие между церемониями брака, выполненными сектами Кадими, Иранис и выполненными Шахеншахис. Ритуал последних может быть разделен на четыре части:

Нахан: священное очищение

Арантар: символическая платформа для союза двух человек

Священное Подтверждение: Заверение принятия перед священниками и свидетелями

Аширвад: Благословения и благопожелания священниками. Божественное существо Арьяман призвано в этих благословениях. Он осуществляет контроль над радостью, миром, дружбой и благородством (качества, необходимые для успешного брака). Это существо имеет очень древнюю историю отношений с людьми. В Авесте и в Ведах, Брахманах и Пуранах Индии он присутствует как покровитель людей

До последних времен, среди членов секты Шахеншахи, благословение брака произносилось на языке Пазанд и Санскрит. Однако, в настоящее время это стало редкой практикой.

Ритуалы смерти

Важным аспектом обрядности исследователи считают погребения умерших. Дело в том, что дух смерти, как считается, начинает поражать умершего и вещи вокруг него, а также близко находящихся к трупу людей. А потому погребали покойников всегда обнаженными, считая, что одежда тоже подвержена духу тлена. Живое воплощение духа тлена - трупная муха, поражающая и одежду, ложе, жилище покойника. Отсюда считалось осквернением не только трогать труп, но уж тем более переносить его:

"Да не понесёт никто в одиночку мёртвого. А если понесёт один мёртвого, смешается с ним труп через нос, через глаза, через рот, <...> через детородный орган, через задний проход. До кончиков ногтей на него Друхш-йа-Насу* набрасывается. Не очиститься ему после этого во веки веков".

Некоторые исследователи считают, что этот обычай, считать мертвого человека за пораженного дэвом смерти и опасным для жизни вокруг стоящих, относится ко времени чумы или других опасных заболеваний. Я считаю это вполне возможным, учитывая возможность массовых эпидемий и то, что в Африке при жарком климате любые инфекции находят более благодатную почву для распространения.

Верующие настолько боготворили стихии, что не сжигали своих умерших, а оставляли в специальных возвышенных местах ("Башнях молчания"), дабы не осквернить землю, для того, чтобы трупы могли обгладать дикие звери и птицы. Причем труп привязывали, чтобы животные не могли растащить кости на землю или растения. Если человек умирал на земле, то ее нельзя было определенное время орошать и возделывать. Родные и близкие шли одетыми в белое не ближе, чем 30 шагов от похоронной процессии. Если тело необходимо нести далеко, то его могли положить на осла или корову, но жрецы все равно должны идти.

Оплакивать умершего можно не более трех дней и только заочно. В эти три дня необходимо совершить все обрядовые церемонии с упоминанием имени умершего. Если умерший - народный благодетель, то на третий день "глава общины, провозглашает перед общиной имя умершего - народного благодетеля, которое должно почитаться и поминаться в публичных религиозных церемониях". Зороастрийцы поминают всех умерших, принесших пользу маздаяснийской общине с давних времен. А вот хоронить тело необходимо только днем, ночью хоронить строго запрещено.

Обязательно поделись

этим